Глава Как дЕды жили и служили. Часть 1

Как деды жили и служили…

«От героев былых времён
     Не осталось порой имён…»

Светлой памяти моего отца и
людей его поколения посвящается.

Летят годы, и от нас постепенно уходит поколение тех, кто на своих плечах вынес всю тяжесть Великой Отечественной войны и последующих, тяжелейших, послевоенных лет.  О жизни и службе в эти годы мне рассказывал мой отец, Дроздов Борис Петрович. Я хочу в заключительной главе этой книги  кратко рассказать, как служили наши отцы и деды.
Это будет невесёлый разговор о сложных годах в истории нашей страны.
Есть такая горькая русская поговорка «Иваны, не помнящие родства». Она  во - многом справедлива для нашего народа. У нас нет обычая: знать своих предков на 5-7 предыдущих поколений, как свойственно многим другим  народам. Хорошо, если знают биографические данные отца с матерью, отлично – если дедушек с бабушками и уж – вовсе великолепно, если могут хоть что-то сказать о своих прадедах. Дальше – и вовсе «тьма веков» для очень многих из нас. Не от этого ли и многие наши беды проистекают…
Я – тоже не исключение, к великому сожалению. Осознание важности и необходимости знать своих пращуров пришло ко мне уже в довольно зрелом возрасте.  Приходится только сильно сожалеть, что в ранней юности у меня не хватило ума порасспрашивать, как следует, бабушку с дедом, пока они были ещё живы об их житье - бытье.
Да и с отцом я вроде бы часто говорил о тех годах, а до сих пор жалею, что мало его  расспрашивал. Сам он рассказывать о пережитом как-то стеснялся и не любил.
Вот немногое, что мне известно.
Мой прадед, по отцовской линии, Федор Иванович Дроздов служил простым  солдатом еще при Николае I. Честно отслужив России 25 лет, он был уволен в отставку, после чего прибыл в родную деревню Дрозды, где-то под Витебском.  Вот откуда и наша фамилия. Там чуть ли не все жители были Дроздовы. В деревне он получил  двойной  надел земли.  Так и положено было тогда давать, отслужившим своё, рекрутам такой надел. После чего – женился, и жена родила ему 12 детей. «Были люди в наше время!!!».
По семейному преданию, он погиб в возрасте свыше 100 лет, будучи вполне крепким ещё мужиком, при таких обстоятельствах: чья-то тройка коней испугалась и «понесла» по главной улице деревни, а прадед попытался их остановить, подхватив «под узцы», да неудачно, лошади его «стоптали». Видимо, силы у него были, всё же, уже не те.
Дед мой, Пётр Федорович Дроздов, был самым младшим из двенадцати детей (вместе с сестрой – двойняшкой Марией, они родились последними в 1889 году).
В 1914 –м началась Первая мировая война и деда призвали в армию. Он провоевал всю эту войну в пехоте русской армии. В её начале – попал в окружение, где-то в районе Мазурских болот. Его полк не сдался в плен, а сумел, после долгих боёв, вырваться из этого окружения и продолжил воевать. Мне запомнилось, что дед гордился этим обстоятельством своей боевой юности.
«Победители – не сдаются. Сдающиеся – не побеждают!» - есть такая, забытая ныне, поговорка.
Потом он,  имея хорошие способности к технике, выучился на шофёра и даже (видимо уже после революции) окончил авиашколу при заводе Анатра в Одессе. Дед был в первых рядах военлётов Советской республики.
(Мне, в годы моей юности,  называла  диковинное название этого завода бабушка. Я же, балбес, даже не стал интересоваться никакими деталями, по юношеской глупости и эгоизму, мол «ещё успею!». Не успел, конечно…)
После революции дед летал до 1926 года. Потом,  его друг разбился над Кронштадтом, и бабушка настояла на прекращении дедовской лётной карьеры. Так, до конца своих дней дед и проработал простым рабочим. Тогда ещё этим званием гордились…
В том же 1926 году родился и мой отец. У деда с бабушкой было четверо детей. Двое (мальчик Пётр и девочка Анастасия) умерли маленькими. Выжили двое: старший – Николай , 1919 года рождения и мой отец.
Николай был, как я теперь понимаю, любимым сыном бабушки и гордостью всей семьи. Отличник в школе, он после её окончании поступил, и блестяще закончил Ленинградское танко - техническое училище, которое располагалось тогда где-то у цирка. 
Потом – финская война, в которой Николай принимал активное участие. На фронте его танк был подбит,  и он был командирован на Кировский завод, за новым танком. На нём, следуя на фронт,  он въехал прямо во двор нашего дома на проспекте Добролюбова, к восторгу отца и всех местных пацанов. Весь экипаж, за эти полчаса, что они были у нас дома, бабушка успела накормить, а дед – сбегал в магазин и вручил каждому танкисту  – по бутылке водки, в путь- дорогу.  Всё это время отец со своими друзьями лазил по настоящему танку!!! А старший брат подарил ему на память свой танкистский  шлемофон! По тем временам, для мальчишки - дороже подарка не было. Отец с ним не расставался. Такое не забывается. Даже спустя 50 лет, рассказывая мне об этом, отец счастливо улыбался.
С финской войны Николай прислал родителям свою фотографию. Полушубок, валенки, варежки, будёновка, портупея с  пистолетом.  Морозы тогда стояли страшные, и бои шли жестокие…
Николай успешно отвоевал с финнами, но погиб в Великую Отечественную, в 1943 году.

(На фото: лейтенант Дроздов Н.П. 1940 год, Карелия)

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/03/15/416


Рецензии
Достойно, Сергей! А вы - молодец, интересный материал собрали о своих предках. Так что к вам "не помнящие родства" не относится. Я тоже затрагивал эту тему. Есть у меня статья "Кто мы?" в конце листа и на след. стр. "Судьбы. Размышления". Будет время, почитайте. А пока всех благ и... хороших выходных!

Александр Грунский   12.12.2020 11:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и Ваше внимание, Александр!
Непременно прочитаю.
С уважением,

Сергей Дроздов   12.12.2020 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.