Загадки земли Донецкой. Живые и мёртвые

Кома


     Довелось мне несколько лет назад побывать в коме. Легла вечером спать, а проснулась несколько дней спустя в больничном лифте, везли из реанимации в палату. Не помнила ничего абсолютно из того, что со мной было. В палате опять отрубилась. И если прежде, находясь в коме, я ничего не запомнила, но теперь! В общем, плыла я куда-то вперёд и вверх сквозь непрозрачную серую пустоту, а с разных сторон слышались иногда голоса, выкрикивающие что-то до жути смешное, я хохотала и плыла дальше. Знаю, что церковь называет такое воздушными мытарствами, и смеяться нельзя. Но ведь так смешно, жаль, ничего не запомнила, но лучшие комики меркли перед этим. Потом я подумала: отчего бы, пользуясь случаем, не заглянуть "за"? И рванула вперёд, надеясь, что сумею определить границу, дальше которой нельзя заходить, а то не вернёшься. Понимала, насколько это опасно, но - тормоза придумали трусы! И вот серый туман поредел и остался позади, а впереди я увидела сказочной красоты горы, их вершины были розовыми от восходящего солнца, у подножия я успела заметить лес,- и тут меня утащило обратно, через серую пустоту. Знакомые голоса что-то вякали мне вслед на тему "шляются тут всякие туда-сюда".

     И я ощутила себя лежащей на кровати, но не очнулась, как ни парадоксально. Вместо звуков реального мира я слышала песню... фанаткой Цоя никогда не была, наверное, единственная из всех восприняла его гибель равнодушно, а с творчеством познакомилась уже после. Выйдя замуж за поклонника Цоя, хошь-не-хошь переслушала все концерты и знала все песни - и они мне нравились. Кто слушал, тот знает, что с годами его голос становился всё глубже, а песни всё серьёзнее. Так вот, сейчас я слышала именно песню Цоя - спутать ну никак нельзя. Необычайно глубокий и красивый голос был исполнен такой грусти, что будь я в сознании, пробило бы на слезу. Дальше помню с трудом: несколько раз то приходила в себя, видела рядом маму, слышала звуки реального мира, -  то опять отключалась и опять слышала ту же песню. Кстати, нет у него такой песни! Но стоило мне впоследствии напеть ее друзьям-металлюгам, как они в один голос заявили, что это однозначно Цой.Правда, песни такой припомнить не могли. Запомнила я только одну часто повторяемую строчку:


                И больше нет никого у того, кто остался без дома.
                И больше нет никого...


     А мама, когда я пришла в себя окончательно, сказала, что я в палате на несколько минут перестала дышать. Она испугалась, бросилась звать врачей, но когда дозвалась - я уже снова дышала. Врачи решили, что мама ошиблась, но она уверена в обратном. Ей немало в жизни довелось повидать, а паника и истерика ей совершенно несвойственны.



                Чмошник


     Моего кота зовут Чмошник. И назван он так вовсе не за плюгавый вид (кот как кот), а в честь другого котенка, о котором и речь. Как-то осенней порой в наш подъезд забрел бездомный котенок. А в подъезде маляры-штукатуры ремонт делали.Несколько раз котенка выставляли на улицу, но он все равно рвался в подъезд. Я собралась на базар, открываю дверь - а он сидит прямо передо мной и смотрит на меня. Хотела выставить на улицу, взяла в руки - он оказался неестественно худым и явно больным, причем чем-то похожим на дизентерию. Тогда я, конечно, внесла его в квартиру, дала поесть, но он не стал. Я оставила детям, которые были в школе, записку:"Просьба это чмо не выкидывать, оно больное. Мы его подлечим, а потом выкинем".

      И ушла на базар.

     Вернулась вечером, дети меня встречают мрачным взглядом:

     - Опять ты за свое! Мы твое чмо два часа искали, забилось за холодильник!

     А котенок к моему приходу уже и на ножки не вставал, только смотрел на меня говорящими глазами. Тогда я собрала какие нашла таблетки от дизентерии, смешала всего понемножку и влила ему в рот эту гремучую смесь. Наверное, я была неправа. Да только к вечеру это создание, которое с легкой руки все так и звали Чмошником, уже попыталось кушать и сделало несколько шагов. Но все равно было еще очень слабым. А утром добросовестно доковыляло до кошачьего туалета. Никто его не учил, сам нашел, у меня и другой кот есть. А потом... Потом у меня состоялся очень неприятный разговор с одним человеком. И когда он ушел, я поняла, что сейчас проснется моя убаюканная было...хм...нехорошая болезнь на нервной почве - именно она стала причиной незадолго перед тем случившейся комы. Она до сих пор давала о себе знать только дважды, но оба раза сопровождалась комой и потерей памяти, причем второй раз был куда страшнее первого, а о третьем и думать не хотелось.

