Легенда о Водополе

Весело полыхал в ночи костер. Треск дров навевал умиротворение. Запах шашлыков щекотал своим ароматом мои ноздри.
Сергей достал с салона своего старенького «жигуленка» гитару и, весело брякнув струнами, подошел к костру. Компания весело загудела, предвкушая его игру. Уступая ему место у костра, я отодвинулся поближе к реке, и, тоже предвкушая его «козырную» песню Арии «Штиль», достал из кармана пачку «Davidoff». Серж взял пробный аккорд, и начал играть, погружая нас в перелив музыки.
Затягиваясь сигаретным дымом и погрузившись в игру нашего «новоиспеченного» Кипелова, я вспоминал утро…

***

… Собираясь на «рыбалку» с друзьями, я побежал в магазин скупиться для столь примечательного события, ведь мы каждый год в один и тот же день, 3 апреля, несмотря на погоду, едем в Подмосковье и у естественного пруда жарим шашлыки и варим то, что успеем наловить.
В этом году весна вышла на славу, за окном только апрель, а все уже ходят с коротким рукавом.
Весеннее солнышко своим теплом щекотало мои поседевшие виски. Вдыхая «городской» воздух, я все равно не мог на радоваться ранней весне.
Выйдя с подъезда, я как всегда включил свой мр3-плеер, и в наушниках заиграла группа «Кино», подкурив сигарету, я оглядел двор, примечая на скамейке двух «кумушек», вечно обсуждающих соседей по дому. Весело помахав им рукой и насвистывая мотив игравшей песни, я пошел по направлению к магазину. В голове роились мысли о том, что вот теперь точно буду на языке у «скамеечных кумушках».
Проходя мимо парка и вглядываясь на плавающих на пруду лебедей, затянулся сигаретой, размышляя над «лебединой» верностью, сопоставляя их с собой, ведь я был до сих пор верен той девчонке с 3-го курса МГИМО. Ее рыжие волосы терзали мое воображение каждую ночь. Хотя уже прошла пять лет как я ее потерял из виду. Вдруг сквозь мои мысли проник старческий голос:
- Что, милок, грустим о былом?
Выключив музыку, я остановился. Передо мной стоял как бы возникший из ниоткуда старичок. Его внешность была очень забавна. Он был одет в рыбацкие сапоги, черные, непонятно из чего сделанные штаны, коричневый пиджачок. На лице живо блестели острые глаза, и венчал все это нос картошкой с бородавкой на правой ноздре. Старичок повторил свой вопрос.
Натягивая на лицо уже ставшую привычной маску «доброжелательности»: «Приветствую Вас уважаемый, да немного прошлое не дает нормально жить в сегодняшнем», – отвечал я, и сам удивился старомодности своей речи.
- Ну что ж милок, тогда я тебе могу помочь в твоем деле, ты только выслушай меня, да и сделай все как, я тебе скажу, - пробормотал старик и двинулся к скамейке, кряхча о своей старости.
Заинтригованный, я пошел за дедом, и, усевшись, приготовился послушать.
Дедушка пытливо посмотрел мне в глаза и, вздохнув, сказал:
- Ну что же, слушай легенду, может ты и будешь смеяться, но учти - все, что я тебе сейчас скажу, ты должен выполнить, это твой последний шанс.
Третьего Апреля просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные  пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного. 
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду,  зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. 
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи  назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее.
- Смотри не забудь угостить гостинцем Водяного, а то попадешь ты ему в услужение – подмигнул мне дедушка.
Рассмеявшись, я пообещал ему, что не забуду. И, уже открыв рот, что бы задать мучавший меня вопрос во время нашего разговора: «Чем же мне поможет эта легенда?», как старичок, ухмыляясь, как бы прочел мои мысли, проговорил:
- Ну а тебе эта легенда поможет тем, что ты был сегодня избран принести дар Водяному, и твое самое заветное желание исполниться, - сказав это, дедушка поднялся со скамейки и быстро вразвалочку поковылял в сторону МКАДА. Глядя на его походку, я машинально отметил, что он, наверное, бывший моряк. Вздохнув, я поднялся и пошел в магазин.
Добравшись до магазина и машинально купив все, что могло понадобиться, я все еще раздумывал над словами повстречавшегося мне дедка.

***

Когда Сергей взял последний аккорд на гитаре, с меня словно спало оцепенение. Глядя на тлеющий в руках фильтр, я тихо поднялся с корточек и, слегка пошатываясь - сказывалась «рыбалка» - направился к пруду.
Стоя на берегу, я снова мысленно прокрутил утро, и, улыбнувшись сам себе с мыслями: «Чем Черт не шутит, когда Бог спит», достал с кармана «Сникерс», разорвал упаковку, и со словами: - «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью», - опустил на воду шоколадный батончик.
Вода вокруг шоколадки забурлила, поднялся ветер, с легкостью шатая вековечные сосны, и тихо из водной глубины мне просипело: «Cпасибо за гостинец, милок. Ты слово сдержал, теперь мой черед».
Остолбенев как завороженный, я молча пытался нащупать сигареты в кармане, что бы хоть как то успокоить разгулявшиеся нервы, как вдруг лесную тишину разорвала телефонная трель. Сразу найдя трубку в ветровке, я с удивлением увидел незнакомый номер. Сгорая от любопытства и нажав на заветную зелененькую кнопочку, я проговорил:
- Алло?
С того конца нежный женский голосок мне ответил:
- Макс, привет, это Ксюха, помнишь?
Как же было ее не помнить, ту рыжую девчонку?

18 марта 2010 года
Олег Мульченко


Рецензии