Загадки земли Донецкой. Съездила к морю

Долгое время я об этом никому не рассказывала, и не потому, что не хотела, а потому, что не могла. Физически. Но теперь, когда всё окончено... В общем, поездочка эта стала самым ярким в жизни событием, и эту самую жизнь во многом предопределила.

     Училась я тогда в 11 выпускном классе. На дискотеки не ходила, с мальчиками не встречалась, к моде относилась презрительно и всегда стояла в стороне от коллектива. В общем, "отличалась", и сейчас "отличаюсь". Но судьба, как говорят, и за печкой найдёт. И однажды перед весенними каникулами в марте она, сиречь судьба, вошла в наш класс в облике классной руководительницы и предложила на каникулах съездить всем классом либо в Феодосию, либо в Севастополь, на выбор. Я громче всех выступала за Севастополь, хотя не собиралась никуда ехать. Просто историю этих городов немного знаю. Но в последний момент всё же решилась, и поехали. А Аню мама не пустила. А вот если бы пустила, то всё могло бы быть по-другому.

     Севастополь - прекрасный город! Энергетика его совершенно особенная. Мы все там словно на крыльях летали, было ощущение счастья, иначе не скажешь. Мы ходили с экскурсиями по городу, по музеям, ездили на Малахов курган. На третий день пребывания нас повели на экскурсию в Херсонес, это, если кто не знает, руины древнего города на берегу моря, и руинам этим 2500 лет. Бывшая греческая колония.

     Походили, посмотрели, интересно. Руины домов, амфитеатр, остатки храма, монетный двор. Поодаль большой собор, построенный князем Владимиром в честь своего крещения, стоял тогда без крыши, коммуняки постарались. Я на него едва глянула, будучи тогда язычницей. И два музея, один посвящен древнейшим временам, второй - средневековью. Этот второй был на ремонте, а в первый нас завели, он располагался в маленьком домике на две комнатки.

     Вошли, и пока все, стоя кучкой, слушали экскурсовода о политическом и экономическом устройстве древнего города, я пошла по залу, разглядывая экспонаты. Интересно ведь! Мой взгляд сперва зацепился за белое мраморное надгробие патриция; время совершенно не повредило его, все было целым. На надгробии был вырезан портрет этого самого патриция, под ним написано имя из трёх слов. А рядом я увидела под стеклом скелет. Он сохранился так себе, а в ногах у него что-то рыжело, похожее на истлевшее дерево... В голове внезапно яркой молнией мелькнула мысль:"Господи! Его так и зарыли в колодках!" И какая-то картина, но так быстро, что я абсолютно ничего не запомнила.

     Тут подошла вся группа, и экскурсовод подтвердила мою догадку. И еще прибавила, что был этот человек еще очень молод, так специалисты определили. И все пошли дальше, а я осталась. Трудно описать нахлынувшее чувство - растерянность, жалость, боль и что-то очень теплое, вместе взятые. На меня словно транс какой-то накатил, я стояла, держась за столбик, и находилась здесь и не здесь одновременно. Мысленно я словно с кем-то разговаривала, но опять же, мимо сознания, мимо памяти, на уровне подсознания. Уловила лишь вопрос в конце: согласна ли? Ладно, тормоза придумали трусы, согласна. Тут я очнулась. Смотрю - наши уже всё осмотрели и выходят. Подумала, что обязательно надо будет вернуться, показала надгробию патриция фигу и побежала их догонять.

     Тут экскурсия закончилась, и мы из музея пошли через руины на берег моря. Стояли, любовались, слушали прибой. А в голове моей, как отголосок того разговора, пронеслась мысль, что если не передумаю, то приду сюда, на берег.

     Два последующих дня я чувствовала себя совсем другим человеком, чем была прежде. Странные чувства обуревали - но теплые, очень теплые, можно назвать благодатью. Два дня я уговаривала девчонок составить мне компанию в Херсонес - никто не захотел, и слава Богу. В день отъезда я рванула туда одна. Вышла на берег моря, стою, любуюсь волнами, вдруг в голове совершенно четкий вопрос: чего ты хочешь?

