День Победы

               
               
       За победу сражались, на победу работали, в победу верили все люди великой страны. И стар и млад не сомневались, что событие это вот-вот произойдёт, с волнением пытались представить, кто о нём объявит, как это слово, заветное, прозвучит.
   
       9 мая 1945 года. Среда. Раннее, ласковое, весеннее утро. Мы, десяти-тринадцатилетние девчонки и мальчишки из соседних деревень, идём в сельскую семилетнюю школу в село Бережное. Прошли уже половину из пяти положенных километров.
   
       «Победа»! – как мне показалось буднично, сообщил первый и единственный встреченный нами пешеход. Поравнявшись с нами, он выразительно потряс над головой культёй своей правой руки.
   
       Перед моими глазами, как в калейдоскопе, замелькали проводы на войну отцов и братьев, приход похоронок, редкие возвращения с фронта калек, впряжённые в плуги и бороны мамы и коровы, травяной хлеб, похлёбка, газеты вместо школьных тетрадей. Война у нас заполнила  у кого половину, у кого треть всей жизни. Неужели всему этому пришёл конец?! Потрясла вдруг наступившая тишина. Она воцарилась не только между нами, но и в природе. Весна! Птицы обязаны петь! Невероятно, но мы их не слышим. Так, молча, с громоподобными раскатами в душе и в сердце, шли до самой школы. Молча сели за парты. Молча, затаив дыхание, встали, когда учительница предложила:
      
       – Вспомним, ребята, тех, кто не дожил до сегодняшнего дня.

       Никто из нас тогда ещё не знал, что при этих словах полагается встать, но сработала интуиция – как один, с полным единодушием, встали все.
   
       Вот и привёл я главные слова и главное своё свидетельство о том, теперь уже далёком, дне и времени – духовное единодушие народа. Оно произросло из всенародной и смертельной опасности, из всенародной гордости за страну, из причастности каждого гражданина, большого и маленького, к всенародной победе.
   
       Прошло 75 лет. Нет школы, в которую мы тогда шли. Нет моей деревни. Нет победившей страны. Россия у других стран покупает военные вертолёты и корабли. Сносятся памятники русскому солдату, освободителю всей Европы. В некоторых местах постсоветского пространства маршируют последователи бывших фашистов. Выбиваются в «герои», воевавшие на стороне гитлеровцев, предатели. Граждане России, как на войне, убывают по миллиону в год. Как яблоко раздора нам подбрасываются для обсуждения «актуальные» темы: «а нашей ли вообще была победа», «а адекватной ли была «цена победы», «а кто был главной скрипкой в оркестре победителей»?
   
       Всё перечисленное – промежуточные итоги качественно иной войны, которая теперь полыхает на иных полях, на иных театрах брани: на духовно-нравственных просторах современной и прошлой России. У этой войны нет тыла, нет фронта, нет разницы между нашей и оккупированной территорией. Оккупация, тыл и фронт – везде. Они причудливо переплелись в чувствах каждого из нас, в наших отношениях друг к другу, к другим странам и государствам. Поражены метастазами наши воля, потребности, интересы, честь, совесть, элементарная человеческая порядочность.

       Люди, позор-то нам какой!
   
       Россию не раз принуждали к победе. И раз за разом именно духовно-нравственное состояние, именно духовно-нравственное сопротивление народа оказывалось основой победы.
   
       Так будет и сейчас!
   
       Как хочется дожить и до этого Дня Победы!
   
       Не пожалеем себя и своих сил, чтобы приблизить это событие!
   
       «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»!   


               

       <18.04.11. - 29.04.13. - 03.05.14 - 03.05.16 - 05.05.18 - 08.05.19. - 01.05.20>
   


Рецензии
Дорогой Михаил Михайлович!

Вы правильно пишете и о войне, и о Победе.
Я родился в 1936 году в Харьковской области. Естественно, я пережил не только войну, но и оккупацию. Переболел возвратным тифом. Выжил без врачей и без лекарств.

В 1943 году я совершил при оккупации два "подвига". Не из-за патриотизма, я ничего в этом не понимал. По глупости.
Перерезал у немцев (видимо, штаб) 16 телефонных проводов. Просто хотел сделать сестре бусы из разноцветной изоляции.
Под руководством старшего брата (ему было 9 лет) и по его приказу мы забрались в немецкий склад снарядов и разрядили штук 10 снарядов. Нам нужен был порох чтобы варить еду.

И когда я об этом рассказываю, некоторые губошлёпы острят:
- А может ты и поезда под откос пускал?
Не пускал. Но в войне участвовал.

Победу я встретил в Миргородском районе. Я там пас стадо колхозных коров. Мне было 8 лет (1944- 1945). Пришёл я на колхозный двор спозаранку за стадом, а женщины и смеются, и плачут, и кричат:
- Замирились! Замирились.
Так они назвали Победу.

Я согласен с Вами и всегда считал, что во время Великой Отечественной войны участником был весь народ, независимо, где он находился: в окопах на передовой, в тылу, в оккупации, в немецком плену. Даже новорождённые младенцы - участники. Так как они из-за войны много необходимого недополучили от родителей.

Желаю Вам, дорогой Михаил Михайлович, благополучия.

Эсхаровец   02.07.2022 07:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 159 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.