Был ли Тевтонский Орден форпостом экспансии?

БЫЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ФОРПОСТОМ ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ?


"Сами чернила, которыми пишут историю, являются растворенными предубеждениями"

Марк Твен.


После падения последней твердыни западных крестоносцев-"франков" в Земле Воплощения - Аккона (Сен-Жан д'Акрa) - в 1291 году, сделавшего невозможным дальнейшее пребывание руководства Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии в Святой земле, ему пришлось перенести свою резиденцию сперва на остров Кипр, затем в Венецию, в Венгрию (точнее, Трансильванию, или Седмиградье) и, наконец, в языческую Пруссию (Боруссию), куда переместился основной центр могущества Ордена рыцарей Приснодевы Марии и орденских владений. Будучи основан в конце XII века крестоносцами в Святой земле и со временем распространив свою деятельность на Трансильванию, Пруссию и Ливонию, Немецкий (Тевтонский) Орден сражался там против язычников (половцев, пруссов, куршей, леттов, ливов и эстов), начиная с 1231 года. Именно на этих территориях, именовавшихся, подобно русской земле, Уделом Пресвятой Богородицы (Тера Мариана) ему удалось, в отличие от Палестины, Сирии, Киликии и Греции, закрепиться "всерьез и надолго".

Начиная с 1309 года замок, а затем - город Мариенбург (что по-немецки означает: "град Пресвятой Девы Марии") или, по-польски "Мальборк" (что ничего не означает ни на польском, ни на каком другом языке) стал резиденцией Верховного магистра одноименного Ордена и центром комплекса владений, который получил у историков название "Немецкого орденского государства", хотя он не являлся, как мы увидим, ни "немецким", ни "государством" в современном понятии этого слова.

Боевые действия с целью христианизации язычников велись силами крестоносцев-интернационалистов всего тогдашнего римско-католического мира. Кого только мы ни находим среди участников рейсов (Крестовых походов), организованных Тевтонским Орденом Девы Марии. тут и польские рыцари Петр Свинка из Рыпина и Страж из Ордоваца и Бялошова, и рыцари из герцогства Юллих Жан Баннитц де Мюлленарк и Изеборх (Изенбург), и баварцы фон Бухау и фон Гомпеш, и австрийцы фон Лихтенштейн и фон Вальтсгаузен, и брабантцы Смельх фон Лиссинген, Кустра, Адам де Гарфф, Луи де Род, Эйнэр, Жан Каплье, Керсбеек, Везельбеке, Моль, Венцеслас де Гертоге, Гарт, Дигхем, Вавр и Тонис, и бастард Люксембургский, и чехи (богемцы) Зайц (Газе фон Газенберг, ставший в 1350 г. Великим сенешалем Богемии) и Ян Белик, и шведы Спарре фон Тофта, Кеттиль Йонссон фон Мальста, и палатин Трансильвании Сциборий из Сцибожиц (родом из Куявии), и многие другие.

В решающей битве с войском польско-литовской коалиции 15 июля 1410 г. при Танненберге (Грюнвальде, Жальгирисе) на стороне "тевтонов" сражались прусские и кульмские рыцари, жители прусских городов, чехи, моравы, силезцы, баварцы, мейссенцы, венгры, австрийцы, рейнцы, трансильванцы, швабы, фризы, сорбы-лужичане, тюрингенцы, поморяне (померанцы), щецинцы, кашубы, саксонцы, франконцы, вестфальцы, швейцарцы. Гарнизон столицы ордена - Мариенбурга - составляли в основном силезцы и чехи.
 
Расположенное - главным образом - в Пруссии и Ливонии, то есть ЗА ПРЕДЕЛАМИ  тогдашней "Германии" ("Священной Римской Империи германской нации") и потому фактически абсолютно независимое от тогдашнего (во многом чисто номинального) "главы" этой "Империи" (который даже и на "своих", то есть чисто формально входивших своими владениями в Империю германских князей не имел почти никакого влияния, будучи лишь "первым среди равных" и даже не имея в "Германии" постоянной столицы - столицей считался далекий Рим!) орденское государство, несмотря на свои своеобразные структуры и на то обстоятельство, что первоначальная задача Ордена Девы Марии заключалась исключительно в уходе за больными, борьбе с язычниками и военной защите христианских миссионеров, с течением времени превратилось - в Восточной Европе - в государство феодальное, по сути дела мало отличавшееся от соседних, и втянутое в типичные межгосударственные конфликты, связанные со взаимной экспансией всех этих конкурировавших между собой на международной арене государств.