     Признаюсь, я его ожидала, но каких-то особых мечтаний или целей у меня не было. Однако мне было без нескольких дней семнадцать, и я, как всякая девчонка, мечтала о любви. О чем и сказала, хотя понимала, что я, полная, жутко нелюдимая и закомплексованная, на роль Джульетты никак не гожусь...

     "Выбери на берегу камешек. Какой выберешь - таков будет твой избранник" - прозвучало в мозгу. И я прямо перед собой вижу - на большом валуне в ямке лежит красивый белый камешек, словно нарочно положил кто - его и взяла.

     "А теперь положи его под язык, иди домой и не произноси по дороге ни слова." А еще мне было предложено проделать некий простенький обряд, позволяющий сродниться с водной стихией, что я и сделала. Потом еще долго по берегу ходила, камешки рассматривала - но лучшего не нашла. А этот был полностью белый, красивый, но с трещинкой. Однако по дороге все же пришлось заговорить с одной женщиной, но я не придала тогда этому значения. Вернулась - и сразу на поезд. Девчонки плакали, расставаясь с Севастополем, я же улыбалась. В глубине сердца мне казалось, что уезжаю не одна, и это чувство благодати не проходило.

     Дома камешек было велено бросить в нашу белую вазу. Я бросила, и он там застрял, хотя, казалось, это невозможно! Через два дня мне исполнилось семнадцать, через три недели я познакомилась с хорошим парнем, уверявшим, что полюбил меня с первого взгляда. А еще через два месяца свадьбу сыграли. Вот это был повод для разговоров по всей школе! Отпавшие челюсти можно было лопатой грести. Чтоб я, а не кто-нибудь из первых красоток, да сразу после выпускного бала!

     Тем же летом я неожиданно обнаружила, что умею плавать, а ведь до сих пор как ни старалась, не получалось. А тут зашла и поплыла, без страха и удивления.

     Ах, как бы мне хотелось тут и точку поставить, типа "долго и счастливо", да такое только в сказках бывает.Ну, может, не только в сказках, но и не в моём случае. Ничего хорошего из нашего брака не вышло, хоть и любила я его, да и он вроде как тоже, в подробности вдаваться не буду. Любила всей душой - почти, но в ней оставался уголок для того, из Херсонеса. Долгие годы вспоминала постоянно - и словно возвращалась в тот день, охватывало то же неослабевающее состояние. А ровно год спустя, в последних же числах марта, приснился мне самый яркий и самый странный в жизни сон. Он, казалось, был реальнее самой реальности...

     Снилась мне сперва моя обычная жизнь, какой она была год назад - школа, дом, родители, одноклассники, мой шкаф с книгами, все как в обыденной жизни. И вот в школе будто бы какое-то представление, где все выступают, и мне там предстоит почему-то пародировать Брежнева. Готовиться я не стала, даже роль не прочла - все равно читать по бумажке по слогам. Собрались будто мы с девчонками возле школы раньше обычного, и гуляем там по какому-то пустырю (или по школьному газону - не велика разница). Вдруг подруги зовут меня: смотри, что это? Вижу, небольшая скала, из-под нее вытекает ручей, а зелень вокруг такая буйная, сочная, высокая. Подошла я к этой скале, наклонилась к самой воде. Там между камнем и землей было деревянное, очень-очень старое колесо, я подняла его вверх, подобно люку, и в скале открылась пещера.В ее глубине из стены и бил источник, а прямо под струей воды на полу лежал человек. Непривычным для меня властным тоном я велела подругам вынести его наружу - и они послушались. А мне вдруг прямо во сне явилось видение, вспомнились события из давних-давних времен, но связанные с этим источником. Я словно перенеслась в те времена.


