Странные гости

Аликади работал на государственной службе и жил на сухом окладе, превышающий прожиточный минимум. А жена-пила, так называл он свою Аймисей числилась домохозяйкой и воспитывала пятерых детей. Жили туго, но мирно. А вечные ворчания Пиламисей только безобидным эхом отзывались на семейном счастье. Подрабатывала уборками в банкетных залах и салонов красоты. Слава богу, они выросли как грибы после дождя. В сезон овощей и фруктов, покупала их на оптовом рынке и перепродавала под вечные угрозы участкового возле дома, в окнах времени, когда участковый бывал, занят своими служебными делами. Другие представители административных служб, которые стояли на страже порядка и для пополнения за счет таких горе предпринимателе своего бюджета, она не признавала.

Микроклимат в семье соответствовал микро  доходу. Дети в такт прибыли предъявляли запросы, кроме младших, которые еще не понимали, как трудно заработать деньги.
Все было в меру запущено и в меру прекрасно.

У мужа была богатая родня. У семьи Аликади с его родней были натяжные отношения как их богатые потолки. При каждой встрече приглашали в гости и выказывали натяжное недовольство, что Аликадиевичи не заходят к ним.

- А почему вы к нам не заходите? - в упор спросил бедный родственник у младшего родни.

- Не хочется вас беспокоить, да и некогда мне, - смотря выше него, нашелся ответом тот.

- Мы, тоже зная, что вам некогда и всегда заняты, стараемся не беспокоить. А если надумаете посетить нас, не переживайте. Ваше посещение нас только обрадует. Хоть я и малоимущий, но хинкал и к нему приложение в холодильнике у меня всегда есть, - гордо шутя, ответил Аликади.

А его любимая Пиламисей все толкала его занять у них деньги, чтобы открыть свой бизнес. Взять в аренду или купить помещение на рынке.

Томимый и толкаемый упреками жены, он решился принять предложение родственника и пойти к ним в гости.

В один  субботний вечер чета Исмаиловых, одевшись в самые свои лучшие наряды, которые давно вышли из моды, шли в гости.

Приняли их радушно, с объятьями и крепкими рукопожатиями и повели в зал, где уже за накрытым столом сидела вся родня и несколько гостей.

Не успел Аликади присесть за стол и расспросить о здоровье и о житье-бытье и понял, что денег он просить в долг ни за что не будет. А Пиламисей показалось, что все ее не очень габаритное тело начало чесаться, но не могла поднять руку, чтобы успокоить источник дискомфорта. Было такое ощущение, что их давно не ждали, а весь каскад приветствий и расспросов имел дежурный характер. Если они не появились бы здесь, было бы еще лучше.
Открылась занавес, и начался спектакль.

Посуда, зеркала, ковры, балдахины, занавески, все убранство дома пленили женские жадные глаза Аймисей. И черной завистью загорелось ее сердце. "Вот эта жизнь, вот живут люди. Чем ни рай?" - клокотало оно.

После протокольных расспросов о семье, о делах, про чету Исмаиловых почти забыли.

- Сезон в окно стучит, а должники мои никак не рассчитаются. Прогорю, если не успею во время обновить ассортимент, - начал хозяин дома, владелец двух продовольственных оптовых складов.

- Дай мне еще неделю, - перебила его дальня родственница в шикарном платке заморского производства, накинутой на крашеную голову, - и я с тобой полностью рассчитаюсь.

- Твои, какие-то триста тысяч мне особо погоды ни делают, хотя копейка рубль бережет. А, вот, что два миллиона почти год не возвращает, вот это уже бесстыдство я считаю, - раскрыл ладони рук, хозяйски лежащих на столе.

- Банкиры, вообще, озверели, без залога о кредите даже разговаривать не хотят, - возмутился строительный магнат. - Осталось два этажа достроить и крышу поставить. Каких-то десять миллионов не могу взять в банке. Видите ли, кризис у них. Так дела пойдут, придется вторую дачу продать. Хоть каркас закончить.

"Вот проблемы у людей", - синхронно засверлила мысль в мозгах обоих супругов. Аликади другого и не ожидал, а Аймисей не могла поверить своим ушам. Столько богатства у людей, а денег все равно не хватает.

Их мечта занять, найти тридцать тысяч, как песчинка на пляже затерялась.
- Папа, хочешь увидеть счастливых людей? - вопросом возник младший сын местного олигарха, студент факультета журналистики столичного университета.

Все утихло как в оркестровой яме после взмаха палочки дирижера. Это было так неожиданно. О таких нематериальных вещах, очень редко говорили здесь. У них другие проблемы, рожденные всемогущим монстром БИЗНЕСОМ. Предназначение бизнеса - служить повышению благосостояния людей. А люди многие служили для бизнеса.

Младой отпрыск довольный тем, что привел присутствующих в смятение и уверенный в своей правоте, встал со стола и прошелся по залу.

Публика внемла. Каждый из присутствующих опасался вступить с ним в полемику. Он достаточно знал уязвимые места своей родни. И без угрызения совести мог сказать о том, о чем тот думал, о себе

- Сегодня у нас странные гости, - сделал он ударение на "странные", - и каждого гложет любопытство, зачем они пришли. Правда, мама? - обратился он к хозяйке дома. - Что удивляться? Дядя Аликади и тетя Аймисей приходят к нам только на свадьбы, похороны или на Уразу байрам. Как пришли незамеченные, так и уйдут, проглотив свою скромность.

- Ты со своей спесью вводишь людей в палитру и в неловкое положение. Люди пришли к нам просто в гости…

- Такие люди к нам в гости "просто" не ходят. Им несвойственны цинизм и наглость. Они не могут язвить, улыбаясь и обниматься с презрением на душе.

