Снег

- 1 -
За окном мерно кружили белые хлопья первого снега. Деревья еще не успели сбросить золотую листву, а их уже укутывало пуховое одеяло. Люди спешили на работу,  застанные врасплох этой прихотью природы. Кто-то растерянно раскрывал зонт и шел под белым грибком по привычному маршруту.
Было тепло. Из-за этого снег таял, образуя лужи на дорогах, грязь и слякоть. Девушка Валя в легком осеннем плаще, прижимая к себе альбом для рисования, шла сквозь эту непогоду, погруженная в собственные мысли. В наушниках играла музыка, все дальше уводя ее из реальности.
Занятия в институте сегодня отменили, что просто удалило полдня из ее жизни – дорогие мгновения. Она шла домой, в квартиру, которую снимала неподалеку.
Девушка смахнула перчаткой снег со скамейки и села, положив альбом себе на колени. Она устремила свой взгляд на серое неприглядное здание. Люди проходили мимо, не замечая его, но она, видимо, что-то увидела в этом доме, что-то свое.
Достав из сумки карандаш, девушка начала делать наброски. Падавший снег оставлял мокрые следы на страницах, словно на них пролились чьи-то слезы, но девушка не замечала этого. Валя продолжала рисовать серое здание, стоящие рядом деревья, скользящие тени людей и снег.
Закрыв альбом, девушка встала и теперь уже направилась прямиком домой. Там ее ждали теплые домашние тапочки и горячий кофе.
Переодевшись, она забралась в кресло с ногами, в руках была чашка кофе, на коленях альбом. Она изучала взглядом детали рисунка и все больше хмурилась. Все было совсем не так.
За окном снег прекратился. Люди ворчали что-то про экологию, про горе-синоптиков, но жизнь продолжалась.
Девушка убрала альбом в сторону и расслабилась. Она закрыла глаза и перед глазами возникла снежная улица. Валя так часто видела ее в своих снах, но не могла изобразить… почему-то не могла…
Она снова шла по этой дороге. По обе стороны стояли маленькие дома. Девушка улыбнулась – перед глазами снова возник нелепый фонарь с чашкой апельсинов на нем, как во сне. Открыла глаза – все еще дома. Какой же это был теплый сон, но что-то-то она упустила, что-то важное.

- 2 -
Ну, почему двери трамвая закрываются именно тогда, когда ты уже добежал до него?! Ох, кажется, это был последний. Хоть пешком иди. Мне очень не хотелось провести еще полночи, ожидая манны небесной на остановке, а идти тут было около часа.
На улице темно, горят фонари. Меня зовут Инна, и я иду сквозь эту темноту к дому, убегая от одиночества. Все-таки в дороге оно не так заметно. День выдался на редкость для осени теплый, и с появлением звезд земля не успела остыть. Ох, эти вечные перепады погоды. То снег, то жара… Снег…
Кажется, это было так давно. Люди вот так же, как я сейчас сквозь темноту, пробирались через непогоду. Но снег растаял полностью уже через два дня. Более того, погода стояла такая теплая, что все снова поснимали куртки и плащи.
Я вздрогнула лишь от мысли о пробирающемся под одежду холоде. Молочно-белая луна освещала мне дорогу. Как же все-таки печально, что в городе не видно звезд. Выглянет несколько «лампочек», понатыканных на небе, и этим дело ограничится.
В наушниках играла успокаивающая музыка. Женский голос пел что-то про любовь. Я начала разбирать слова: «хочу быть вместе», «но мы не можем», «как же так», «это все дождь». Вот бред! Порой настолько уйдешь в свои мысли, что не замечаешь, что играет в плеере. Эту песню, кажется, мне скинула  одно одногруппница. Мда, теперь понятно, что это у нее каждую неделю новый парень.
До дома оставалось пройти всего два квартала. Совсем немного.
Меня здорово напугал черный силуэт кошки, что пришлось ненароком ускорить шаг. Все-таки ночью на улице не так и безопасно.
Я уже была на «финишной прямой», когда мне на нос что-то капнуло. Машинально подняла взгляд вверх. Дождь? Нет, белые снежинки плавно опускались на землю. В недоумении я остановилась.
В свете фонаря отчетливо стало видно снег, кружащийся и ровным слоем покрывающий желтую траву и дорогу. Это было красиво: дорожка света от фонаря, белые хлопья, словно летящие на свет мотыльки и скамейка. Словно из какого-то фильма вырезали кусочек. И, как по заказу, в наушниках снова запели про любовь. Романтика!

