ИМЯ ТВОЁ39
Евгений Вахромеев
/Продолжение/
ГЛАВА XI
«Чтоб тебе не ошибаться,
Чтобы в главном ты успел –
Надо дальше удаляться
От мирских ненужных дел…»
/А.Лукашин/
Весенняя капель звонко напоминала о тёплых преобразованиях природы. Которая ещё не совсем была готова принять вызов ранней весны, настойчиво требующей раскисшей зиме, уступить своё место. Что могло происходить, лишь только в этой неповторимой русской действительности…
Хотя позёмки ещё блуждают по заснеженным дорогам, неохотно уходящей зимы… Но всё же, где-то, исподволь, пробиваются несмелые ручейки, несущие, сделанные нечеловеческими руками из коры деревьев, неказистые лодочки…
А, впрочем, кто знает? Может, какой лесной сказочник и запускает эти весенние «флотилии»? Что бегут по текущим слёзам нехотя уходящей зимы…
Угасающий алый закат, тускло отражающийся в узких проёмах кельи, неким образом выражал оптическую игру перемещающихся красок. Тем самым передавая, толи игривое настроение весны, толи бунтующий нрав зимы, предвещавший ночные морозы. Которые успевали строго «прихватить» редкие лужицы…
И она уже готова выказать свой капризный нрав в виде мокрого снега…
Настроение Фомы было подстатье этому вечеру. Красный карандаш неподвижно сидел в его руке, зависшей над незаконченной композицией дневного этюда: «В парке».
- Все же жаль мне этого бомжа…
- Зачем жалеть-то, несчастного… - тихий заботливый голос о. Олега немного успокаивающе действовал на разочарование Фомы. – Он и не требует к себе жалости совсем. Ведь ему и сочувствие твое изменить ничего не сможет.
- Но ведь ему помощь определённая нужна. Он же не по своей воле стал таким. В какой-то степени и мы причастны к его несчастью…
- У каждого человека, Фома, своё предначертание. И никто из нас не в силах его поменять.
- ???
- Да, не в силах! Но если ты видишь, что можешь ему оказать ту помощь, которая изменит на твой взгляд в его судьбе что-то – оказывай.
- Да я и не знаю, чем…
- Вот видишь, ты сам ответил. Только, если несчастный сам увидит, что ты чем-то сможешь ему оказать свою помощь, и он пожелает этого, тогда ты и оценишь свои силы, и увидишь такую возможность.
Понимаешь, если кто-то и захочет, чтобы ему оказали помощь, обязательно рядом появится тот, кто это сможет сделать.
- Значит не случайно, высказывал он мне свои проблемы? Наверное, чтоб я как-то поучаствовал в его судьбе…
- А как же. Вот ты и принял своё участие в этом, пообщавшись с ним. И не с проста. Но жалеть его никак нельзя. Жалость несёт унизительный смысл. Это, как там по-твоему, характерный мотив, что ли.
Ведь тот, кто вызывает в себе жалость, сам того не подозревая, начинает падать, причем у нас же на глазах. Тем самым выказывая свою слабость, на которую он и опирается, как на силу.
Значит он только и ждёт этой жалости к нему. В чем он и хочет видеть понимание. На которое так рассчитывает.
- Он даже плакал. Это так меня тронуло, что все, кто был рядом проявляли свое равнодушие… Как же так?
- Это уже вырабатывается определённый характер такого сорта юродивого. Тут приобретается такой своеобразный опыт хитрости, как бы явный вызов сочувствия и понимания несчастного.
- ???
- Да, да, именно понимания. Это особое свойство есть у слабых людей. Разве это не понятно.
Собственно этим обладает каждый из людей. А как же, у всех пока эгоизм управлять-то может. Любому, становясь трудно, плохо, или больно, он будет у ближнего искать сочувствие. Вроде бы это и нормально. Но для любящего человека, это не только не нормально, но и непотребно.
Это не только вредно, понимаю, что это и греховно.
А ведь, главное, Фома, именно в этом качестве кроется то зло, что передаётся через жалость. Ведь тот, кто сам вызывает эту жалость, он если и не всю, то частично нагромождает ближнего своей слабостью, которая передаётся через эту жалость.
