Круглый стол. Советую почитать

Роман Солнцев
ЧТО ДЕЛАТЬ
С ПИСАТЕЛЯМИ?
(Диктофонная запись, сделанная 8 сентября в Москве, и последующие размышления)

1.

Уважаемые коллеги! Сегодня, за нашим Круглым столом в громко кричащем, бушующем море Всероссийской книжной ярмарки мы попытаемся услышать друг друга. Нам предложили обсудить проблему, болезненную и давно требующую хоть какого-то разрешения: издание книг современного писателя в российской провинции и распространение этих книг.

Конечно, об этом думает явное меньшинство писателей России, так как большинство членов всяких СП в Москве – там их около 7 тысяч, да в Питере – тысячи две. Во всей провинции нас, дай бог, наберется человек четыреста-пятьсот. Из них – руку на сердце положа – ярко работающих – сотня.

Так как же живется хотя бы этой сотне?

Прежде чем начать работу, я с вашего позволения зачитаю несколько фамилий из этой сотни. К сожалению, наше общество ныне лишено социальной направленности. Утеряны даже те крохи внимания со стороны государства, которые имелись при советской власти. Правда, тогда не было главного – свободы слова. Сейчас она есть, но под цензурой дикого рынка. Особенно поэзия никому не нужна. Выстоять удается немногим.

Итак, СПИСОК РУССКИХ ПОЭТОВ, которых мы потеряли за по-следние несколько лет:
ХАБАРОВСК. Покончил с собой самобытный, яркий стихотворец Виктор Еращенко.
ВЛАДИВОСТОК. Покончил с собой талантливый Анатолий Бочинин.

ИРКУТСК. Кто не помнит одаренного и бесшабашного Петра Реутского? Пил, не вписался в крутые повороты времени...

КРАСНОЯРСК. Николай Рябеченков, бывший строитель красноярской ГЭС, писал острые стихи, не мог издаваться, пил, умер от безысходности в пятьдесят три года. После его смерти мы (в учрежденной с В.П.Астафьевым серии “Поэты свинцового века”) напечатали итоговую книжечку Рябеченкова.

Заодно вспомним о том, как Иван Захаров, автор прекрасных песен, бедствовал, работал сторожем на рынке, был убит ночью неизвестными...

НОВОСИБИРСК. Остроумный и печальный Николай Самохин, поэт, писавший прозу, не мог напечатать, что хотелось бы, – покончил с собой...

КЕМЕРОВО. В 2000 году в Кемерово от передозировки наркотиков скончался одаренный поэт Максим Уколов. В 2002 году умер Владимир Матвеев, детский поэт, жил в общежитии, пил. Погиб Константин Акатнов, пил. На него наехала машина, когда шел к друзьям за картошкой.

Владимир Ширяев, поэт, в состоянии алкогольной агонии сделал себе харакири...

В 2003 году умер Анатолий Кругляков, впавший в депрессию, – получил отказ кемеровской администрации на издание книги к 60-летнему юбилею.

(Впрочем, надо сказать, в Кемерове несколько прикормленных поэтов, пишущих оды местной власти, издаются неплохо. Но это тема не нашей заботы.)

ТОМСК. В 1998 году при седьмой попытке суицида ушел из жизни талантливый молодой поэт Максим Батурин, не печатали.

В 1986 г. умер Михаил Орлов, поэт и прозаик. Его главная книга вышла только посмертно, хотя даже Вениамин Каверин просил ее издать.

В 1995 году ушел из жизни Владимир Антух, молодой замечательный поэт, не дожил до приема в союз и издания второй книги. Павел Лобанов покончил с собой, не дождавшись книги, которая уже была в производстве.

Владимир Брусьянин, публиковавшийся в “ДИН”, поэт, выпустивший три книги, умер от болезни, водки и безнадеги.

И старая Руфь Тамарина, после лагерей прожившая до преклонного возраста, умерла в нынешнем, 2005 году слепой и почти забытой...

ОМСК. Кто теперь не знает удивительных стихов Аркадия Кутилова? Поэт последние свои дни бедствовал и был найден мертвым в сквере...

ПЕРМЬ. Здесь несколько иных, но не менее страшных смертей. Убит Борис Гашев, гениальный, как считают коллеги, поэт. Убит Николай Бурашников. Хороший стихотворец Владимир Сарапулов выбросился с 9-го этажа. Юрий Власенко, талантливый поэт и прозаик, ушел пьяным из дому в лютый мороз, – больше его никто не видел. Татьяна Геркуз (Кузьмина), поэт-сатирик, умерла от рака, отказавшись от операции, потому что не хотела жить...