- 3 -
Валя стояла на балконе. Альбом с рисунками валялся на полу. Некоторые листы были вырваны, среди которых - серое здание, деревянный мостик через овраг, скамейка, освещенная фонарем, и на каждом рисунке был снег, падающий снег.
Она стояла, задумчиво смотрела вдаль, докуривая очередную сигарету, и никак не могла понять, почему она не может показать свой сон, что упускает.
Недоделанное домашнее задание ожидало лучших времен. В телефоне уже насчитывалось штук 15 смс от одного знакомого парня, который по совместительству был ее личным психологом. На этот раз ему не удалось ее сдержать, и она сорвалась, злясь на саму себя.
Девушка потушила сигарету и зашла в квартиру. Она окинула взглядом беспорядок в комнате и с полнейшим безразличием отправилась в ванную, оставив все проблемы до утра.

И почему институт устроен таким странным образом? Когда готовишься, всю ночь делаешь задание, то у тебя находят уйму ошибок и отправляют переделывать. А когда небрежно набросаешь что-то с утра, перед занятием, то, пожалуйста, зачет.
Валя шла после пар, удовлетворенная тем, что хоть что-то вышло так, как нужно. Она витала в своих мыслях, размышляла над тем, как бы найти преподавателя по термеху, уверенная, что теперь все пойдет по нужному руслу. Девушка посмотрела на небо, затянутое тяжелыми облаками. В душе она почти успокоилась, когда неожиданно посыпал снег! Крупные хлопья падали на ее волосы и оседали там. Девушка со злостью посмотрела на небо и, рассерженная, широкими шагами пошла домой.
Она захлопнула за собой дверь и прислонилась к стене. Ей не давал покоя этот снег.
Девушка, не переодеваясь в домашнюю одежду, упала на кровать и уснула.
Ей снился сон. Зима. Она бредет одна по улице на свой трамвай. Она не знала, откуда она едет, почему на трамвае, но шла. Снег хрустел под ногами. На город опускалась ночь. И во сне появилось нечто. То нечто, про что она совсем забыла. Вот, что ей нужно!

- 4 -
Я откинулась без сил на спинку стула, взглянула на часы. Без пяти три. Боже! Я никогда не сделаю этот чертеж! В комнате холодно, так что приходится сидеть в кофте. Уже исчертила пол карандаша, а у чертежа даже половина не готова! Нет, хватит. Лягу спать, а утром встану пораньше.
Я отодвинула в сторону листы, линейки и прочие принадлежности и, словно зомби, отправилась в ванную.
Лишь голова коснулась подушки, я поняла, что такое Рай и истинное наслаждение.
Мне снился сон. Я веселилась с девчонками, играя в снежки, мы катались с горы. Мы резвились, как дети. Но почему-то по мере того, как темнело, знакомых, друзей оставалось все меньше. Когда во сне взошла луна, я попрощалась с последней подругой и пошла домой. Так одиноко брести по улицам ночного города.
Неожиданно ко мне подошла одногруппница с потока. Я знала ее, но мы не общались, да и девчонка эта, кажется, совсем не жаждала общения. Но во сне мы начали разговаривать. Я ей что-то говорила, а она больше молчала. Странно, такая молчаливая. Может, это потому, что я в реальности редко слышала ее голос. Не знаю. Но она проводила меня до моей остановки, а потом мы расстались.
Я проснулась в недоумении, и недоумение это усилилось, когда я поняла, что за окном, так же, как во сне, идет снег.
На часах было почти шесть. Нет, сейчас у меня совсем не конструкции в голове. Сейчас там этот странный сон.
Я пролежала так, смотря в потолок, около часа. Потом все же совесть победила, и я, включив настольную лампу, принялась за чертеж.

