Система обороны Гродненского княжества XII - XIV в

     Система обороны Гродненского княжества в XII - XIV веках

     Гродно (Городен, Городно) как центр удельного княжества в составе Древнерусского государства, позже самостоятельной земли-княжества, известен с 1116 г. Гродно имел важное значение как передовой форпост на северо-западных рубежах Киевской Руси, был ключом ко всем землям Понеманья. Не до конца оценено значение города как центра, контролировавшего Неманский торговый путь на Балтику, который включал в себя промежуточные пункты на Немане и конечный пункт Неманского пути - город-порт Русьно у места впадения Немана в Куршский залив.

    Оборона Гродненского княжества опиралась на основные крепости-замки, расположенные примерно по периметру княжества: Гродно, Новогрудок, Волковыск и Слоним. Замки были построены таким образом, что контролировали важнейшие торговые пути в Понеманье, а также перекрывали основные направления возможного вторжения вражеских войск. Направления возможного нападения врагов, защищаемые крепостями, ориентировались на наиболее доступные водные пути с переправами и проторенные дороги среди непроходимых болот, водных преград и пущ, служивших дополнительной защитой по периметру княжества и в определенном смысле определявших его естественные границы. Помимо крупных укрепленных пунктов, прикрывавших определенные направления, существовали и промежуточные укрепленные пункты по течению Немана внутри Гродненского княжества, такие, как замок Турейск (ныне деревня с одноименным названием), обеспечивавшие дополнительную устойчивость обороны княжества. С опорой на них можно было строить оборону в случае потери одной из важнейших крепостей, расположенных по периметру и прорыва противника вглубь княжества. В период Великого княжества Литовского система крепостей наращивалась. Вокруг замков группировались бояре, дружинники и ополчение, входившие в военные дружины и полки (хоругвы).
 
     Каждая из крепостей имела свою автономную систему обороны, встречавшую врага уже на дальних подступах – своеобразную систему сторожей – укрепленных боярских дворов и небольших замков, вынесенных на расстояние от 20 до 40 км от главной крепости, прикрывавших наиболее опасные направления и обеспечивающих своевременное оповещение главных сил. Такими сторожами для г. Гродно со стороны реки Неман являлись укрепленный боярский двор Глядовичи (ныне центр сельсовета Мостовского района), расположенный выше по течению Немана, и замок Райгород (рядом с нынешней деревней Привалка Гродненского района), расположенный ниже по течению реки, позже замок Перелом (Гродненский район), расположенный на одном из островов на Немане, заменивший разрушенный крестоносцами Райгород. На сухопутном направлении эту роль играл княжеский двор Давыдишки (Вертелишки, Гродненский район). Для Волковыска характер передовых укреплений имели укрепленные пункты Мстибогов (ныне Мстибово) и другие. Подобную систему сторожей имели Слоним и Новогрудок.

     Позже такие крупные крепости, как Слоним, Новогрудок и Волковыск, опираясь на свои военные силы и автономную систему обороны, местную экономику, выделились из Гродненского княжества и стали центрами более мелких удельных княжеств, однако, по большей части, находившихся между собой в военном союзе. Во второй половине XIII века они были вновь объединены вокруг Новогрудка, ставшего столицей Великого княжества Литовского, а позже – в составе удельного Гродненского княжества – вотчины князя Витовта и других литовских князей.

     Своеобразной осью, пересекавшей периметр княжества и влиявшей на построение обороны, была река Неман. Она же служила и основной внутренней торговой артерией, через свои притоки связывавшей крупные центры со многими другими населенными пунктами княжества, через систему волоков с бассейнами Припяти и Днепра, Нарева и Буга, Вислы. Вблизи Волковыска находился один из таких волоков, в связи с чем целесообразно рассматривать в качестве одной из версий происхождения названия города Волковыска от названия «Волок Выский» – высокий волок.
 