     Чувствуя, что сейчас начнется, я легла на диван, радуясь, что  дети придут из школы еще не скоро, и приготовилась рухнуть в черную пустоту, из которой выйду ли - не знаю. Краем глаза замечаю: ковыляет с кухни мой подкидыш. Его шатает, заносит, но он целеустремленно идет ко мне. Раза с десятого ему удалось вскарабкаться на мой низенький диванчик. После чего он подошел к моей голове и аккуратно лег животиком мне на лоб, свесив лапки по обе стороны. Я сняла его и посадила на пол. Но котенок опять с большим трудом залез на диван и лег мне на лоб. Хотела опять снять, но тут стало не до того.Черная бездна поволокла вниз мое сознание, я была на грани отключки...но не отключилась полностью. Потому что теплый пушистый животик колыхался над моими глазами, не давая сознанию уйти. На секунду в глазах прояснилось - и опять пришла тьма.И опять ей не удалось утащить меня в бездну, сознание цеплялось за этот мягкий колышащийся комочек,как утопающий за соломинку. Так повторялось много раз, пока не закончилось.И ни усталости, ни головной боли, как это всегда было. И вот уже четыре года ничего больше нет. А котенка потом долго по ветеринарам носили, с него полезла шерсть. Вылечили, подрос он, но через несколько месяцев ни с того ни с сего упал и умер, хотя еще с утра был здоров.


   


                Живые и мёртвые


     Только после смерти моей бабушки я кое-что узнала о ее прошлом, причем от посторонних людей. Большим бывало мое удивление, когда незнакомые люди, узнав, что я "той самой Кати внучка", не раз предлагали мне любую помощь и поддержку. Оказывается, работая после войны в столовой, она многих спасла от голодной смерти - сильно при этом рискуя,закон тогда был строгим, но Бог миловал. Да и не только в этом.

     Прошло несколько лет, как ее не стало, когда она мне приснилась. Снилось, будто мы с ней находимся в какой-то комнате, и нам дали на свидание один час. Болтаем о том-сем, я из всего разговора только и запомнила свой вопрос, все ли она видит "оттуда", что тут с нами делается, а она отвечает: нет, но иногда прихожу и смотрю. Говорим, час подходит к концу, а я вижу, что она хочет что-то мне сказать, но чего-то боится. Наконец, когда уже было совсем мало времени, бабушка решилась. Вынула из-под жилетки свернутую газету, озираясь протянула ее мне со словами:"Прочти быстренько и верни". Разворачиваю, это оказалась очень старая газета, пожелтевшая, с покоробившимися краями, сразу подумалось про 30-е годы. Прямо передо мной было фото, а под ним статья, которую я и попыталась читать. Как это было раньше в некоторых газетах, первые шесть слов были написаны большими буквами. Так вот, статья называлась "Жертвы сталинского террора", а первые шесть слов были именами: Владимир, Иван, Владимир, Оксана, Настя... Шестого я не запомнила. Хотя понимала, что как раз это от меня требовалось - запомнить эти шесть имен. Все остальное тоже были имена, я скользнула по ним взглядом, не пытаясь читать, уж очень их было много, а времени мало. Но они словно нарочно старались попасть мне на глаза, стремились, чтоб я их увидела. И стоило на каком-нибудь из них на долю секунды задержать взгляд, как тут же начинала получать информацию об этом человеке. Вот уже и страница газеты заканчивалась, а строки с именами все шли и шли, откуда-то снизу. Тогда я перевела взгляд на фотку. Картинка тут же ожила. На ней было что-то вроде песчаной насыпи надо рвом, и по этой насыпи цепочкой шли люди. Одетые в какие-то рубища, безжизненные взгляды в никуда, а за спиной у каждого почему-то крылья, хотя и ясно, что летать невозможно.И только последний шел и смотрел на меня пронзительным, иначе не назовешь, взглядом. Этот человек имел весьма своеобразную внешность и был мне знаком: в детстве снился очень часто, потом реже.И всегда смотрел на меня пронзительным, укоряющим взором. По словам родных, в самом раннем детстве я до истерики боялась соседа, очень похожего на этого человека. А над всем этим - небо странных цветов, сумбурная помесь голубого, белого, желтого, зеленого. Конечно, небо бывает разным, но таким я его не видела. Тогда я отдала бабушке газету, и все кончилось.

     Долго мне этот невероятно яркий сон не давал покоя, но к чему он, было непонятно. Пока однажды через несколько месяцев не шла я на рынок. Шла, как всегда погруженная в свои мысли и глядя под ноги. Как вдруг меня что-то толкнуло, поднимаю глаза - а передо мной вот такое же небо, как там было, точь-в-точь. Тут до меня и дошло. Дошла я до рынка, оставила свои вещи знакомой торговке и побежала в церковь, благо рядом. Захожу - а там в одном месте стоят священник и несколько старушек. Одна из них меня увидела и говорит: "Ты пришла ставить заупокой? Тогда быстрее давай!" Именно это я и собиралась сделать,а ведь они меня впервые видели!Да и я не знала, когда там что служат. В общем, поставила свечи заупокой тех, с кем пришлось так странно познакомиться. И бабушки, разумеется. Она и там не остается безучастной.
А тот тип мне больше не снился никогда.
               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.