Страшная повесть о Мойдодыре. Четвертая часть

Васька и Федечка, освободившись от ремонтов, занялись запасами на зиму. Лес не город, дарит всё щедро и бесплатно, знай только не ленись. И друзья зачастую с утра до вечера из лесу не вылазили, лишь к сумеркам с полными вёдрами плелись домой.

Однажды они задержались особенно долго – очень уж земляничная попалась им поляна, и они решили наварить земляничного варенья себе и семейству Чмо. Вот и собирали, пока не стемнело, а идти до деревни не близко. Пока по лесной дороге шли, землю окутал полный мрак. Хорошо, хоть фонарик с собой взяли, дорогу видно. Федечка всё прислушивался – не слышно ли волков. А Васька над ним подшучивал: ну какие волки в наше цивилизованное время!

Но вот, наконец, и знакомые холмы. Теперь справа ручей, слева кладбище, а прямо по курсу родная деревня. Васька заметил, что Федечка как-то опасливо поглядывает в сторону кладбища, стараясь держаться правой стороны дороги. Ну, это уж слишком!

- Ты что это, Федя, туда смотришь? Неужто боишься?

- Я? Ничего я не боюсь,- как-то неуверенно ответил Федечка.- Просто мне показалось… Показался там какой-то свет.

- Ага, окно в мир иной! Синие огни, скелеты, привидения! – засмеялся Васька.- Злые ведьмы прилетели с Лысой горы, чтобы сварить в котле нехорошего мальчика Федю… Слушай, а там и правда что-то блымает.

Оба встали на цыпочки и посмотрели поверх кустов в сторону кладбища. Да, действительно, недалеко от руин часовни мерцал неясный синеватый огонёк, выразительно освещавший надгробие на одной могиле.

- Ну, что я говорил! – воскликнул Федечка, и брякнул первую пришедшую на ум глупость: - Может, это фонарик сторожа?

- Ты что, балбес? Откуда тут сторож? Я где-то читал, таким образом выделяется фосфор. А ты, небось, подумал о призраках, признавайся!

- Пошли лучше домой, Вась. Чего мы остановились?

- Боишься, что ли? Эх, трусишка! Ну-ка пойдём, я тебе докажу, что призраков не бывает.

И Васька отважно зашагал на кладбище. Федя (ну не трус же он в самом деле!) – за ним. Они прошли мимо часовни и приблизились к загадочной освещённой могиле.

Картина, которую они увидели, заслуживала кисти художника. Над одним очень древним надгробием висел старинный узорчатый фонарь с синими стёклами, в который была вкручена вполне современная лампочка. Она-то и освещала могилу и скамейку рядом с ней. А на скамейке… Нет, неправда, такого не бывает! Но со своими глазами не поспоришь, и сидел на скамейке самый настоящий скелет, одетый в какое-то древнее одеяние. Хорошо сохранившиеся волосы были сзади собраны в хвост, как у металлиста. Но первым делом почему-то бросалось в глаза одухотворённое выражение лица… простите, черепа. Но это мелочь, главное – скелет двигался! Он сидел, закинув ногу за ногу, и что-то неторопливо-увлечённо писал в огромной толстой книге с бархатным переплётом. Писал, кстати, шариковой ручкой. И Федечку с Васькой просто не заметил, поглощённый этим занятием.

Насмерть перепуганный Федечка вскрикнул и бросился бежать, с акробатической ловкостью прыгая через могилы и кусты. Но, как ни быстро он мчался, подгоняемый страхом, а храбрый Васька всё равно его обогнал и первым влетел в деревню. Федечка, впрочем, не отставал. Васька еле успел притормозить, чтобы не врезаться в бабку с пистолетом, которая шла по дорожке им навстречу.

- Куда вы летите, оглашённые?! – воскликнула она.

- Ой, Софья Емельяновна, там такое!..- выдохнул Федечка.

- Кошмар и ужас!..- выдохнул Васька.

- Где? Что случилось?

- На кладбище. Там…

- Что такое на кладбище? – всполошилась бабка, автоматически засовывая руку в карман фартука.

- Ой, вы не поверите! Там на могиле сидит скелет! Настоящий!

- И лампочка синяя горит! Он что-то пишет!..

- А, скелет,- она облегчённо вздохнула и вытащила руку из кармана.- Стихи, наверное, пишет, что ж ещё. И почему это я вам не поверю? Он там живёт, почему б ему не сидеть на могиле?

- Вы…вы его знаете?! – опешили оба.

- Знаю. Я ж вам про него рассказывала, или забыли? Это он, спасибо ему, помогал нам ворюг гонять. И в ремонте вам помогал, только ночью, чтоб вы не видели.

Федечка и Васька смутились.

- А мы так испугались…

- Небось заорали и убежали? – строго спросила бабка.

- Ага… Ой, и земляника на дорожке осталась.

- Никуда ваша земляника не денется. Но вот обидели челове… скелета ни за что, ни про что. Он теперь сильно расстроится. Вам бы такое приятно было?

Старуха сердито посмотрела на них и пошла в свой дом. А Васька и Федечка побрели к своему. Настроение было мерзопакостное.

- Вась,- сказал после молчания Федечка.- Давай пойдём извинимся.

- Давай… Только утром, ладно?

- Я понимаю, что тебе страшно. Но ведь утром мы можем его не застать.

- Ни капельки мне не страшно,- возразил Васька, продираясь сквозь заросли пустыря, который отделял их от дома.- Просто я устал и спать хочу. Ой, извините!

Васька в темноте налетел на высокого прохожего в плаще, шедшего навстречу. Механически извинился, обошёл его и продолжил:

- Лучше утром, Федя. Сейчас он может быть расстроен, обижен и не простит нас. Ой, простите!

Васька опять налетел на кого-то, тоже, кажется, высокого и в плаще, пробормотал извинение, не глядя на него, и опять вернулся к разговору:

- А наутро он успокоится. Тогда можно будет и извиниться, и познакомиться, может, и подружиться.

- Да, но я не смогу спокойно спать, когда меня совесть мучает. И вообще – лучше сделать сегодня, чем откладывать на завтра.

- Ну, тогда давай сегодня и варенье варить, и огород полоть!

- Из чего варенье?! Земляника-то где? – напомнил Федечка.- Вот как раз бы и забрали… Простите, пожалуйста!

Теперь уже Федечка по нечаянности столкнулся с высокой фигурой в плаще. Но на этот раз фигура не ушла с дороги, а сказала приятным баритоном:

- Хватит вам уже извиняться, я не обижаюсь. Забирайте лучше свою землянику.

Знакомые вёдра, звякнув, опустились перед Васькой и Федечкой. Тут только до друзей дошло: а кто это, собственно, такой и откуда здесь взялся в столь поздний час? В деревне такого жильца не было, это уж точно.

- Спасибо,- промямлил Васька.- Простите, а вы кто?

- Какая вам разница? Ещё испугаетесь опять.

До Федечки, наконец, дошло:

- Скелет? – несмело выговорил он.

- Люди так называют,- ответил незнакомец.- Но не бойтесь, я добрый скелет.

Друзья чуть опять не закричали, но тут же овладели собой, и каждый из них подумал: «Я-то ничего, а вот его надо толкнуть, чтоб опять не натворил глупостей» Подумав так, Васька и Федечка одновременно двинули друг друга под бок, довольно крепко.

- Ёлкин дрын! – схватился за бок Федечка.

- Ёханый бабай! – вскрикнул Васька.

- Приятно познакомиться,- сказал скелет и пожал обоим руки.


Рецензии