     Особое значение придавалось защите важных в военном отношении переправ. Переправы через реку Неман (прежде всего в районе самого Гродно, в Княжеводцах, в Мостах, а также в районе населенных пунктов Привалка, Куколи, Миневичи, и некоторые другие) носили стратегический характер не только для Гродненского княжества, но и для всей Восточной Европы, так как Неман был одной из важнейших водных преград, защищавших путь на Восточно-Европейскую равнину с запада. Обороне переправ через Неман придавалось первостепенное значение. Часть из них была прикрыта замками (Гродно, Райгород, Перелом), часть – укрепленными боярскими дворами (Глядовичи), часть защищалась в общей системе обороны. Населенные пункты вблизи переправ имели характер своеобразных военных поселений, так как коренное население в этих местах периодически уничтожалось во время вражеских нашествий. В качестве примера из более поздних времен можно привести деревни, расположенные на небольшом отрезке берега Немана вблизи переправы у деревни Княжеводцы (Мостовский район), куда в XVI – XVII веках осуществлялось переселение казаков с Украины. До нашего времени дошли названия Хартица, Казаковцы (а также привнесенные названия Дубно, Русиновцы, Москали, Черленая, Черленка), фамилии местных жителей (Казак, Атьман и другие), свидетельствующие о военном характере поселений, имевших задачу охраны одной из важнейших переправ через Неман.
 
     Важную роль в системе обороны княжества играли силы союзников. В первой половине XII века Гродненское княжество рассчитывало на военную помощь Киевского, а также Турово-Пинского и Волынского княжеств. В дальнейшем Гродненское княжество активно участвовало в военно-политической жизни Руси с целью обеспечения благоприятных условий для внутреннего развития княжества, что привело к расцвету княжества во второй половине XII века, росту населения и увеличению количества населенных пунктов, развитию ремесел, появлению Гродненской школы зодчества.

     Особую роль в укреплении обороны княжества имело дальнейшее развитие фортификационного строительства. В начале XII века Гродненский замок имел вид земляных укреплений с остроколом и срубами-городнями. Во 2-й половине XII в. была возведена плинфовая стена, и, по-всей видимости, башни, что было уникальным явлением в замковом строительстве того времени. Во 2-й половине XIII в. с восточной стороны была возведена круглая башня-столп (донжон) волынского типа. В результате многочисленных осад крестоносцев (1284, 1296, 1306, 1311, 1312, 1328, 1361, 1363, 1373, 1375, 1377, 1390, 1393 и 1402) отдельные участки каменных укреплений были постепенно разрушены и заменены деревянными. После пожара 1398 г. плинфовые стены замка были заменены стенами из валунов и крупноразмерного брускового кирпича. Замок получил форму неправильного треугольника. Общая длина стен достигала 280 м, толщина 2,5 – 3 м. В замке было 5 башен. Въездная башня-брама с тюрьмой под ней имела подъемный мост через сухой ров, который отделял ее от городского посада. В верхней части брамы находились нависшие бойницы-обломы, за зубцами – боевая площадка. 4 башни были квадратными в плане (около 12х12 м), 5-я – круглая. В систему обороны замка входил двухэтажный дворец великого князя Витовта, построенный в конце XIV - начале XV века, окна 2-го этажа которого, повернутые в сторону города, имели вид узких бойниц. Опыт фортификационного строительства в Гродно использовался прежде всего при строительстве замка в Новогрудке, второго по значению в Гродненском княжестве, а также при строительстве замков в Волковыске и Слониме.

     Большое значение для обороны имело изготовление или подвоз оружия, поставка лошадей и припасов. Крупные замки постепенно превратились в значительные торгово-ремесленные центры.
 