     ...Шла я с несколькими спутниками по светлой роще, священной роще каких-то небольших деревьев, с великой тщательностью было ухожено каждое дерево, а я шла по центральной дорожке, ведущей, как я знала, к священному источнику, и для меня этот источник был, можно сказать, рабочим местом: я знала о воде всё, умела многое - водой можно было исцелить, а можно убить, простой водой, ничего не подмешивая. А можно, если постараться, и мертвого оживить... Вот такими делами я там и занималась, и ранг имела высочайший. Да я ли это была? Вряд ли кто нашел бы сходство между мной и этой царственного вида особой в длинном белом наряде, с белоснежным искрящимся перстнем на указательном пальце (этот перстень всегда был задействован в обрядах с водой; а носить драгоценные камни просто для красоты, не умея с ними обращаться, стали уже потом). Но я была ею, видела ее глазами и знала то, что знает она. Описала то немногое, что удалось запомнить.

     Так вот, шли мы по дорожке, и я с одним из своих спутников чуть-чуть отстала от других, мы шли и разговаривали, не помню о чем, но был у нас какой-то грандиозный, безумно дерзкий замысел, и для того мы зачем-то направлялись к источнику. Я не верила, что нам дадут его исполнить, но - тормоза придумали трусы!

     Неведомому плану не суждено было свершиться: из-за деревьев выбежали несколько человек в легких латах и шлемах с высокими гребнями и закололи моего спутника. Тут же церемонно раскланялись передо мной и смылись. Я знала, чьи это люди, знала и то, что ничегошеньки пославшему их сделать не смогу - он с невинным видом пожмет плечами и скажет, что ничего не знает, и что не по рангу мне сожалеть о таких пустяках. Поэтому я сперва с царственным видом велела тем негодяям убираться, а потом бегом бросилась к источнику. Он был таким же, как когда я его впервые увидела, и там внутри пещеры, находились мои сосуды с водой самого разного свойства. Но как я ни старалась, ничем помочь не смогла: знаю откуда-то, что перед этим я настолько часто и долго занималась такими делами, что растеряла всю энергию, предназначенную для этого. На восстановление требовалось много времени, а его не было. И тогда я, сама не своя от отчаяния (видно, дорог мне был этот человек!), велела своим спутникам внести его в пещеру и положить под струю воды. Когда они вышли, я закрыла вход - опустила деревянное колесо подобно люку, и не стало ни пещеры, ни источника, только цельная скала. (Какой-то очень хитроумный механизм, хотелось бы знать, как устроен!). Открыть без меня эту дверь не сможет уже никто, даже найти вряд ли. И говорю, повернувшись к скале:"Я вернусь! Очень много времени пройдет, изменятся очертания земель, сравняются с землей города и встанут новые, сменятся языки и боги - но я вернусь!" Потом повернулась и пошла прочь.

     На этом видение прекратилось, я опять стала обычной школьницей, стоящей перед пещерой. Но я еще помнила, что должна делать: вошла в пещеру (очень осторожно, запретив другим следовать за мной, так как это, оказывается, для непосвященных смертельно опасно!) Там на каменном столике стояли разных размеров глиняные сосуды с узкими горлышками, и в них находилась вода очень разная: в самых больших, как я знала, была вода тяжелая, вода каменная, вода смертельная и еще какая-то, горлышки накрыты не были, и потому испарения могли погубить незванных гостей пещеры, и даже мне долго находиться здесь опасно. Были и маленькие заткнутые сосудики, которые просто так открывать нельзя - испарится мигом, слишком легкая. Но я искала одну-единственную посудинку. маленький кувшинчик с закрытым горлышком, воду жизни или как-то так. Найдя, вышла, а вот как я ее применила - к сожалению, не помню. Кто-то явно постарался, чтоб не помнила, но понадобилась одна капелька, а остальное осталось у меня. И поднялся этот человек, сделал несколько шагов, но тут меня позвали в школу, Брежнева озвучивать. Оттарабанила роль - бегом обратно, вижу, девчонки стоят, его нет. На мой вопрос ответили какую-то чушь. И я с горечью осознала, что больше мы так и не встретимся. И проснулась. Мои руки еще сохраняли форму бутылочки, я бросилась искать ее по кровати, но разумеется, не нашла, и это удивило. Конечно, из сна в явь ничего материального принести нельзя, но из ТАКОГО!..