Тройка?! Ну, как так-то?! Я столько времени убила, чтобы узнать, что на «хорошо» моя работа даже не тянет?! Черт, иногда хочется бросить этот институт со всеми его причудами и несправедливостью. Села в кафе, взяла себе чай и шоколадку - говорят, шоколад способствует умственной деятельности.
Я смотрела за окно. Там ясно обозначались признаки зимы. Снег больше не таял, и деревья стояли полуголые. Так грустно, что все наши девчонки сдали свои работы, а я, как последняя двоечница, вынуждена переделывать. Подруги хоть и успокаивали меня, дескать, препод несправедлив, и я уж точно заслуживаю большего, но на душе все же было паршиво.
- Здесь свободно? - донеслось до меня.
Я обернулась. С подносом возле моего столика стояла та самая девчонка с потока.
- Да, конечно, - выпалила я, наверное, через чур быстро.
Она села, а я, стараясь выглядеть все также непринужденно и смотря в окно, краем глаза изучала ее.
- Ты ведь с третьей группы? - вдруг спросила она.
- Да… - ответила я, не зная, что еще можно сказать.
- Я Валя, - спокойно сказала она.
- О…очень приятно, - я улыбнулась, - Инна.
Так мы познакомились. С того дня в кафешке я стала больше общаться с молчаливой Валентиной, порой смущаясь и недоумевая, когда замечала, что она изучает меня взглядом. Боже, ее взгляд был таким пронзительным, словно она видела мою душу и внимательно следила за всеми ее изменениями. Она почти никогда не улыбалась. А если я вдруг начинала возмущаться на счет чего-нибудь и краснела от гнева, уголки ее губ лишь слегка вздрагивали в некоем подобии улыбки.

- 5 -
Она постоянно рисовала. Я видела рисунки Валентины и недоумевала, что она делает здесь, почему не продвигает свои работы где-нибудь в столице, но она лишь отвечала, что ей это не нужно.
Была у моей новой подруги одна странность,  а, может быть, нечто вроде  мечты - она хотела нарисовать снег. Но не простой, а какой-то особенный, свой. Как-то я попыталась узнать у нее побольше об этом, и она начала мне объяснять. Около получаса, наверное, она была поглощена описанием сна, чувств, эмоций, а я никак не могла ее понять. И, видимо, Валя увидела это, потому что усмехнулась, как обычно, и сказала: «Не бери в голову».
Я гуляла с ней в парке, где Валя рисовала, а я просто сидела с ней рядом. И каждый раз на следующий день после такой прогулки она была раздраженной, а в альбоме не хватало очередного листа. Я обычно просто обнимала ее, говорила: «Успокойся», - и, как не странно, она успокаивалась. Потом, после занятий, мы снова шли гулять.
Валя никогда не делала за меня домашние задания, хотя ей это ничего не стоило. Она могла подсказать, направить, но сделать все должна была я сама. Порой мне казалось, что мы далеки друг от друга, как луна и земля. Я размышляла над тем, что совсем ее не знаю, и вдруг приходила смска от нее: «Не возражаешь, если я зайду сейчас?». Она писала это, когда солнце уже село. Не знаю уж, как она до меня добиралась, но мы вместе пили чай с лимоном, разговаривали, и я уже не сомневалась, что она мой лучший друг.
 
- 6 -
«Почему никак не выходит?» - думала Валентина, - «Ведь это она, Инка, была в моих снах. Я познакомилась с ней, она стала моим другом, но рисунки не стали другими, они не стали лучше. Что же я делаю не так?».
Она закрывала глаза. Она уносилась в страну теплых снов, снов, где идет снег. И ей не хотелось возвращаться, ведь там было так спокойно, так хорошо.
Проснувшись однажды утром, девушка не ответила на «доброе утро» подруги. Она собралась и пошла гулять. Инна звонила ей, волновалась, но Валя лишь сбрасывала звонки и потом вовсе поставила телефон на беззвучный режим. Девушка стояла на мосту и смотрела на воду, на несущийся поток.
После прогулки длиной в день Валя, так и не спав - она знала, что возле подъезда ее поджидает Инна, - пошла на занятия. Сна в принципе не было. Зато ошалевшая Инка подлетела к ней с расспросами, а она просто обошла ее, сделав вид, что не заметила. Инна сначала побежала за ней.
- Валя, ты чего? - крикнула она вслед.
Девушка, обернувшись, окинула Инну ледяным взглядом, что та остановилась в недоумении, произнесла: «А мы разве знакомы?», - и пошла дальше, оставив позади ошарашенную бывшую подругу, которая не могла даже пошевелиться.
«Этот взгляд. Такой напуганный, загнанный и одинокий, как у  брошенного котенка. Но это был единственный выход. Мне надоело играть», - думала девушка, идя на занятия.
Инна зашла в аудиторию, села в первый ряд, в то время, как Валя сидела на одном из последних, и погрузилась в конспектирование лекции.
«Кажется, она приняла это еще легче, чем я предполагала», - подумала Валя, но потом заметила дрожащую руку Инны и поняла, что ее бывшая подруга едва сдерживает слезы.

- 7 -
Я брела домой, словно в тумане, уже неделю пытаясь прийти в себя. Но на сердце словно улегся десяток маленьких ежиков, и они кололи и пронизывали его своими иголками. У меня были подруги, с которыми я переставала общаться, ну, бывает такое, что не сошлись характерами. Но потом мы здоровались с друг другом, что-то спрашивали о жизни, о здоровье, и на душе было не так пусто, как сейчас. Когда я уже нашла человека, близкого мне, понимающего меня, он вдруг отвернулся и ушел, бросил меня совсем одну.
Я старалась выбросить Валю из головы. Что ж и лучшие подруги ссорятся. Но кто сказал, что мы лучшие подруги? Я сама это выдумала. Сама так решила. Потому что с Валей мне было хорошо и спокойно, и я думала, что так будет всегда.
Уроки никак не давались мне. Я чувствовала себя цветком, который начал вянуть. Приходила домой, словно не спала уже неделю или словно болела. Меня морозило, но температура была нормальной.
Как-то после учебы я пришла домой, легла под одеяло и не заметила, как уснула. Мне снилась зима.
Ночь. Я шла с института с одногруппницей и вдруг увидела Валю, идущую домой. Во сне я растерялась, не знала, что делать, но мгновенно приняла решение. Я, улыбаясь, поздоровалась с подругой. Она окинула меня взглядом, полным презрения, пошла дальше, а я так и осталась стоять, как громом пораженная. Мне было больно. Нестерпимо больно. Я не могла этого так оставить и  побежала за ней. Она уже переходила дорогу, а я не должна была потерять ее из вида, поэтому побежала вперед. Боже, я не знаю, как меня не сбил автомобиль, хотя это ведь всего лишь сон…но такой яркий, такой явный. Я догнала ее и окликнула. Она обернулась, а я не знала теперь, что сказать, просто не представляла.
- Давай будем друзьями. Не уходи, - пролепетала я, - Я не могу без тебя.
Какие-то парни набросились на меня с вопросами: «Кто ты такая? Чего ты к ней привязалась? Катись отсюда!». А Валя спокойно произнесла:
- Успокойтесь. Она со мной.
Сердце мое забилось чаще, появилась крохотная надежда. Валя взглянула на меня и сказала всего одно слово: «Хорошо», - но мне этого было достаточно.
Я проснулась, чуть ли не смеясь от радости, от облегчения, от тепла в душе. Но мне хватило пять минут, чтобы понять: это был всего лишь  сон.
Меня словно окатило ледяной водой, сердце защемило от ужасной несправедливости и безысходности. На глазах стояли слезы обиды. Я взяла в руки телефон и начала строчить, забросив свою гордость в дальний угол, наплевав на то, что я не писала ей, как и она мне. Я рассказала весь сон, те эмоции, что испытала, проснувшись, и закончила так: «Пожалуйста, побудь моим другом еще немного». А в ответ пришло: «Хорошо, раз ты этого хочешь».

- 8 -
Валя подумала, что, может, и не стоило опять все это начинать, но Инна явно была счастлива, хоть и стала более сдержанной и менее открытой. И девушка ненароком подумала, что и ей самой было одиноко без подруги. Она вроде бы и нормально себя чувствовала, но где-то на подсознании Валя нуждалась в Инне. Может, потому что лучший друг понимает, потому что он всегда поддержит и утешит.
Да, теперь вернуть Инну, сделать ее такой, какая она была раньше, непросто. Если не невозможно. А Валентина чувствовала эту потребность. Когда столько лет живешь, словно ты один на целом свете, словно на этой планете больше нет никого, а потом обнаруживаешь, что не один, невольно захочется, чтоб тебя больше не оставляли в одиночестве. Рука друга - самая прочная, самая надежная вещь в мире; плечо друга - самое мягкое, самое теплое, что только может быть на этом свете.
Инна, однако, не писала много смс, как раньше, не стремилась сидеть рядом на паре. Она словно приучала себя обходиться без этого человека, вторгшегося в ее жизнь.
Декабрь близился к концу. Валя шла домой, и вдруг пошел снег. Она подняла ладонь вверх, ловя снежинки теплой рукой. Они тут же таяли, и холод колол ей ладошку. Девушка пошла дальше и увидела Инну, сидящую на скамейке. Она, запрокинув голову назад, смотрела в небо.
Руки Вали сами потянулись к альбому и карандашу. Она тихо пристроилась неподалеку и принялась зарисовывать подругу. Девушка рисовала этот безмятежный теплый образ, находящийся посреди холодного кружащегося снега. Когда Валя закончила, она подошла к Инне и села рядом на скамейку. Девушка недоуменно посмотрела на нее, а Валя просто положила на ее колени альбом, раскрытый на странице, где была изображена Инна. Валя промолвила:
- Снег впервые получился. Получился такой, какой я хотела, какой видела во сне, настоящий. Но настоящим его сделала не я, а ты.
Инна посмотрела на рисунок, потом улыбнулась Вале, а та продолжила:
- Снег может быть холодным, он может замести дорогу, что и не видно, куда идти. Но когда рядом есть друг, такой друг, как ты, Инка, снег становится теплым покрывалом, укутывающим землю. Он становится прекрасным явлением природы. Я хочу, чтобы снег всегда был таким. Пожалуйста, останься моим лучшим другом подольше.
- Ох, Валька! Какая же ты все-таки многословная! - Инна рассмеялась и обняла подругу.
А снег так и продолжал падать. Маленькие снежинки кружились в воздухе, снова мешая людям вовремя попасть на работу или вернуться домой пораньше.
И лишь для двоих на улице стояла самая чудесная и теплая погода - две девчонки шли по дороге: одна была веселая и шумная и что-то эмоционально объясняла подруге, а вторая больше молчала, но была полностью поглощена первой - ведь она единственная, кто смог растопить этот холодящий душу снег.
февраль - сентябрь 2009
TAmAki


Рецензии