Евкакий-богатырь и Иван Калита
Весёлое сказанье о том, как сила богатырская дана была тому, кому её вообще давать не надо было во избежание разрушения и бед. Сказание сие про человека, что силою своею был как бык, бесстрашен был и изворотлив как лисица и словно гром он в ярости вопил, однако был изъян в могучем теле человека, такой, что был неизлечим, последних двадцать лет из жизни, Евкакий очень страшно пил.
Ещё до силы богатырской и совершенья ратных дел, гремя постыдным поведеньем, Евкакий всем известен был. Он на спор мог живьём сожрать цыплёнка, ведро вина он залпом пил, а раз за кружку медовухи он самого попа избил. Он не работал никогда, над всей деревней издевался, в могилу свёл жену свою и регулярно напивался. Когда ему хотелось выпить, он поднимал свой толстый зад и приходя на край деревни, колодец пузом накрывал, он день лежал, второй лежал, он мог лежать там без конца, пока хоть кто-то из соседей ему вина не наливал. Однажды он на свадьбе местной напился так, что пропил стыд, украл со свадьбы он невесту, за что был пойман и побит. Лишь по прошествии трёх дней, когда похмелье отпустило, Евкакий рассказал гостям, как всё на самом деле было, как лихо он невесту выкрал, как запер в погребе её, как память потерял он быстро и как он вспомнил обо всём.
Так вот такого человека коснулась божья благодать, и он решил, как знатный воин пойти за Русь повоевать. Отсутствием доспехов Евкакий не смущён, на голову бедовую цепляет он котёл, копьё пяти пудовое ухватом заменил, а вместо меча острого метлу в ладонь вложил. Однако, ратных дел нельзя вершить без доброго коня, но люди спрятали коней, и он седлает кабана.
Перед поездкой к Московитам, на службу князю Калите, последний раз Евкакий выпил, чтобы прибыть навеселе. Долго ехал али мало богатырь того не знал, много видел он чудовищ, много их повоевал, много подвигов свершил он, сам собою был он рад, только люди вот не рады, был в деревне сущий ад. Толи белая горячка, толи порча или сглаз, толи в мир другой попал, но народ его боялся, а чудовищ не видал, от него народ бежал, но Евкакий всё же где-то Змей-Горыныча видал. Дети, бабы, старики прятались на дне реки, засеки в лесу рубили, запирались в погреба, только чтоб не увидал, богатырь опять бухал.
Вот добрался он до града, весь в доспехах золотых, меч в его руках сверкает, богатырский конь под ним. Смотрит, град тот атакует длинношеий серый змей, хочет девицу он скушать, князь в крови лежит пред ним. Поливает город пламя, просто адского огня, извергаемого пастью змея кровожадного. Богатырь не дрогнул даже, потому как сила в нём сотню ратников заменит, не сжигаем он огнём. Долго бился он со змеем, бил его копьём, мечём, был с коня он выбит змеем, обожжён его огнём, был Евкакий сильно ранен и почти что побеждён, но в мгновенье перед смертью волю всю в кулак собрал, встал он ровно перед змеем, не боясь его стоял, это был смертельный бой, тот что славу даровал, вся деревня наблюдала, как гуся он разорвал.
Много времени аль мало после битвы той прошло, но открыв глаза Евкакий тут же сразу обомлел, он лежал в резных хоромах у Ивана Калиты, тот по окончанью битвы, излечить его велел и к моменту пробужденья, чтобы долг свой оплатить и отпраздновать победу повелел столы накрыть. Это был великий пир, князь Московский не скупился, даже дочку в жёны дал, но Евкакий отказался. Был он сделан воеводой и к святым причислен был, был он князем так обласкан, что сказать не можно как, но Евкакий очень скромно вёл себя на том пиру, только рёбрышко поднёс к своему Евкакий рту, это было что-то с чем-то, если было наяву, вся деревня наблюдала как Евкакий жрёт траву.
Богатырь наш стал известен, от Москвы по всей Руси, весь народ его любил, все князья его любили, сам Узбек, причём не раз, на поклон к нему ходил. Что же было на деревне, в дни немыслимых побед, голод, мор и разрушенье, и ещё немало бед. Евкакий-богатырь творил добро, на свете не было добра того страшнее и даже злыдни, кикиморы и черти стремились убежать оттуда поскорее. На вёрсты многие от той деревни распространился хаос и беда, и если не было нужды, то даже звери дикие туда не заходили никогда.
Прознав о том, что в княжестве его погром творится, о том, что некий есть Евкакий-богатырь, о том, что сеет он пожар и разрушенье, и даже церковь спьяну умудрился своротить, князь Калита издал указ, что будет выплачена мзда, тому, кто изловчиться, богатыря бедового найти и изловить, пригнать в Москву на суд и наказанье, ну или там хотя бы на кол посадить. С тех пор Евкакий перестал спокойно спать, враги со всех сторон его теснили и если б не хотели живьём взять, то голову его давным-давно срубили, и каждый день деревня наблюдала, как их Евкакия с собаками ловили.
Шло время, а Московский князь считал убытки и думал, как Евкакия поймать, тот неустанно подвиги творивший, вставал ему дороже, чем баскак. Готовил князь облаву очень долго, Евкакия не мог он упустить, ведь наказанье страшное ему он приготовил, и только оставалось беднягу изловить. Бедовый богатырь сражался словно чёрт, метлой гоняя Калиты дружину. Евкакий свято верил в то, что землю Русскую от зла он защищает, и бился до последнего, пока без сил не слёг. Вся деревня наблюдала, как своей метлою грязной, он чуть-чуть, до шлема князя, дотянуться лишь не смог.
Несмотря на злодеянья и масштабнейший погром, князь простил богатыря, даже выдал ему меч при условии одном, что поедет тот в орду, повезёт Узбеку мзду. Дал намёк ещё на то, что при желании большом, может там немного выпить и с ордой повоевать, может там творить что хочет, может там махать дубиной и неделями бухать, может на башке крутиться, может всех поубивать, в общем, будь он что будет, но ярлык должён забрать. В этот год Узбек впервые заплатил Ивану мзду, помниться ещё тогда дал ему два ярлыка.
Мораль сей сказки такова, дурная сила тоже сила, вопрос лишь в том, в какое русло эту реку направлять, чтобы себе не повредило, а может быть и прибыль принесла.
Свидетельство о публикации №210031901364