Аймисей испарилась как вода в Калахари, а супруг ее замер как памятник на кладбище, но не потерял реальность. Такого он не ожидал, но в глубине подсознания был рад и даже ликовал.

Русик - это что-то из плодов  его воспитания. На этот раз он далеко заходит. Это уже слишком. Это поколение не очень любить дружить  со скромностью.

- Вот, Магомед Алиевич, - обратился он к другу и компаньону отца и большому чиновнику в потребительском рынке, -  вы как человек, достаточно проживший и поработавший на благо отечества, по-вашему в чем заключается счастье человека?

- Я не философ, отвечать на такие вопросы. А сам-то как думаешь - в чем твое-то несчастье?

- Мне рано еще об этом думать. Я только жить начинаю…
- А язвить научился.

- Все в  мериле, в чем ты видишь счастье в жизни, - вставил старший брат Русика, который думал, купить ли ему отец иномарку, на рождение сына или подарить "Приору".

Он был кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе, а Русик любил его дразнить, сокращенно произнося КМС как КРС.

- Русик, - словно незамечено выросший объявил о себе незваный гость, - что же ты без спроса лезешь?

- Именно, - обрадовался КМС, - лучше делом бы ты занялся.

- Иногда лучше молчать, сделать вид, что не заметил, чем кричать в след, что у него сзади брюки испачканы. Этим мы вводим человека в неловкое положение, что он испачкался. Промолчали бы - пошел бы себе домой и там сам заметит, - поучительно сказал не философ.
- Он хочет возвыситься, унизив других, - известил зять Аликади, судья Федерального суда и владелец элитного ресторана на берегу моря.

- На этом авторитет не заработаешь. Человек заслуживает уважение по качеству личных достоинств, а не  от недостатков других, - не пощадил своего лжесторонника гость.
Оратор не ожидал такого от дяди. Пыль всегда легко оседает, так же как и подымается от легкого дуновения.

- Дешевый авторитет мне нипочем, дядя Аликади. Вы человек гордый и ранимый. Я не хотел вас обидеть. Меня просто бесит, когда люди лукавят и делают вид, что они не понимают.

- Лучше себя никто не знает себе цену. Чужая оценка, что камешек об гладь. Никто нас не сможет изменить, - снова нашелся судья.

Гости были озадачены. Все как-то призадумались о своем предназначении. Только вот полугодовалый малыш, далекий от жизненных сует и проблем, создавал своей маме уже проблему, раскрывая пухленькой рукой ее и так нескромное декольте.

- Справедливость не в том, что ты кому-то испортил настроение своей правдой, сынок. Мир держится не на словах, а на творениях. Никто не виноват, что удача ему сопутствовала больше. А удача как говорил один из писателей, улыбается сильным. Аликади, я очень сожалею, что все так получилось, - он похлопал ему по плечу, и в этом его жесте чувствовалось искренне сожаление. - Сынок, ты прав. Дядя Аликади по настоящему счастливый человек, потому, что он может жить тем, что имеет. Он нашел себя. А я вот, даже на горизонте миражом не вижу того, чего хочу в этой жизни добиться. Вроде бы все есть, а кругом такая пустота, - развел он руками. - Разве у счастливого отца в присутствии гостей сын, у которого еще молоко на губах не высохло, посмеет такое выкидывать, а дочь без благословения выйдет замуж, а жена в тайне оказывает ей материальную поддержку, хотя сама ни копейки не зарабатывает. Видите ли - она мать, а я "пап". Я действительно пяп. Так на даргинском называют клоуна, который без приглашения ходить на свадьбу. Ибо только пяп может не сжать кулак, когда жизнь утекает сквозь пальцы, гоняясь в догонялки за придуманными ценностями. Я забыл, когда читал книгу, сходил в театр, посетил музей с семьей. Ради какой-то галочки, второпях, отдать какой-то дань, чтобы увидели окружающие хожу в мечет на пятничный рузман, потому что все ходят. Не вера, а дань моде. Красавчик Аликади, он даже в мечеть не ходит. Ему не в чем каяться, потому что он не чувствует за собой греха. В долг не живет, людям проблемы не создает. Не помогает, но главное не мешает.  Если есть рай, только таких там и примут. Я завидую тебе, брат.

- "Мы все ходим под богом, но не всех примут в рай", - вспомнил слова из шансона старший сын.

- Какая жалость, Аликади, что ты не мой друг! Ты прости нас и очень прошу, от всего сердца, как старший брат, навешай нас почаще. Ты приносишь в дом наш просветление.  Неправильно мы живем.

Домой шли молча. Аймисей, не понимая, что с ней произошло или какое-то непонятное чувство толкнуло ее,  осмелилась перешагнуть через себя и взяла мужа под ручку и прижалась, чем необыкновенно приятно удивила его.

Шел мокрый снег, моросило и на душе. Селевым потоком гудела главная улица. Все невероятно куда-то торопились.

- Как хорошо, что нам так мало нужно, - сказала Пиламисей, прижимая локоть мужа к груди.

 Эти были единственные мудрые слова, которые он услышал от нее за все время совместной жизни.
 
Она была в эту минуту счастлива и решила, что, если придя домой, муж будет "приставать", ни за что не откажет.



г. Махачкала, февраль 2010г.


Рецензии
мудро...наверное они в вправду хорошие люди, если возникшая ситуация их не обидела. Спасибо . Понравилось.

Андрей Панюшкин   11.07.2013 03:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей за визит и теплый отзыв,
С уважением,

Шахбан Маммаев   28.08.2013 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.