Психология Креативности

Сначала о дефинициях. Почему креативность? Разве недостаточно творчества? Ну, коль слово прижилось, то на это, видимо, были веские причины. Принято считать, что творчество - это специфический процесс, приводящий к созданию нового. Креативность же - это способность человека к конструктивному, нес­тандартному мышлению и поведению, а также осознаниюи развитию своего опыта.

В обыденном сознании сложился стереотип, что творчество присуще чуть ли не небожителям - ученым, композиторам, художникам. Креативность - удел немногих. На самом деле - это глубокое заблуждение. По меткому замечанию Карла Роджерса - «творческий характер имеют ...действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман» (К. Роджерс, 1994, с.412). Человек, способный разрушить в своем сознании этот стереотип, уже сделал огромный шаг на пути своего личностного роста.

В чем особенность креативного человека? Как она, то бишь креативность, себя проявляет? Креативность многообразна в своих проявлениях. У творческого человека точное, гибкое, быстрое и оригинальное мышление. Он эстет и юморист. Его умение детализировать проблему поражает воображение. Да и у самого него воображения хоть отбавляй. Наконец, креативный человек волевой и уверенный в себе.

Безусловно, у креативных людей хорошо организовано мышление. Оно отличается от мышления простых смертных. Впервые экспериментально обосновал переченьособенностей творческого мышления психометрист Д.Гилфорд. Он считал, что интеграция конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления приводитк рождению новых идей и творений.

    Как результат интеграции этих двух измерений мышления, Гилфорд выделил такие его особен ности:

    . гибкость, т.е. способность к порождению широкого многообразия идей;

    . беглость, т.е. способность генерировать максимальное количество идей;

    . оригинальность, т.е. способность генерировать нестандартные идеи;

    . точность, т.е. способность придавать завершенный вид продуктам мышления

                (Guilford, G. Р., 1967).

 

Но, на мой взгляд, более интересным в психологии творчества является описание творческого процесса. В 1926 году Г.Уэллэс предложил выделить следующие его фазы:

*подготовка,
*инкубация,
*озарение
*и проверка.

На фазе подготовки происходит концентрация внимания на проблеме. Здесь максимально задействовано сознание. На фазе инкубации наступает перерыв в сознательной работе и используется энергия подсознательного. Решение возникает в виде озарения после более или менее продолжительного этапа инкуба­ции, и на завершающей фазе происходит его проверка.

 

Идея Уэллэса подтверждается многочисленными свидетельствами выдающихся ученых, которые описывали, как после длительной концентрации на проблеме наступал перерыв и после него - озарение, результирующееся в нахождении блестящего ответа.

К четырем фазам Г.Уэллэса в 1965 году Кnеllеr добавил пятую, которая была названа «первый инсайт». «Пер­вый инсайт» - это первая, еще туманная, но уже оригинальная идея, которая предшествует подготовительной фазе. Думаю, что любой мало-мальски творческий человек не единожды переживал эту фазу.

Расширяя наши знания о креативном процессе, Boles (1990) ввел понятие «точка креативной фрустрации». Он считает, что именно в этот момент принимается сознательное решение, которое непосредственным образом влияет на конечный результат.

В продолжение Boles D.Sapp (1992) утверждает, что на этапе подготовки формируется мотивация, приверженность первоначальной идее, и от степени этой приверженности зависит характер реакций, возникающих в точке креативной фрустрации. В этот момент происходит выбор, влияющий на исход дела: будет ли разрешена проблема, и будет ли результат действительно творческим.

    По Sapp (1992), в ответ на фрустрацию появляются следующие реакции:

1. Отрицание: работа оставлена, креатор считает, что весь ход размышлений был неверным, и никакой ценности не представляет.

2. Рационализация, или избегание фрустрации. Результат работы оценивается неадекватно. Происходит самообман, а часто и обман окружающих в кажущейся ценности полученных результатов.

3. Стагнация. В ответ на фрустрацию индивид погружается в состояние депрессии. Он не в состоянии преодолеть фрустрацию. Уровень мотивации настолько низок, что размышления над проблемой остаются незавершенными.

4. Новый рост. Чтобы осуществить его, нужно просто продолжать работу. Это как в притче о двух лягушках, попавших в молоко. Индивид в ответ на фрустрацию продолжает активно искать новые варианты. Креатор использует свои ресурсы, отказывается от стереотипных решений. Индивид идет до конца. Обычно так поступают люди, имеющие опыт переживания инсайта за точкой креативной фрустрации.

Итак, давайте еще раз вспомним фазы креативного процесса и перейдем к их детальной прорисовке.