     Одним из важнейших условий обеспечения обороны было становление Гродненской военной школы, формирование местных военных традиций, развитие идеологии Гродненского княжества. Местная военная традиция впитала в себя воинский опыт Древнерусского государства, поучения Владимира Мономаха (первый удельный гродненский князь Всеволод был его зятем), военную тактику галицко-волынских князей, была развита гродненскими князьями династии Всеволодовичей, полководцами времен Великого княжества Литовского: Давыдом Городенским (правнуком Александра Невского) и Витовтом. Полководческое искусство гродненских князей Всеволодовичей получило высокую оценку со стороны великих князей киевских и удельных князей Древней Руси, нашло объективное отражение на страницах Древнерусских летописей, в Слове о полку Игореве. Основой и особенностью Гродненской военной традиции стало использование значительных сил кавалерии, хорошо подготовленных и действовавших при необходимости на значительном удалении от территории княжества. Необходимо отметить и стремление использовать прежде других наиболее современные образцы вооружения, такие, например, как самострелы (арбалеты), пластинчатые доспехи и другие. Одной из важнейших традиций гродненской военной школы было использование принципа активной обороны. гродненский князь Всеволод, его сыновья Борис, Глеб и их младший брат Мстислав прославили гродненскую военную силу далеко за пределами Гродненского княжества, чем обезопасили внешние границы княжества. Гродненский каштелян Давыд Городенский последовал их примеру, нанося разящие удары далеко вглубь владений противника, в связи с чем набеги крестоносцев на Гродно прекратились на долгие годы и возобновились только через несколько лет после смерти Давыда. К представителям гродненской военной традиции в полной мере можно причислить Великого князя литовского Витовта.
 
     Опора на активные действия кавалерии была подкреплена и идеологией княжества. Основу идеологии составило православие. Одними из главных почитаемых святых на Гродненской земле были князья Борис и Глеб, тезоименитые князьям Борису и Глебу Всеволодовичам. Их традиционно изображали в виде конных воинов, скачущих с развевающимися красными плащами под красными же стягами. Храмы, посвященные Борису и Глебу, были построены в Гродно, Новогрудке и других городах Гродненской земли-княжества. Почитание этих конных святых несло и миссию профилактики междоусобиц внутри княжества. Во время правления династии князей Всеволодовичей Гродненщина не знала княжеских междоусобиц, что придавало дополнительную устойчивость княжеству. Изображение католического святого - Святого Казимира (покровителя Литвы и гродненского жителя), сделанное в XVIII веке в посвященном ему алтаре Иезуитского (ныне Фарного, или Франциска Ксаверия) костела в Гродно донесло до нас совмещенную военную и духовно-идеологическую традицию Гродненского княжества. Святой Казимир изображен в виде всадника, скачущего под красным стягом впереди конного войска. Это отнюдь не случайно. Святой Казимир не был воином, его изображение суть архетип, унаследовавший дух несохранившихся до нашего времени храмов Гродненщины, в первую очередь, древнейших православных, в которых было распространено почитание святых Бориса и Глеба и сохранялась память о местных гродненских князьях-полководцах Борисе и Глебе Всеволодовичах и их последователях. Борис и Глеб вдохновляли на подвиги во имя защиты родной земли не одно поколение воинов-городенцев. И, думается, именно из Гродненской военной традиции происходит один из основных геральдических символов Великого княжества литовского – «Погоня», ведь один из важнейших оборонительных центров Гродненщины – Новогрудок - стал первой столицей Великого княжества Литовского. В образе всадника, гонящего врагов прочь от пределов родной земли, воплотились образы Всеволода Городенского, его сыновей Бориса, Глеба и Мстислава, князя Давыда Городенского и самого Витовта. Гродненская военная традиция стала той военно-теоретической и духовной силой, которая привела войска Великого княжества Литовского к победе над рыцарями Тевтонского ордена на Грюнвальдском поле.

     Таким образом, система обороны Гродненского княжества строилась в соответствии с характером местности и направлениями основных угроз со стороны соседей, главным звеном обороны стали хорошо укрепленные замки, имевшие передовые укрепления-заслоны, вынесенные на 20 - 40 км от основных центров. Предпочтение отдавалось активной обороне с использованием крупных сил кавалерии. На территории Гродненского княжества сформировались местные военные традиции, своя военная школа, подкрепленные духовно-идеологическим стержнем, связанным с почитанием православных святых Бориса и Глеба. Гродненская военная и духовно-идеологическая традиция стала основой мощи Великого княжества Литовского в период его становления и развития.   


Рецензии