Именно в этих конфликтах, в особенности с Польшей и Литвой, (но уж никак не с Древней Русью!) и заключалась одна из важнейших (хотя и далеко не единственная!) причина позднейшей гибели этого прусско-ливонского государства тевтонских рыцарей, подорванного пришедшей из Германии антикатолической Реформацией и окончательно прекратившего свое существование в 1525 году, после того, как Тевтонский Орден еще в 1466 году был вынужден уступить Польше свои наиболее богатые владения в Пруссии.

В 1525 году произошла секуляризация остатков прусского орденского государства - его последний глава, Верховный магистр (Гохмейстер) Альбрехт Бранденбургский из рода Гогенцоллернов, тайно приняв лютеранство, объявил себя герцогом Прусским, присягнул на верность своему родному дяде - польскому королю - и получил от него прусские земли Тевтонского Ордена в качестве лена. Это принесение присяги сопровождалось кощунственной с точки зрения любого нормального христианина церемонией - сам Альбрехт и сопровождавшие его орденские рыцари широким жестом сорвали со своих белых плащей черные кресты и швырнули их наземь. Но, видимо, все собравшиеся, включая короля и магистра, уже настолько прониклись великими гуманистическими идеями "титанов Возрождения", что не нашли в этом всенародном поругании Святого Креста ничего предосудительного! Именно так - откровенно воровским образом! - появилось первое в континентальной Европе протестантское государство.

Дошедший до нас прижизненный портрет Альбрехта Бранденбургского, кстати, наглядно демонстрирует нам, насколько размытыми в сознании этого узурпатора и типичного человека эпохи Ренессанса были заложенные в пору развитого Средневековья христианско-рыцарские основы, на которых зиждился возглавляемый им - в силу роковой исторической случайности! - древний Орден. Магистр Альбрехт изображен на портрете в белом плаще с черным крестом, то есть как рыцарь-"тевтон", но... со знаком  СВЕТСКОГО  бранденбургского Ордена Лебедя (нем.: Schwanenorden) на шее - вещь, совершенно невозможная в классическую средневековую эпоху, когда орден воспринимался не в качестве награды, которую можно было  ПОЛУЧИТЬ, а  в качестве организации, в которую можно было ВСТУПИТЬ  и в ней СОСТОЯТЬ.

Рыцарь мог принадлежать только к одному Ордену, вступление одновременно и в какой-либо иной Орден было просто немыслимо (как военная служба одновременно в армиях двух разных государств). Но, как видно, ко времени, когда Альбрехт совершил в Пруссии государственный переворот, совсем другие идеи завладели умами. Впрочем, своеобразным напоминанием о "монашески-рыцарском" прошлом новоявленного светского герцога Прусского служило золотое изображение Пресвятой Богородицы (Покровительницы Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии) с Богомладенцем Иисусом на руках, служившее верхней частью подвешенного к орденской цепи знака Ордена Лебедя (нижнюю часть образовывало изображение лебедя).

Уцелевшие в своих анклавах на территории Германии после секуляризации прусского орденского государства вероломным Верховным магистром тевтонские рыцари долго протестовали против этого грабежа среди бела дня и убедили Императора Карла I Габсбурга, защитника римско-католической веры, хотя и большого недруга папы, поставить Альбрехта Гогенцоллерна вне закона. Однако по всей "Священной Римской Империи германской нации" бушевали религиозные войны, и в ней не нашлось силы, способной заставить узурпатора вернуть Тевтонскому Ордену незаконно отторгнутые у него владения. Однако Орден Девы Марии официально так и не смирился с потерей Пруссии. Более того, когда руководство им позднее перешло в руки принцев из католической австрийской династии Габсбургов, австрийские Императоры (бывшие одновременно и Императорами "Священной Римской Империи") долго не признавали за потомками узурпатора Альбрехта фон Гогенцоллерна право именоваться "королями Пруссии", упорно именуя их лишь "королями В Пруссии".

В 1561 году Тевтонский Орден потерял и свои земли в Ливонии, первоначально завоеванные в ходе Ливонской войны победоносными войсками благоверного Православного Государя Иоанна Васильевичем Грозного, а затем отвоеванные у Московского государства и разделенные между собой Швецией, Данией и Польско-Литовским государством - "Речью Посполитой". Отдавшийся под их защиту последний геермейстер - наместник Верховного магистра Тевтонского Ордена в Ливонии - Готтгард фон Кеттелер (Кеттлер, Кетлер) - сохранил за собой часть бывших орденских владений в Курляндии и Семигалии (Земгалии), превратив их в свое собственное светское Курляндское герцогство.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии