Исчезновение семьи

полный текст статьи читайте на сайте Капитал http://sites.google.com/site/marxeconomy/oqmdf

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СЕМЬИ.

Институт семьи - жидкий кристалл человеческого общества, медленные процессы которого показывают сущность развития. Современная семья претерпевает необратимые изменения, вызывая пессимистические прогнозы у неискушенной публики совершенно не желающей понять наше диалектическое движение. Каждый раз в их глазах процесс разрушения традиции, означает конец цивилизации. Они не догадываются, что сущность в вечном движении меняет свои формы точно в соответствии со своими изменениями. Семья на своем долгом пути от родовых отношений до буржуазной семьи меняет свои формы и каждый раз разрушения превращаются в новую форму и в новую традицию человеческих отношений.

Впервые материалистический взгляд на семью и ее развитие представил Льюис Г. Морган в своем “Древнем обществе”[1]. Он открыл недостающее звено между древней полигамией и моногамией буржуазной семьи. До него естествоиспытатели, пытающиеся систематизировать отношения буржуазного общества, путано и невнятно объясняли наличие современной моногамной семьи, то как развитие религиозных взглядов[2], то как вечное право сильнейшего[3]. При этом признавая в древней семье полигамию и даже первичное материнское право[4], они не видели той основы, которая послужила изменению древней традиции. Более того до XIX века история семьи не рассматривалась вообще, а общество вполне довольствовалось библейским догматом о патриархальной семье, как вечно существующей субстанции, установленной божественной волей[5].

Льюис Г. Морган взорвал историческую науку о семье. Он открыл род. Он показал, что изменения в родовых отношениях служили катализатором при переходе от материнского права к праву наследования по линии отца. Вслед за Морганом, материалистический взгляд на семью представил Ф.Энгельс. Он показал, что становление частного права на средства производства разрушало традиционную родовую семью и выдвигало на первый план главу семьи, как патриарха, материальная сила которого распространялась в безраздельном владении над всем, до чего он мог дотянуться. И если греческая и римская семья эпохи рабовладения еще хранили отголоски родовых отношений[6], то феодальная семья и буржуазная семья раннего капиталистического периода утвердила моногамию не только как традицию, но и как неотъемлемое и законное право мужчины. Ф.Энгельс указал, что сугубо материальные причины лежат в основе всех изменений происходивших и происходящих в семье, и что изменения этих материальных условий теперь уже в традиционной буржуазной семье приведут к свободе женщины и возврату материнского права, разрушению буржуазной моногамной семьи и рождению новой семьи, где сущность свободных отношений, не обремененных ни правом наследования, ни материальной зависимостью одного члена семьи от другого, будут определять форму новой семьи.

“Благодаря этому отпадет беспокойство о "последствиях", которое в настоящее время составляет самый существенный общественный момент, - моральный и экономический, - мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине. Не будет ли это достаточной причиной для постепенного возникновения более свободных половых отношений, а вместе с тем и более снисходительного подхода общественного мнения к девичьей чести и к женской стыдливости?” - писал он в 1884 году.[7]

Движение, которое проделывает семья в своем изменении, изобилует яркими историческими примерами, когда традиция становилась обузой развившихся отношений, и когда общество было вынуждено, под напором действительности, менять представления о запретах, законах и праве. Русскому обществу понадобился литератор В.В.Розанов[8], мнивший себя философом, чтобы начать движение от патриархальной семьи к семье буржуазной, чтобы церковь потеряла свою власть над семьей и браком. Благодаря В.В.Розанову были подняты два больших вопроса: введение права развода в семейную практику и законность рождения детей вне брака. Дело в том, что жена Розанова, Суслова Аполлинария Прокофьевна, уходит из семьи к своему любовнику Дмитрию Михайловичу Достоевскому, при этом игнорировала требование Розанова о предоставлении развода. Его обращение к церкви и государю-императору не имели успеха, но подняли дискуссию в литературных и общественных кругах того времени. Под общественным напором церковь была вынуждена отступить от догмата нерасторжимости брака, но потребовала наличие двух свидетелей для удостоверения акта измены. Именно тогда появился в русском обиходе риторический вопрос: “А ты, что со свечкой стоял?” Розанов не мог представить на церковный суд свидетелей и был вынужден  пойти на преступление. Он тайно обвенчался с Варварой Дмитриевной Бутягиной, а значит вступил в незаконный брак с другой женщиной. Более того, у них родился ребенок. И опять  возникает конфликт с церковью, которая отказывается признавать законность такого рождения, а значит и законное право наследства за этим ребенком. Его даже не хотят записывать в церковную книгу регистрации рождения. Общественность бурно обсуждает новую тему, которую опять выставил на суд публики Розанов, заставляя вновь церковь отступить. Теперь все дети становятся законнорожденные, но рожденные или в браке, или вне брака.