 

1. ПОДГОТОВКА

 

Фаза подготовки сопряжена с осознанными усилиями поиска выхода из проблемной ситуации. Здесь мы логически прорабатываем, анализируем проблему в целом и частные ее элементы. Мы собираем дополнитель­ную информацию. На этапе подготовки мы можем неоднократно «наступать на старые грабли», а именно, прив­лекать к решению проблемы известные нам схемы и алгоритмы. Обучение в школе и институте приучает нас к решению проблем стандартными способами. Но, помимо этого, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа проблемы.

Процесс подготовки, собственно говоря, никогда не заканчивается. Избрав творчество, мы постоянно контактируем с новыми фактами, идеями, опытом. В конечном итоге все это может быть напрямую связано с будущими проблемами. .Именно поэтому наиболее креативные люди находятся в постоянном поиске. Они отличаются стремлением к поглощению новой информации, к контакту с новыми людьми.

 

2. ФРУСТРАЦИЯ

 

Фрустрация - это тупик. Вы проанализировали всю информацию, Вы проверили все возникшие варианты решения, но не нашли ответа. Это закономерно. Вы нa пути к открытию. Не важно, какого масштаба. Не пренебрегайте фрустрацией. Да, это неприятно. Да, ЭТО дискомфорт. Вы ощущаете раздражение, напряжение, вы обескуражены, можете прийти к неверному заключению о невозможности найти решение. Чем больше в Вашем сознании стереотипов, установок, негативных верований, тем тяжелее Вы переживаете фазу фрустрации.

Где же выход? Как с наименьшими потерями выйти из этой фазы? Выход в конструктивном отношении к фрус­трации. В признании за ней роли закономерного этапа креативного процесса. Именно фрустрация является триггером, инициирующим реорганизацию процесса поиска нового решения.

 

З.ИНКУБАЦИЯ

 

Фаза инкубации начинается тогда, когда Вы прекратили сознательную работу над проблемой. Бессознательное берет на себя «ответственность» за решение творческой задачи. Если у Вас налажены отношения с Вашей «сокровенной стороной», если Вы не табуируете понятия «интуиция», «подсознательное мышление», то инкубация будет проходить у Вас более продуктивно, и быстрее наступит озарение, или

 

4.ИНСАЙТ

 

Инсайт - момент поступления в сознание решения проблемы. Он сопровождается положительными эмоциями, оживлением, часто эйфорией. Это кульминационная точка креативноro процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.

Поступление ответа в сферу сознания нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного за­вершения креативноro процесса.

 

5.РА3РАБОТКА

 

Фаза разработки - это прежде всего этап верификации, то есть проверки истинности инсайта. Логическими средствами Вы проверяете, будет ли работать Ваша идея.

 

ОБУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ

 

Известны различные программы, развивающие творческие способности. Подавляющее большинство их нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности.

Американские исследователи Э. Де Боно и Е. Торранс практически одновременно разработали завершенные программы развития креативного мышления.

Де Боно, автор популярной в свое время у нас в стране книги «Рождение новой идеи», сформулировал принципыразвития креативноro мышления:

I - выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;

ІІ - развитие готовности отказаться от прошлого опыта,полученного при   решении   задач подобного рода;

ІІІ - развитие способности видеть многофункциональные вещи;

IV - развитие способности к соединению противоположных идей из различных областей и использование полу­ченных ассоциаций для решения проблемы;

V - развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождению от ее влияния.

В основе методики Торранса стала ведущей идея преодоления внешне навязанных ограничений и стереотипов мышления. Средствами достижения цели тренинговых прогромм Торранса выступают задачи, анаграммы, психогим­настические упражнения. Торранс сформулировал требования к приемом, позволяющим стимулировать неосознанные компоненты творческого процесса.

В частности, он называет следующие требования к приемом стимулирования процесса инкубации:

1. Приемы должны содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные.

2. Приемы должны обладать способностями возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоци­ональных функций.

3. Приемы должны обеспечить реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее эмоциональных функций.

4. Приемы должны обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.

Автор, занимаясь психологией креативности на протяжении пятнадцати лет, создал собственную интегральную тренингoвую программу пробуждения и развития творческих способностей. В основе программы психогимнастичес­кие упражнения, ролевые игры и специальные упражнения, помогающие участникам тренинга входить в особые состояния психики, благотворно влияющие на способность порождать образы. Участники, прошедшие курс тренинга, отмечают возросшие способности находить оригинальные решения не только в профессиональной об­ласти, но и в житейских ситуациях.

© Валентин Лученко 1996.


Рецензии
Алгоритм креативности. Интересные мысли творчески продвинутого человека.

Алекс Савин   06.05.2019 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий!

Валентин Лученко   07.05.2019 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.