Сколько цветов у зависти?

СКОЛЬКО ЦВЕТОВ У ЗАВИСТИ ?

... Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую – О небо! (Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мышьяк вам в помощь!! (Народная мудрость)

Зависть – древнее, как мир, чувство. Второй из семи смертных грехов. Плутарх написал трактат «О зависти», а Данте посвятил ей отдельную песнь «Божественной комедии».

Невыносимой мукою томим
Тот, кто во всём завидует другим.
Всю жизнь тоской и злобою дыша,
Затянута узлом его душа. (Джами)

Почитаешь пухлые сочинения философствующих моралистов и кажется, нет провинности тяжче. Противоречивое, мучительное, неуправляемое переживание. «Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует» (Д.С.Лихачев).  Несмотря на поучения отцов церкви и остережения мудрецов, вроде лихачевской «обжигающей опасности зависти», хоть раз в жизни завидовал каждый. Другое дело, что не все в этом признаются. Бывает, люди бравируют пороками: трусостью, ленью, обжорством. Завистью – никогда. «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться» (Ларошфуко).
Этимологические словари русского языка единогласно объясняют слово «завидовать» как видеть, видеть вдали, засмотреться. «Завистливое око видит далёко».  Фасмер добавляет , что сходство основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. У Пушкина – «взоры зависти косой». Хотя с другой стороны, если завидовать=видеть, то почему зависть так часто называют слепой?
В отличие от прочих всесокрушающих страстей, зависти часто дают цветовые характеристики. Мы не говорим «чёрная жадность», «зелёная ненависть», а на зависть издревле навешивают красочные ярлыки. Например, читая собрание сказок «1001 ночь», то и дело натыкаешься на фразы типа «когда визирь услышал эти слова, его лицо пожелтело от зависти». Чуть углубившись в тему, видишь, что разные народы используют для определения зависти несходные, но очень устойчивые цветовые шаблоны.
В старину её называли «бледной». В латыни для зависти (invidia) существует синоним «livor» - слово, обозначающее также синевато-серый, мертвенно-бледный, свинцовый цвет. У Бомарше в «Севильском цирюльнике» Фигаро сокрушается: «О зависть бледная, с когтистыми руками!» Почти в то же время у Василия Тредиаковского в «Тилемахиде» «зависть бледносухая, коя грызёт ядовитым зубом». Немцы, чехи и сейчас иногда называют зависть «бледной»: der blasse Neid или bled; z;vist.
«Суда поспешно не чини», - замечала Цветаева. Это сейчас бледностью интересуются лишь врачи. В те времена она была признаком аристократизма, а «кисейные барышни» с прозрачными, почти фарфоровыми личиками считались эталоном красоты. Чтобы побледнеть, модницы пили винный уксус и лимонный сок, самые пышные отваживались на кровопускание, а их наряженные в рубашки с кружевами кавалеры килограммами изводили белила, лишь бы не походить на обветренных, красномордых простолюдинов. Мода эта зародилась аж в Древнем Риме. Знатные патрицианки мазали ядовитыми свинцовыми белилами не только лицо, но покрывали ими руки и грудь. Даже испанское выражение «зависть цвета мышьяка» (la envidia es color de ars;nico) не стоит воспринимать, как порицание. Мышьяк со времён Авиценны  и вплоть до 19 века использовали для улучшения цвета лица.
Время томных, возвышенных аристократок и их воздыхателей постепенно уходило, естественность вступала в свои права. Блек и рейтинг бледности. Знаменитый русский писатель и историк, а также главный редактор журнала «Детские чтения для сердца и разума», Карамзин советовал детишкам «остерегаться от всех страстей, особливо от зависти, которая производит в сердце жёлтый цвет и бледность».
Современная палитра богаче, зависть не тусклячка. Русская зависть предстаёт в классических черно-белых тонах. Цвет определяет «сценарий завидования». В черном варианте травишь Моцарта, в белом – он превращается в своего рода идеал. «Зависть – это восхищение, которое притворяется», - писал датский философ Серен Кьеркегор. «Заболев» белой завистью, люди сворачивают горы, стараясь обогнать, обскакать, перешибить, переплюнуть, превзойти объект зависти. В худшем случае зарабатывают инфаркт. В лучшем – такая конкуренция становится основой для рывка вперёд, провоцирует небывалый личностный рост. По Пушкину «зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду».
У финнов, уроженцев страны сплошных лесов, зависть тоже зелёная (olla vihre; kateudesta), как впрочем, и у англичан, которые говорят: «Be green with envy» (позеленеть от зависти). Удивительно! Зелёный – цвет листьев и свежей травы, цвет природы (Вот так-то и мы плясали до тьмы, кидались в листву с зелёным ау. Уильям Блейк). Он оказал решающее влияние на формирование зрения человека. И вдруг – зависть!
Выдающийся испанский режиссёр Луис Бунюэль называл зависть в высшей степени испанским грехом, а Борхес замечал, что «самая искренняя похвала по-испански выражается словцом «на зависть»». Испанская зависть – зелёная (la envidia es de color verde), реже жёлтая (amarillo). Француз скорее скажет «жёлтый от зависти» (jaune de l’envie), чем зелёный. Немцы также связывают жёлтый цвет с завистью, ненавистью, фальшью. Русская чёрная зависть у них «жёлтая» - der gelbe Neid. У венгров зависть всегда и только жёлтая (s;rga ir;gys;g). Цвет солнца, золота, и «Подсолнухов» Ван Гога. Один из самых ярких в спектре, лёгкий, сияющий, возбуждающий.
О том, какой народ самый завистливый, можно долго спорить. В конце концов, ни Сальери, ни шекспировский завистник Яго не были уроженцами Пиренейского полуострова. Итальянская зависть обычно чёрная (nero d’invidia), реже зелёная (verde d’invidia).
Зато по-китайски «испытывать чувство зависти» будет ;; (произносится yan hong), буквально: красные глаза, глаза краснеют. Тоже странно. Красный происходит от старославянского  - красивый, прекрасный. Цвет королевских мантий и революционных знамён. Цвет активности, энергии, силы.
Продолжать можно до бесконечности. Буйство цветов, и всё тёплые, радостные краски. Синей нет. Может, потому что синий – холодный, спокойный, сдерживающий цвет, а зависть – всегда действие?
И подумалось, что мы лукавим, ругая зависть. Наше притворное возмущение лишь полученный в наследство от предков террор «добродетельной политкорректности». А в душе любим это непростое, зато любопытное, взвешивающеее, неутомимое, захватывающее чувство. Иначе отчего же «красное, зелёное, жёлтое, лиловое. Самое красивое на твои бока...»?


Рецензии
Никогда не задумывался о цветовом отражении разных чувств. По-моему, зависть бывает только чёрной, но не желая обидеть кого-то, мы говорим: "завидую белой завистью". Было очень интересно познакомиться с Вашими мыслями.
С уважением,

Дмитрий Гостищев   09.03.2012 22:24     Заявить о нарушении
Знаете, меня поразило, что только о зависти мы говорим "в цвете". Даже дружба, любовь... Крепкая, бескорыстная, никогда не цветная. К сожалению, не смогла найти объяснения этому, только описала факт. И спасибо за интерес!

Луиза Бодри   12.03.2012 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.