Где же ты, человек?

...в последнее время я стала замечать, что такая черта, как человеколюбие, стала слишком редкой в наше время. Люди  стали более эгоистичными, бездушными и жестокими. А самое неприятное, что большинство из них мои сверстники - ребята 14-19 лет. Может, это и не заметишь с первого взгляда, но... Осталось ли в человеке совесть и какое-никакое чувство долга, можно легко проверить...
Казалось бы, обычный мартовский день. Солнышко медленно топит лед на асфальте, хочется улыбаться, да и Восьмое марта на носу. Я шла с очередных курсов из библиотеки Белинского... Привычными движениями я подсоединяла наушники к телефону, хотела забыться под какую-нибудь песню, как вдруг… Я увидела, что рядом со зданием пединститута стоит старик. На нем было потрепанное серое пальто, меховая шапка, пакет в руках. Он стоял, тяжело опираясь на свою палку. Сразу было видно, что ему нужна помощь... Передо мной шли несколько человек. Старик попробовал остановить девушку в яркой розовой куртке. Но она пронеслась мимо быстрым шагом, сделав вид, что не заметила его... Затем, рядом прошел парень лет 18 высокий, симпатичный, одетый по первой моде... Старик снова сделал попытку попросить о помощи. Вроде бы молодой человек... Ну, можно помочь... Однако, приблизившись к старику, он не вытащил наушники из ушей, а достал плеер и начал что-то в нем искать, двигаясь дальше по улице! Вот тут меня зацепило... Разве это парень? Это никто! И в этот момент мне стало настолько противно и стыдно за свое же поколение, что мне захотелось догнать этого эгоиста в модных кедах и стукнуть!
Я убрала наушники и подошла к старику... "Вам чем-нибудь помочь?" - спросила я его. И он начал мне говорить с таким видом, будто он чем-то провинился передо мной: "Девушка, вы не могли бы помочь мне дойти до остановки? Вышел в библиотеку, но не рассчитал со здоровьицем...." Я с улыбкой сказала "Конечно" и подала ему руку... Старик взялся за нее и пошел... А точнее, поковылял. Она волочил за собой левую ногу... Я чувствовала, что ему очень тяжело идти, что каждый шаг причиняет ему боль. Я поддерживала его, медленно шла рядом, иногда ненадолго останавливаясь, чтобы он передохнул. Дойдя до первого светофора, он меня спросил: "Я вас точно не отвлекаю? А то просто доведите меня до вон того магазина..." Его голос звучал так  тихо, будто он просит прощения... "Что вы! У меня времени еще много" - сказала я, и мы пошли по перекрестку.
На другой стороне улицы мы сделали небольшую остановку. " Вот представляете... Год назад решился на операцию. После войны от ранения отголоски. А мне взяли и что-то повредили. С тех пор ногу парализовало..." - говорил старик, вытирая платком лоб. - " А все списали на возраст и осложнения... Что ж, пойдемте дальше?" А что я могла ему ответить? Только тихое "Да, пойдемте".
Мы подходили к центральной артерии города - улице Кирова. Всюду люди, люди, люди. И самое интересное, что практически все косились на меня с таким видом, будто я шла лысая или у меня выросли рога! Странно так, непонимающе. Но неприятно было то, что многие проходящие мимо компании моих сверстников, поглядев на меня, глупо хихикали... А что вы смеетесь, дурни?! Я выгляжу так же как вы: хорошая одежда, высокие сапоги, дорогие очки -  но я не обнимаю парня или не несу бутылку с пивом! Я помогаю человеку! А вы идете и смеетесь над этим... Дурачье... Смотреть на вас противно!
Вот и остановка напротив Дома быта. Старик отпустил мою руку и облокотился на стенку палатки с журналами. Переведя дыхание, он посмотрел мне в глаза. Я увидела в них столько благодарности, что он мог бы мне ничего не говорить - взгляд говорил за него. Мне стало так приятно и легко на душе...
- Спасибо большое... Без вас бы не дошел!
- Что вы! Не за что!
- Побольше бы было таких людей как вы! С наступающим праздником вас. Счастья вам…
- Спасибо. Пусть у вас тоже все будет хорошо!
И быстрыми шагами я пошла на другую, нужную мне остановку. В голове все висели эти слова: "Побольше бы было таких людей как вы...". А что же я такого по сути сделала? Я не совершила подвига - я просто помогла. Или в наше время помощь это и есть подвиг? Я ехала в маршрутке и думала об этом... Но все равно на душе оставался неприятный осадок после того, как я стала свидетелем эгоизма со стороны молодежи. Мне вспомнилось, как однажды на классном часу одна из одноклассниц призывала нас участвовать в волонтерском движении, читала душещипательный рассказ о каких-то мимозах, который был не в тему и написан  ужасно... "Да, мы будем ходить к ветеранам, помогать им!" - скандировала она... Но это лишь слова. Разве она бы остановилась, помогла бы тому старику? Навряд ли. Я не хочу никого ни в чем обвинять и переходить на личности, я высказываю свое мнение. Просто слова и слоганы - это звуки, и чаще всего пустые, а дело - это дело. И дело не для "галочки", а чисто из своих личных, душевных побуждений. Вот в чем разница. Я не хочу  выгораживать себя - о добрых делах не кичатся. Мне интересно абсолютно другое...
Человек, когда ты стал таким черствым? Когда ты утратил чувство сострадания? На что променял чувство долга? Что теперь стало твоими идеалами? Почему, когда речь заходит о помощи, все превращаются в закоренелых гуманистов, которые сыплют направо и налево фразами: "Да, надо помогать! ", "Да я бы снял с себя последнюю рубашку!", "Я никогда бы не прошел мимо!", "Давайте поможем бедным старикам - ветеранам!"... А что мы видим на деле? Холодность, эгоизм, инфантильность. Потеряли мы чувство сострадания... Потеряли человечность...
И почему же все удивляются и сетуют на жизнь, что если упадешь, никто не поможет подняться, или, когда из сложной ситуации приходится выбираться самому? Почему мы только тогда задумываемся о "жестокости этого ужасного современного мира"? Иногда в таких случаях мне так и хочется спросить: " А ты сам кому-нибудь помог в этой жизни?"
Нужно запомнить одно: В добро можно поверить тогда, когда начнешь его делать.


Рецензии
Люди становятся черствыми и эгоистичными из-за страха, который их давит. Слишком ускоренный ритм жизни, слишком непредсказуемое будущее. Когда человеку плохо и страшно, он думает в первую очередь о себе. К вопросу о том, почему тебе не пишут отзывы. Людям не нравится, когда их обвиняют и грузят негативом - им всего этого хватает. Им больше нравится, когда с ними разговаривают на равных, когда от рассказчика веет доброжелательностью. Для этого надо стать чуть-чуть добрее. И еще, хочешь, чтобы тебе писали отзывы, пиши их другим, тогда найдешь взаимопонимание и признательность. Не учу, как жить, а просто высказываю свое мнение. С уважением, Владимир.

Владимир Добровольский   31.03.2010 23:33     Заявить о нарушении