ВЛАДИМИР. Талантливый писатель Владимир Шарипов умер, не дожив до операции, хотя за помощью обращались через ТВ.

ТУЛА. Погибла в пожаре на даче талантливая поэтесса Ольга Подчемутова. Успела с трудом напечатать один сборник в местном издательстве.

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ Поэт милостью Божьей Владимир Лёушкин при жизни не издал ни одной книжки, в 1999 голу зверски убит в общежитии, по заказу родного сына. Фамилия убийцы – Ангелади. Нарочно не сочинишь.

Виктор Колпаков, вечный разнорабочий и неприкаянный поэт. Мечтал издать книгу, но этому не суждено было сбыться. Четыре года назад его нашли мертвым в домишке, доставшемся ему от матери. Причина смерти до сих по не установлена. По просьбе краеведов Менделеевска коллеги из СРП подготовили к изданию книгу Колпакова, но из-за отсутствия денег издать ее так и не удалось...

Я привожу лишь некоторую часть списка. Добавлю имена, известные всей стране: замечательный поэт Николай Дмитриев умер – это случилось совсем недавно – от безысходности и нищеты. У классика русской поэзии Юрия Кузнецова не было денег на лечение сердца. Глеб Кузьмин, молодой поэт, умер от пьянства и безработицы. Умерла Татьяна Бек – от тоски и неуверенности в себе... под злобными нападками коллег...

Конечно, трудно винить в этих бедах лишь одно государство, но то, что оно могло бы, хотя бы в этот переходный период, быть милосерднее, внимательнее к людям искусства, – несомненно...

Это – чтобы мы помнили...

Жизнь ныне жесткая... все наши съезды СПРФ и СРП – как битие головой в ватную стену... Может быть, здесь нам, за Круглым столом, удастся подойти к заявленной проблеме с какой-то новой стороны?

Позвольте представить друг другу и читателям, пришедшим на эту встречу, приглашенных к разговору писателей. Ирина Григорьевна Герасимова, она из Саратова, обратилась с отчаянным письмом к новому министру культуры (главная мысль: благополучная Москва сама по себе, провинциальная нищая Россия сама по себе, и мы, люди пишущие, никому не нужны!), после чего и родилась в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Министерства культуры и в фонде СЭИП идея созвать круглый стол в Москве под флагом, пожалуй, последнего хорошего русского журнала, еще издающегося в провинции, – журнала “День и ночь”. (Эти слова не мои – Евгения Попова и других участников Круглого стола.)

Михаил Григорьевич Петров некогда выпускал в Твери прекрасный журнал “Русская провинция”, о котором часто говорил мне с восторгом Виктор Петрович. Но увы, при всей энергии Петрову не удалось сохранить свое детище... Причина – отсутствие финансирования, равнодушие властей...

Далее назовем молодых писателей из провинции: это красноярцы Александр Силаев, лауреат премии Фонда имени Астафьева, участник 1-го Форума в Липках, Илья Трубленко, участник 2-го Форума в Липках, ныне – студент Литинститута, оба получили гранты Министерства культуры, а также туляк Олег Хафизов, участник двух Форумов в Липках.

И здесь с нами москвичи: Равиль Бухараев, правда, он живет в Лондоне, работает на Би-би-си, Евгений Попов, бывший красноярец, Александр Кабаков, бывший житель города Королева, Андрей Дмитриев и Анатолий Корлев – оба некогда пермяки...

Очень хотела приехать Нина Горланова, честная замечательная писательница из Перми, но из-за болезни мужа задержалась...

Кроме названных писателей, присутствуют сотрудники фонда СЭИП, делающего так много для молодых писателей России. Ежегодный Форум в Липках – это их рук дело, огромная забота руководителя Фонда Сергея Александровича Филатова.

Также с нами здесь и работники Федерального агентства по печати, без которых мы на книжной ярмарке не смогли бы собраться. Спасибо им за эту предоставленную возможность...

Итак, первое слово Ирине Герасимовой.

2.
Привожу текст письма И.Г.Герасимовой Министру культуры РФ. С.Соколову (с некоторыми сокращениями) для читателей журнала “День и ночь”.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Узнала о том, что недавно Вы посетили Саратов, и, конечно же, обрадовалась тому, что проявлено внимание к провинциальной культуре на таком высочайшем уровне.
Правда, как я поняла из публикаций местной прессы, где-то “за бортом” обсуждения оказалась самая неброская и не зрелищная часть провинциальной культуры – местные писатели.

