Летучий голландец
Основой рассказа послужило реальное лётное происшествие.
Как всегда, получив команду «Воздух!», нельзя терять ни секунды. Густав, прыгнув в кабину «Старфайтера», стал торопливо пристёгиваться, а техник самолёта нажал кнопку «Запуск двигателя» и смотрел на приборы, показывающие, что всё идёт штатно: двигатель выходит на рабочий режим. Подъём дежурных истребителей в голландских ВВС производится аналогично российскому. Но и в этом предвзлётном дефиците времени с сожалением вспомнилось, что вчера, уже в состоянии изрядного подпития, Густав с другом приняли запоздалое решение «Хватит пить!». Знал он, что сегодня будет дежурить, и зря надеялся, что обойдётся. Не обошлось: в небо поднимают, да ещё и на реального нарушителя. «Ничего. Справимся! Я не один: у меня достаточно опытный ведомый» пытался он подбодрить себя.
В этот же солнечный день лета 1987 года на аэродроме Польской Народной республики Колобжег истребительный авиационный полк проводил полёты на самолёте МиГ-23. Взлетали на учебные задания, садились, готовились к очередному вылету; снова лётчики согласно плановой таблице поднимали самолёты в чистое бескрайнее небо. Всё шло по плану, как нужно, как требуют многочисленные документы, основное в которых – сохранить безопасность полётов.
Главный на аэродроме – руководитель полётами, ответственный за всё на земле и в воздухе. Он внимательно, лично следил за самолётами, заходящими на посадку и производящими взлёт.
За 43 минуты до развязки этого рассказа, очередной лётчик запросил по радио:
-- 241й к взлёту готов.
-- 241й взлетайте.
Взревел двигатель в форсажном режиме, и самолёт начал разбег по взлётной полосе. Направление выдержал лётчик точно, своевременно поднял носовое колесо, оторвался от бетонки, убрал шасси, перевёл самолёт в набор высоты. И вдруг… блеснул слетевший фонарь кабины, за ним вылетело из самолёта катапультируемое кресло вместе с лётчиком. Тут же отстрелились оба стабилизирующих парашюта, и наполнился купол спасательного. Лётчик вне опасности! Санитарку, пожарную машину, аварийный тягач – туда, в конец полосы. Всем, собиравшимся в полёт, выключить двигатели. Всем, находящимся в воздухе, на посадку. Эти действия отработаны до автоматизма. Весь аэродром понял: до выяснения причины катапультирования полёты проводиться не будут.
Вот и сообщение от врача санитарной машины: «Лётчик цел, его везут в лазарет для более тщательного изучения».
Главное – он спасён. Слава Богу!
Да, а куда же упал самолёт? Начинается томительное ожидание телефонного звонка от местных жителей: «Проше пана, ваш летак возле хутора…». Только бы не на город. И в самом деле: время идёт, но никто ничего не сообщает.
На расстоянии 3 км от полосы, точно под взлётным курсом, расположен город Колобжег. Постоянных жителей в нём 40 тысяч человек, но за счёт приезжих к морю со всей Польши и из-за границы, летом население удваивается. В городе изредка попадаются постройки и по четыре этажа, но в основном он состоит из одно- и двухэтажных домиков. Только в центре, на месте оставшихся от второй мировой войны руин, в последние годы выстроена 24-этажная гостиница, торчащая из города одиноким маяком.
И второе, что должен вам объяснить. На самолёте МиГ-23 на нашем истребителе был установлен автопилот. При отпускании лётчиком ручки управления, автопилот сохраняет положение самолёта таким, какое лётчик ему задал.
На борту МиГа -- героя повествования – автопилот был, конечно, включён. После того, как лётчик, приняв необычные звуки за отказ двигателя в работе, катапультировался, автопилот «стабилизировал» полёт самолёта, превратив его в «летучего голландца». Исполнительный МиГ «закусил удила» и, сохраняя взлётный курс 255 градусов и скорость наивыгоднейшего набора высоты 850-870 км в час, отважился в одиночку покорять безбрежный воздушный океан. Для начала он прошёл в десяти метрах мимо новенькой гостиницы на уровне пятого этажа, чем привёл в ужас и негодование постояльцев, и уличных зрителей: «Возмутительно! Вот уж хулиганят эти лётчики! Безобразие!»
