Пунктуация при прямой речи

Я с незапамятных времен хотел писать. Мой тогдашний друг, тоже мечтающий о таком самовыражении, сказал что-то в таком роде: "Я пробовал, но понял: даже чтобы писать такую ерунду, которую сплошь и рядом публикуют, нужно учиться".
К сожалению, в СССР учиться писательскому мастерству можно было только в Литературном институте им. Горького, куда конкурс был самый высокий в стране.

К счастью, пришла эпоха Интернета, теперь советов начинающим писателям - масса (главным образом на американских сайтах), только успевай обрабатывать.

И вот, мне хочется поделиться результатами моего нескольколетнего опыта с другими. Ни в коем случае не хочу никого поучать, хочу, чтобы мои советы (а их не я придумал - это я прочитал в Интернете) просто принимались к сведению,  но буду счастлив, если они кому-то будут полезны.

Они не будет систематичны: нет времени на систематизацию.

Итак, совет первый.

Эту ошибку я делаю настолько часто, что даже, в поисках примера, нашел ее в моем же выложенном "Любить в муравейнике", часть 1 (Ну я ее, конечно, сейчас же исправлю).

Я написал:

– Большую, – Виточка протянул шесть копеек и, завороженный, наблюдал, как коричневая струя врезается в золотую пену.

Так нельзя.

Глагол "протянул" не имеет значения высказывания (такое значение имеет глагол "сказать" и его синонимы: "изречь", "молвить", "произнести" и т.д.). А поэтому "слова автора" в данном случае не могут отделяться от прямой речи через запятую. Только через точку!

Итак, правильно будет:
– Большую.
Виточка протянул шесть копеек и, завороженный, наблюдал, как коричневая струя врезается в золотую пену.

Еще один пример.

– Соду? – Продавщица скривилась.

Здесь пунктуация правильная. Но раньше скорее всего было: "Соду? - скривилась продавщица". Это неправильно. Глагол "скривилась" не имеет значения высказывания.


Рецензии
Почто убрал "муравейник"? Хотел дать ссылку начинающим, а тут облом!
Я так не играю...

А про пунктуацию. Уж, "скока" я прочел про прямую речь, но про "высказывание" никто ни сном, ни духом.
Последний пример озадачил. В принципе, ничем не отличается от первого. И там, и там первая буква заглавна, и там, и там "протянул" и "скривилась" не тянет на высказывание.
В чем прикол?

Феликс Бобчинский   10.07.2014 13:42     Заявить о нарушении
Так приятно, когда кто-то тебя еще помнит. Сегодня случайно открыл Проза.Ру и увидел сравнительно недавнюю рецензию, да еще от Феликса!
"Муравейник" убрал, потому что работаю над другим проектом, где использую ту же идею. Какой смысл выставлять "Муравейник", если тематика отпугивает большинство читателей?
Ну, а насчет пунктуации: разница между примерами - в пунктуации.
Например.
Неправильно:
— Очаровашка… знаешь…, — он вынул на минуту мундштук. (В. Сорокин)
Правильно:
— Очаровашка… знаешь…. — Он вынул на минуту мундштук.

Хотя, может быть, то, что я предлагаю по пунктуации (оно взято у американцев), для русского языка уже устарело. Если такие мастера, как Сорокин этим пренебрегают.

Сабир Сабуров   31.07.2014 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.