Город без пробок или Автомобиль не роскошь

Я, как и многие другие мои сограждане, исключая, пожалуй, неисправимых домоседов, езжу по городу, как минимум, два раза в сутки — утром на работу и вечером с работы. И каждый раз с грустью  осознаю, что поездка, которая должна занимать максимум 30 минут,  вычёркивает из жизни минимум час, а то и полтора-два. Конечно, рассудительный читатель тут же может меня упрекнуть за словосочетание «вычёркивает из жизни» - ну да, это время вполне можно проводить с пользой — почитать, послушать музыку или новости. Да, отчасти я не прав, а если выбрать для осмысления колокольню «всё, что ни делается — всё к лучшему», то вполне может оказаться, что пробки в городах даже несут некую позитивную социальную функцию, но я не берусь её отыскать.
Так вот, хотя я не автовладелец и чаще всего пользуюсь для перемещений на дальние расстояния (на ближние — в пределах 5 остановок общественного транспорта, предпочитаю ходить пешком) общественным транспортом, но прекрасно понимаю, что пробки на городских дорогах угнетают автовладельцев не в меньшей степени, а где-то может и в большей. Если мне, сидя в автобусе или в маршрутке, надоедает (и так часто бывает) «черепашье» перемещение, я вполне могу выйти, прогуляться «по свежему воздуху» несколько кварталов и сесть на другой, подходящий мне маршрут, где в данный момент движение не столь заторможенное; то автовладелец вынужден набраться терпения (кто-то варьирует его с лихачеством) и преодолевать одну пробку за другой, чтобы потом насладиться пятью минутами «последней мили» до дома или до работы.
И вот, после множества таких вот стояний или кусочно-гадких перемещений в пробках, у меня возникла сначала неясная, но после небольшого осмысления — вполне чёткая, мысль о том, как можно (и, вероятно, таки нужно) исправить эту ситуацию. Но сначала я позволю себе немного осветить истоки,  нынешнее состояние ситуации на дорогах и нерадужные перспективы в случае, если эту болезнь не начать лечить уже сейчас.
Когда мысль у меня более-менее сформулировалась, я её занёс в свой специальный электронный файлик «ПростоР» (под №25) - там я храню различные мысли, которые для меня важны и к которым я так или иначе постоянно возвращаюсь. Вот в таком виде она там сформулирована дословно:

*********************
25)Всё больше и больше на наших дорогах становится личного автотранспорта, а дороги не резиновые и расширять их в черте города практически некуда… какой выход?  У меня, как человека, не имеющего личного автотранспорта, напрашивается радикальный вариант – запретить личный автотранспорт, чтобы на дорогах (по крайней мере в черте городов) присутствовал лишь общественный – автобусы, маршрутки, такси… но я стараюсь реально смотреть на мир, ситуацию вокруг и потому понимаю, что в таком виде идея не устроит никого… но у меня есть и «щадящий» вариант… сегодня мобильная связь очень развита, народ вовсю пользуется GPRS… почему бы не оснастить каждый автомобиль (например, принудительно во время очередного ТО) неким устройством (наверняка миниатюрным – не испортит дизайн), которое позволит отслеживать в реальном времени местоположение автомобиля… далее – так же как каждый автовладелец имеет страховку, заводится налоговая карточка, пополнение которой вменяется в обязанность автовладельца… вот тут бы меня сразу начали клевать все автовладельцы, но… это альтернатива (вместо) одновременно и транспортному налогу… т.е. пока машина стоит в гараже (эта точка фиксируется для каждого авто разово и индивидуально), с налоговой карточки ничего не снимается, но как только машина выезжает из гаража – крутится налоговый счетчик (причем вне зависимости – едет машина или стоит)… размер посекудного (поминутного) биллинга должен быть дифференцирован по габаритам автомобиля (или по лс), регионам, в городах - по кварталам(или как-то иначе в зависимости от возможностей GPS-оператора и сложившейся практики), должны быть скидки для льготных категорий, общественного транспорта, экстренных служб и т.д. Понятно, что вполне возможны ситуации, когда автомобиль «теряется» из зоны видимости «налогового GPS-оператора», возможны и умышленные действия по сокрытию местонахождения, но с точки зрения данной системы – это не критично… для случаев «невидимости» должен быть специальный тариф (пусть даже минимальный)… должны быть предусмотрены меры по отслеживанию и наказанию «должников»…
!!!Дополнительные пояснения к этому пункту:
собственно, в моих размышлениях, техническое решение - вторично, первична концепция... если, опираясь на концепцию, кто-то предложит иное техническое решение, я буду только рад... а концепция - разгрузить города... где-то делают платный въезд в определённые районы, но это только частный случай... не ограничишь въезд в большой город, многие живут внутри... т.е. концептуально, я вижу задачу так: в зависимости от разных параметров (ширина дороги, культурная значимость и т.д.) каждому мм*2 (утрированно) территории города (а в перспективе - всей поверхности нашего шарика) назначается ценность, которая переводится в эквивалент платы за секунду пребывания транспортного средства(независимо от того - в состоянии движения или стоянки)... естественно, плата варьируется от габаритов, назначения авто... соответственно, за городом - эта цена ниже... вопрос оценки, начисления и использования этих средств - пусть решают соответствующие госслужбы (ГАИ, экономисты, бюджет)...
Итак, я часто езжу по городу, вижу пробки, стоящие тут и там на обочинах паркованные личные авто, предполагаю, что в других городах, ситуация мало отличается от нашей...
И я размышлял - каковы вообще перспективы в этом вопросе... нефть пока не кончилась, может к тому времени будут другие источники энергии, но сами авто от этого мало изменятся...
вряд ли когда-нибудь личный транспорт (даже при наличии технических возможностей) поднимется с земли в воздух, т.к. там регулировать хаотическое частное движение ваще практически нереально...
надеяться на другие способы перемещения (вроде 0-транспортировки) вряд ли имеет смысл...
т.е. нужно либо снова и снова расширять дороги в городе (в ущерб жилью, зелени и т.д), либо регулировать эту самую насыщенность (в смысле целей использования) транспорта в городе...
взывать к здравому смыслу автовладельцев бесперспективно - они привыкли ездить даже в магазин за 2 квартала на машине...
я вовсе не против того, чтобы каждый человек мог иметь личный авто, но...... вопрос в целях его применения... сегодня большинство используют (я сужу по статистике своего окружения - знакомых, сотрудников) на 90% приблизительно так: работа-дом, дом-магазин...
да, я понимаю, что если авто есть, то естественным образом его и хочется использовать для своего комфорта, удобства, мобильности...
на дорогах из всего потока - 90% личных(имеются в виду и те, что едут по дорогам, и стоят около обочины), 2% - грузоперевозки, остальное - общественный транспорт...
если эта (т.е. та, которую я предлагаю или аналогичная по цели) реформа заработает, то личные авто никуда не денутся, я даже за то, чтобы их стало больше, чтобы под каждым домом (и об этом я тоже размышлял) были автостоянки, достаточные для всех жильцов....
просто изменится схема использования: в 90% случаев авто будут для поездок за город, в другие города, а в самих городах 90% транспорта будет - общественный, и тут я тоже хотел бы расширения маршрутов, прежние 2% - грузоперевозки и остальные - те, кому позарез нужно либо постоянно авто под мягким местом (ну не могут они иначе), либо форс-мажор...
большая надежда у меня и на средства связи (в т.ч. и видео-телефон), которые помогут обойтись без "личного присутствия" - встреч с клиентами, партнёрами и т.д.
*********************

Я предлагал читать этот текст многим людям, в том числе и автовладельцам, но конструктивной критики не дождался. Были высказывания вроде: «Ты так рассуждаешь только потому, что у самого нет автомобиля». Да нет же, скорее наоборот — одной из главных причин, по которой у меня нет автомобиля — ситуация на автодорогах. Еще были высказывания, суть которых сводилась к тому, что если такая реформа будет осуществлена, на дорогах в городе останутся только машины очень богатых людей, а остальным это будет не по карману. Опять же — не совсем верно. Да, скорее всего, автовладельцы со средним достатком скорее всего предпочтут  чаще пользоваться более дешёвым вариантом поездки на общественном транспорте (и я очень надеюсь, что в процессе осуществления этой реформы, появятся ниши, возможности для расширения сети общественных маршрутов), а те, у кого работа требует и кому достаток позволяет, будут пополнять казну (часть средств из которой, как я надеюсь, всё-таки идёт на содержание и развитие дорог).
Но сколько я ни обдумывал, эта моя мысль так и оставалась просто фантазией. Да, постепенно она шлифовалась, становилась чётче, строже и понятней, но совершенно не приближалась к практике. А очень хочется дожить до того, чтобы увидеть незагромождённые обочины, проехать на работу в непереполненной маршрутке, не ждать её на остановке 30 минут и не провожать одну за одной, пролетающие уже переполненные мимо по 3-й полосе.
Ещё я предложил эту свою идею одной очень серьёзной фирме, занимающейся разработкой систем безопасности. Мне казалось, что тема моей идеи если и не близка им, то хотя бы понятна, интересна. Но, увы, оттуда я получил вежливое «это не наш профиль — предложите в налоговую или ГИБДД».
И я решил заглянуть на сайт Администрации Президента РФ в надежде найти там понимание. Да, к моему удивлению, там имеется электронная приёмная обращений граждан. И мне достаточно быстро удалось там отправить текст своего размышления-предложения. Правда, мой фантазёрский оптимизм, зря торжествовал. Через пару недель, на домашний адрес, я получил по традиционной почте письмо с грифом «Правительственное» - что, конечно же, потешило моё самолюбие, но вот содержимое обдало ушатом ледяной воды. Там было сказано, что у каждого гражданина РФ есть такое право — писать в адрес  Администрации Президента и они обязаны в 3-х дневный срок рассмотреть каждое обращение, о чём они мне любезно и сообщают, а моё послание они передают в Налоговую службу. Следом пришло заказное письмо из Налоговой службы, которого я так и не понял — там тоже писалось о моих правах и о том, что они получили мой текст, но вот что с ним будет дальше — увы, мне не хватило или знаний или сообразительности понять.
И вот теперь сижу я, как та старуха из сказки,  и надеюсь, что найдётся кто-то заинтересованный, имеющий полномочия и возможности для реализации такого проекта. Пусть хотя бы для начала в тестовом режиме в одном городе.
А счастье, оно – в ожидании счастья,
Когда тебя в будущем что-то манит.
Преграды – пустяк, не страшат и ненастья,
Коль в завтра тоннель ожиданья пробит…
Конец

PS-1
Недавно смотрел какую-то познавательную передачу, не запомнил в какой стране, но уже реализован в каком-то городе проект "Велосипед по карточке"... в городе имеется несколько велостоянок, заполненных стандартными (в смысле - практически одинаковыми) велосипедами, на каждом из которых некое устройство, которое отслеживает местоположение этого велосипеда в каждый момент времени... те любой человек может взять напрокат велосипед на такой стоянке (вроде бы первые то ли 30км, то ли 30минут бесплатно), поехать куда пожелает и вернуть его на ЛЮБУЮ другую аналогичную стоянку, при этом с его карты автоматически снимется плата за время (или км - не помню) использования...

PS-2
А в феврале 2015 обнаружил на нескольких рекрутинговых сайтах вакансию компании, заключившей с РосАвтоДор концессионное соглашение на разработку системы, отдаленно похожей на реализацию моей идеи. Отправил отклик с комментариями и ссылкой на это мое произведение, долго не было никакой реакции, потом вроде как просмотрели мой отклик, а в результате дали немотивированный отказ. Я пытался достучаться до их пресс-службы, отправил так же письмо в адрес ответственного сотрудника по этой системе в РосАвтоДор, но не получил ответа. Вновь попытался «воззвать к верхам» - написал еще 4 письма в Администрацию Президента РФ, но и там, похоже, внимания и заинтересованности не встретил. А тот вариант, который реализуется в «РТ-Инвест Транспортные Системы» базируется на ошибочных предпосылках и очень спорной схеме реализации.

PS-3
Я тут думал-думал и нашел в своей идее серьёзный подводный камень, который как-то сразу не пришел на ум пока не стал изучать рынок GPS-трекеров...
Дело в том, что GPS-устройства(трекеры, маяки) кроме получения координат со спутников(бесплатно), нуждаются в передаче их на сервер, а это уже GSM - GPRS или SMS, т.е. совсем не бесплатно, а это уже серьёзные накладные расходы даже в "родном" регионе, а ежели добавится роуминг. Конечно, если в проект будет вовлечены серьёзные игроки, то можно будет как-то в принципе договориться с одним или несколькими операторами мобильной связи о минимальных тарифах, тщательно продумать протоколы обмена, но всё равно, без накладных расходов на мобильную связь всех бортовых устройств с серверами сбора данных не обойтись.


Рецензии
Здравствуйте, Анатоллий!
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе: http://www.proza.ru/2015/06/06/238 - для новых авторов.
С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   06.06.2015 05:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.