     Много раз я пыталась рассказать маме и этот сон, и про Херсонес. Мы с мамой очень близки, всегда всем делимся, даже самым сокровенным. Но странное дело, после первых же нескольких слов у меня останавливалось дыхание, горло сжимали жуткие спазмы, а если я не унималась и старалась продолжить, то начинало всю трясти. Да еще мама, всегда такая внимательная и чуткая, в таких случаях просто отмахивалась от меня. Значит, нельзя до поры говорить об этом, подумала я, но до какой поры - понятия не имела.

     А годы шли. Когда жизнь потрепала хорошенько, завязала я с разными глупостями и обратилась к православной вере. Стало существенно легче, но в семье все равно творился кошмар. С мужем официально развелась, но продолжали жить вместе, и такое положение дел меня очень сильно не устраивало, но поделать я ничего не могла. А тем временем писатель Андрей Белянин писал свои книги. Они мне нравились, покупала их одну за другой, и в одной дана была мне, дурехе, подсказка. Элементарная: герой этой книги, найдя непогребенное тело, похоронил его и произнес своими словами заупокойную молитву. Тут до меня и дошло, чего от меня все эти 13 лет ждали... Я тут же прочла похожую молитву, тоже своими словами, прямо в ванной, - там, где меня постигло озарение. И вот тогда со мной опять заговорили... Но здесь я буду без подробностей, которые частично не помню, а частично... ну это слишком личное. Но внутренним зрением я увидела живую душу, этот маленький светящийся сгусток энергии! В общем, отправился он туда, куда давным-давно было пора. Напоследок я услышала откуда-то сверху: я помолюсь за тебя!

     Я без паузы выпалила: помолись о моем разводе! А могла бы, наверно, чего угодно попросить... Но истинные желания те, которые выпаливаешь вот так, без паузы.
На следующий день мы с мужем крепко разругались, и было принято решение разъехаться.

  Больше такого состояния не было, прошлое стало прошлым, и как ему положено, начало стираться из памяти. А рассказываю теперь спокойно, ничего не происходит.



     Хотите верьте, хотите - нет, но всё это действительно со мной происходило. А маме с Аней я доверяю, как самой себе. Вот такой он, Донецк, который многие считают большим загазованным промышленным городом - и ничего более. Древняя земля наша, и историю имеет не хуже, чем старинные прославленные города, обители туристов. Пусть люди забыли - но земля помнит и знает всё, и, может быть, еще когда-нибудь дождётся своего Шлимана.


Рецензии
Интересно. Сам в Севастополе был когда мне было 5-6 лет. Помню. Но не многое. Море. Волны. Цвет воды...

Читая этот рассказ, представил молодую женщину с нежной улыбкой смотрящей на меня. Она подняла нижнюю часть белой туники и вошла в воду не снимая сандалей. Завороженный смотрел на нее. Шум накатывающейся волны и стук гальки прервались колющей резкой болью в сердце и темнотой...

Вот такая мистика...

Сергей Вшивцев   04.10.2010 01:37     Заявить о нарушении
Вот такое там местечко непростое... Наверное, детям доступно видеть такое, чего взрослые уже не смогут. А история реальна. У меня бы просто ума не хватило такое выдумать. Вот так и жизнь - изрядный такой ее отрезок - была предначертана в тот момент, когда я согласилась сама не зная на что. И рада, что это было.

Света Чмут   04.10.2010 02:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.