На первый взгляд казалось, что в этом споре речь шла о приобретении права детьми рожденными вне брака отцовского наследства, но на самом деле эти условия давали свободу женщине. Русскому обществу потребуется долгий путь, с этого первого шага, в эмансипации женщины и разрушении вначале патриархальной, а затем и буржуазной семьи, чтобы подойти к “сексуальной революции”, которая совпала с окончательным утверждением буржуазных отношений.

В современном буржуазном обществе разрушение традиционной буржуазной семьи вызывает смятение и декадентство, ведь вся экономика построена на, казалось бы, незыблемых семейных ценностях и представлениях: дом, бытовая техника, машина, работа, обеспечивающая благосостояние детей, их учебу и взросление. Но именно рост благосостояния и экономическая свобода женщины закладывают основу новых отношений, а значит основу новой семьи, отличной от буржуазной. Эти свободные отношения создают условия, когда рождение ребенка вообще для общества, как такового, приобретет первостепенное значение. Сущность человеческой семьи совершив большой диалектический оборот и вобрав в себя весь опыт своего движения, возвращает нас к естественным отношениям. Современные социологические исследования[9] подтверждают этот вывод, выраженный в теоретических обобщениях “кризиса семьи” или в многочисленных работах, пытающихся описать семейные отношения, в противоположность первым воззрениям, как эволюционные изменения. Но мы еще только в самом начале пути и должны понимать, что буржуазная семья будет последним исчезающим институтом наряду с частной собственностью, классами и государством. Говорить о том, что традиционная семья утратила свое значение в современном обществе, значит подменять факты теоретическими выдумками, ничего общего с действительностью не имеющими. Конкретные исторические условия или ускоряют, или замедляют процесс изменений в семейных отношениях, и прежде чем мы сможем говорить о новой форме семьи, как новой традиции, должны исчезнуть национальные государства, должны исчезнуть условия лежащие в основе буржуазной семьи, где право и главенство мужчины уже не так абсолютно, как это было еще в начале ХХ века. Если в феодальных обществах Средней Азии, мужчина продолжает эксплуатировать женщину, то в Европе и Северной Америке эмансипация женщины точно отражает уровень развития и благосостояния.

И все же, общество никогда не сможет преодолеть физиологическое неравенство между мужчиной и женщиной, какой бы не была экономическая свобода последней, но использовать для гармоничного развития общества природные преимущества обоих полов, точно в соответствии с биологическим предназначением[10] - это под силу цивилизованному человечеству, для которого любой ребенок будет родным.


______________________________
[1] Ancient Society Or Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization By Lewis H. Morgan, LL. D Member of the National Academy of Sciences, Author of “The League of Iroquois”, “The American Beaver and his works,” “Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family,” etc.
[2] Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttgart, 1861.
[3] Происхождение семьи, частной собственности и государства Ф.Энгельс ИП ИПЛ М1983 стр 217
[4] Primitive Marriage John Ferguson McLennan 1865 / Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttgart, 1861./ John Lubbock «The Origin of Civilization» (1870).
[5] Происхождение семьи, частной собственности и государства Ф.Энгельс ИП ИПЛ М1983 стр 214
[6] Выйдя из рода глава семьи создает частную семью, в которой его власть была абсолютным. Свое частное право он распространяет на всех членов семьи: жену, наложниц, рабов и даже своих учеников, при этом традиция половых отношений еще не ограничена моногамией, которая под воздействием частного права только входит в фундамент семьи. Половые отношения главы семьи распространяются на всех членов семьи.
[7] Происхождение семьи, частной собственности и государства Ф.Энгельс ИП Т3 ИПЛ М1983 стр 275
[8] Василий Васильевич Розанов (1856 — 1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист.
[9] Ю.В.Федотова, Т.Парсонс, Т.В.Свадьбина, О.Тоффлера, П.Сорокин, Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. ; М.: Изд-во МГУ, 1996.,  Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. ; СПб.: «Петрополис», 1998. Good, W. (1963). World revolution and family patterns. New York: Free Press. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М.: Статистика, 1978 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХ1 века. ; М.: «Грааль», 2000. Szinovacz, M. (1984). Changing family roles and interactions. In M. E. Szinovacz (Ed.), Women and the family: Two decades of change. Haworth Press, 1984. Williams. J. (2000). Unbending gender: why family and work conflict and what to do about it. New York : Oxford University Press. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль. 1979 Olson, D.H., DeFrain, J. (1997). Marriage and the family: Diversity and strengths. Mountain View, CA: Mayfield
[10] Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение. Геодакян В. А. Межд. Конф.: Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Москва, 1–4 июня 1994


Рецензии
Индивидуализм правит теперь Западным обществом. На первый план выходят вызовы личного бытия. Человек перестает чувствовать себя частью общества. Если его начинают считать как миллион первого, то его это оскорбляет. Поэтому все меньше количество людей ходят на выборы. Они не хотят становиться частью толпы, электоратом.
Семья- это я. Вот девиз XXI века.

Саша Милый   20.03.2010 18:01     Заявить о нарушении