От Колобжега до государственной границы с Германской Демократической республикой 90 километров, что при этой скорости составляет менее 6 минут полёта, т.е. Польша под МиГом кончилась удивительно быстро. Далее по курсу ГДР. На её территории в те годы базировалось много советских и немецких истребителей, но пункты ПВО привычно ждали нарушителей границы с территории Федеративной Республики Германии, с запада. «Что? По экранам локаторов ползёт метка с востока? Оттуда нарушителей не ждём. Успеем разобраться».
250 км демократической Германии под крылом «летучего голландца» промелькнули, как под стеклографом на планшете Командного пункта; никто не торопился вникнуть в воздушную обстановку, а наш самостоятельный МиГ уже ворвался в западный мир «свободы и демократии» с неожиданным аудитом системы противовоздушной обороны наших вероятных противников.
Западная Германия. Уж она-то, при всей ненависти к СССР и всему советскому, должна была встретить нарушителя границы во всеоружии, но и её системе ПВО не хватило почти двадцати минут для достойного отпора «наглым вылазкам Советов».
Какая страна следующая по курсу? Точно: Голландия. Наш МиГ уже и её границу (третью по счёту!) пересёк непобеждённым, по-прежнему сохраняя курс 255 градусов и скорость 850-870 км в час. Только тут, наконец-то, пара голландских истребителей, ведомая «не совсем свежим» Густавом, перехватила красу и гордость советских ВВС.
Дальше всё пошло согласно международным договорённостям. Один перехватчик должен пройти возле нарушителя, покачать ему крылом и сделать отворот. Этот маневр означает: «Выполняйте наши команды, в противном случае ваша безопасность не гарантирована». Второй истребитель в это время, включив оружие, занимает выгодное для атаки положение и держит нарушителя в прицеле. В случае неподчинения сигналу или враждебных действий, обязан его уничтожить.
Проскакивает перехватчик рядом с МиГом и видит – его кабина пуста.
«Что за чёрт? Такого ведь не может быть! Самолёт-истребитель точно выдерживает курс 255 градусов, несётся по небу с постоянной скоростью 850 -870 км в час, смело пересекает государственные границы и -- без лётчика? Да, много вчера было выпито лишнего виски, если вижу совершенно невозможное». Густав поднял светофильтр защитного шлема, протёр глаза, несколько раз поморгал, но на фоне ясного неба всё-таки не увидел в кабине самолёта--нарушителя головы лётчика и заголовника катапульты. Ещё раз попытался проморгаться – не помогло, и, наконец, решился на доклад наземному Командному Пункту:
-- Самолёт МиГ-23. Лётчика не вижу.
Командный пункт задумался: такого ещё не было. Чтобы самолёт так решительно перелетел «берлинскую стену» и был без лётчика? Нет, такого не помнится. После длинной паузы:
-- Повторите. Вас не понял.
-- Самолёт МиГ-23. Фонарь кабины сброшен, лётчика нет.
-- Густав! Ты же знаешь железное правило: перед боевым дежурством, как и перед полётами, с виски не развлекаться. Ведомый, рассмотрите МиГ и передайте.
Ведомый подтвердил: «Лётчика в кабине нет».
КП: «Вам приказ: самолёт-нарушитель уничтожить!»
Ведомый: «Но, шеф, перед нами Гронинген» (крупный город). Опять КП упёрся в тупик: если восемнадцать тонн МиГа, да с боеприпасами, «уронить» на город, то последствия предсказать не трудно.
Обстановка разрядилась сама собою: топливо МиГа кончилось, двигатель остановился, самолётик плавно опустил нос и, по-прежнему выдерживая курс 255 градусов и скорость 850-870 км в час, непокорённым вошёл в прощальное пикирование.
В отличие от мифического, наш «летучий голландец» оказался «благородным»: ткнулся он в зелёное поле, не причинив никому крупной беды. Что? Разрушил сарай? Не без этого; главное, люди, сооружения, скот не пострадали, а сарай – мелочь, по сравнению с потенциальными возможностями Мига.
Свидетельство о публикации №210032000593
Стас Литвинов 25.02.2016 11:23 Заявить о нарушении