Вот ещё в чем зло-то может скрываться, Фомушка. Он тем самым то зло, что накоплено у него годами, передаёт другому. Как ты там говоришь: это целый комплекс негативных проблем может быть. И все это тому, кто примет эту жалость. А зачем это кому-то нужно? Это уже совсем пагубное действо, Фома…
Да. Не так надо, Фома…
- Но если я увидел, то ему нужна помощь?
- Если ты реально можешь оказать помощь, ещё раз скажу – действуй. Но не жалей! Ведь жалея, ты соглашаешься со всеми слабостями того, кто на них только и опирается. И ты сам позволяешь тому уживаться с ними. И даже потворствуешь им. Ты же принимаешь их, заставляя своей жалостью смириться с поражением, с неудачами, которые выпали на его долю. А их надо было пройти достойно, по-человечески…
А так можно только помочь ему смириться с ними, и привязаться к ним. Так он только и будет любить эту сторону своей жизни, чтобы в каждом жалость вызывать.
А что это значит Фома? А?
- А это может значить определённое психологическое расстройство на грани психического заболевания…
- Вот, видишь как…
- И такое патологическое отклонение возможно, если он будет умышленно подпитывать состояние жалости с посторонней помощью, откуда и будет черпаться неиссякаемая энергия…
- Вот, вот… Но эта энергия не такая уж неиссякаемая… Где же силы-то брать на это непотребное действо?
- И правда, где? Если для этого, как Вы говорите, действа, уже искусственно создан образ. И этот его образ подобен несчастному больному, который пользуется чьей-то излечивающей силой. Получается, это похоже на вампиризм?
- Не знаю, какое ты имя этому можешь придумать, важно то, что этот человек подобен паразиту, способного жить за счет других людей. За счет их материальной и физической силы.
- Точно… Значит он реально будет притягивать к себе только несчастья и разные проблемы…
- Вот именно, не смотря на то, что он будет искать сочувствия, жалости и даже любви.
Дескать: «Вот какой я несчастный… Вот как судьба распорядилась мной… И всё-то у меня не так… Так помогите мне, люди добрые!».
А почему «добрые-то»? Да потому что, именно на ласковые, добрые и богоугодные слова и призывы может откликнуться ближний.
А уж, коль откликнулся, учти эту сторону, где ни в коем случае нельзя затрагивать эту самолюбивую жалость. Иначе он никогда не сможет выйти из этого состояние «несчастного». Ведь если он умышленно к этому стремится, значит самостоятельно он уже не сможет вылечиться от этой болезни «несчастного». И он всю свою жизнь будет бомжевать и нищенствовать.
И тогда-то он и превратится в настоящего калеку.
- Но ведь что-то можно сделать для них. На западе для таких делают приюты… Как-то пытаются помочь им.
- Правильно, есть и такие действа. Но не всегда они оправданы в духовном плане для этих людей.
Конечно, вместо жалости что-то от сердца можно сделать, хотя бы, просто пожелать им добра и не впадать в искушение… И подсказывать-то нужно с таким смыслом, чтобы у него появилась уверенность в преодолении состояния депрессии. Ведь судьба его, она даётся ему не случайно.
- Может быть и для нас тоже, если мы сталкиваемся с этим?
- Может и для нас… Важно не как ты к этому относишься, а как ты это делаешь. С каким понятием. Чтоб виден был результат благодеяния. А это и есть результат духовного видения.
Мудрецы говорят:
«Не плоди иждивенцев. Со временем им будет мало того, что ты даёшь им, и они захотят большего».
Фома часто удивлялся мудрости этого старца. Но его неординарность мышления о действительной реальности, где заведомо существуют какие-то предписания и каноны, превосходит по своему характеру ожидаемые ответы, как желаемые от православного верующего. Всё, что он видит и слышит, на самом деле, по большей части, он соизмеряет с чистотой своих помыслов.
Свечи в келье уже догорали вместе с уходящим за горизонт закатом… Который, тускнеющим багрянцем отражался в узких проемах келейных окон…
Лишь на листе незаконченного эскиза Фомы, этот багрянец будет ещё долгое время догорать…
Фома отказался от чая, предложенного его наставником. Ибо в это время они жили без ужина, придерживаясь очередного поста.
Да и подозревал старец, что его товарища давно ждут в гости, куда в последнее время тот зачастил…
***
/продолжение следует/
Свидетельство о публикации №210031600604