Не хочется быть банальной и вставать в этакую позу, но... “Вначале было Слово...”
Ведь, и в самом-то деле, в основе основ лежит хороший сюжет, описанный художественным словом. А уж, исходя из сюжета можно – и снять прекрасный художественный фильм, и поставить замечательный спектакль, и чудесную оперу, и, даже, великолепный балет.

Однако. Положение ныне у провинциальной “пишущей братии” воистину бедственное. Не важно, как ты пишешь и о чем. Это никому не интересно. Ни-ко-му.

Просто показать свою рукопись специалистам, получить какой-либо отзыв, рецензию – невозможно!

Сейчас фактически только в Москве остались “толстые” литературные журналы и некоторые издательства, где принимают рукописи незнаменитых писателей. Но Москва ведь – не резиновая! Ей бы со своими писателями справиться...

Провинциальные писатели просто-напросто обречены на вымирание. Сейчас можно издать свою книгу только за свой счет или за счет спонсора. Так вышла в свет моя повесть “Почти библейская история”, которую я Вам с удовольствием и посылаю. Но такое везение бывает раз в жизни. Да и, по большому счету, это все одно тупиковый путь. Потому, что даже напечатанная книга “нераскрученного” автора никому не нужна...

...Мне почему-то кажется, что Вы не знаете всей той бездны отчаяния и отсутствия надежды, которые сопутствуют сейчас писателю в российской глубинке.

Конечно, с коммерческой точки зрения все правильно: пусть я, начинающий писатель, написала две или три книги. Издатель, помимо затрат на их издание, должен заплатить огромные деньги за TV рекламу (без этого не обойтись!) – чтобы книгу стали покупать. Но любой экономист подсчитает, что доходы в этом случае все равно не покроют убытки.

Поэтому сейчас некоторые издательства и “раскручивают” определенную фамилию, а потом под этой “разрекламированной” фамилией и выдают сразу 30-40 романов. Да, так можно выжить с коммерческой точки зрения.

Только... Увы. Это уже не высокая Русская Художественная Литература, а, извините, “Книжное шоу”. Компания по добыванию денег с помощью литературных “негров”. Но это уже совсем другая история.

А наша печальная история о том – что и как сделать, чтобы отыскать и не дать погибнуть истинным талантам в российской глубинке. В настоящее время провинциальное писательство исчезает как вид. Может, это эволюция? Но... Как бы “не выплеснуть с водой ребенка”...

...Позвольте внести небольшое предложение. Несомненно, без помощи государства, в том числе и финансовой, не обойтись. Я обеими руками за рыночные отношения как наиболее прогрессивные и справедливые. Но, я понимаю, пусть упрощенно, – Рынок, это когда есть определенное место, куда ты можешь принести свой товар, чтобы его оценили потребители по справедливости. Вот в этом и основная беда провинциальных писателей – некуда отнести и некому показать свои произведения. Вот такие у нас “рыночные” отношения. Горькие слезы...

В нашем Саратове, (как и в других региональных центрах) есть Министерство Культуры при местном Правительстве. Возможно, следовало бы обязать специалистов местных Министерств Культуры, допустим, раз в год принимать рукописи произведений, написанных местными авторами, для рецензирования. А, главное, лучшие произведения, отобранные на конкурсной основе – печатать. Полученный же тираж – раздавать в библиотеки, в том числе библиотеки школ, интернатов, исправительных учреждений.

Да, придется “отделять зерна от плевел”. Да, не менее 97-98% произведений окажутся не должного уровня. Но ради этих 2-3%, поверьте мне – стоит потрудиться! Вернее, поверьте не мне, а великому русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову:


“Братья-писатели! в нашей судьбе
     Что-то лежит роковое:
Если бы все мы, не веря себе,
     Выбрали дело другое –
Не было б точно, согласен и я,
     Жалких писак и педантов –
Только бы не было также, друзья,
     Скоттов, Шекспиров и Дантов!”

Здесь и национальная идея, наконец, которую все мы сейчас так безуспешно ищем...
Поверьте, мы очень нуждаемся в помощи. А отдача – она будет...



"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 11- 12 2005г.


Рецензии
Здравствуйте, Александр.
Прочитала восьмую главу Николая Скромного. Есть несколько замечаний. Там и поместила. Жду продолжения.

Альжбэта Палачанка   18.02.2013 13:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.