В укрепление веры

 


          Святая Земля, Земля обетованная.… С мечтой о поездке в Израиль я давно свыкся. Мечта, она мечта и есть. А вот возможностей для её осуществления всё не было и не было. И вдруг процесс пошел. Только, вдруг ли? Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Очевидно, пришло время, клиент, то бишь я, созрел. Сначала в «Одноклассниках» совершенно неожиданно нашелся старый хороший друг Сашка, укативший на историческую Родину почти двадцать лет назад и не дававший о себе знать все эти годы. А вскоре  отменили визу. А уже затем появились свободное время и минимально необходимые для поездки деньги. И, в завершение, пришло письмо от Саши: «Если думаешь приезжать, то самое время, пока ещё не очень жарко. Мы с женой пока никуда не собираемся и будем рады гостям, ждём!». И мы поехали. Мы, это я, начинающий пенсионер, и мой тринадцатилетний внук Денис. И то, что раньше было просто совсем не реально, а затем реально, но совсем не просто, потихонечку стало сбываться.


          Не буду лукавить, Израиль привлекал меня не только как страна с ветхозаветной историей, подробно описанной в Библии, самой издаваемой и читаемой книге всех времен и народов, но и как одна из самых экзотических стран. Не хочу сейчас цитировать восторженные строки из рекламных проспектов турагенств об этой удивительной стране. Просто ещё раз констатирую: в Израиле есть всё - и моря, и реки, и озера, и горы, и пустыни, и памятники древней культуры, и самые современные строения и технологии. И ещё есть народ, разный настолько, насколько это можно себе представить. Воистину, Израиль - это огромный Ноев ковчег.


           Любой день нашего пребывания в стране можно описывать долго, но из всех чудес Израиля, я, пока, расскажу только об одном. Именно это Чудо, что мне довелось испытать в один из жарких июньских дней года 2009 от рождества Христова, не дает мне покоя, тревожит мою душу и память. Впрочем, обо всём по порядку.


           Каждый из тринадцати дней нашего с Денисом пребывания в Израиле был расписан буквально по часам уже до нашего приезда. Саша и его замечательная жена Рита не только распланировали наш отдых, но и большинство из экскурсий  заказали заранее. Поэтому ранним утром четвертого июня я и мой, вечно невыспавшийся, внук загрузились вместе с другими туристами в комфортабельный автобус и покатили на север, в Галилею. Однодневная экскурсия  была обозначена в наших планах как паломническая.


           Первым пунктом нашего паломничества стал город Назарет. Именно здесь, согласно Новому Завету,  архангел Гавриил, посланный Богом, сообщил деве Марии благую весть о предстоящем зачатии от Святого Духа. В память об этом величайшем историческом  событии и была воздвигнута церковь, которая так и называется, церковь Благовещенья. И именно здесь, в Назарете, позднее, провел своё детство и возмужал Иисус.


           Скажу сразу: « В Бога я верю!». За мою долгую, особенно по Российским меркам, жизнь за помощью к Богу мне приходилось обращаться не раз. И он меня выручал. Да что там выручал, спасал! Спасал тогда, когда уже ничто и никто, кроме него, помочь мне не смогли бы. Наверное, именно поэтому, обряд крещения я прошел сам, в зрелом возрасте, вполне осознанно. Однако атеистическое детство не прошло даром, и не то чтобы сомнения, а скорее желание объяснить всё непонятное и загадочное с материалистической точки зрения то и дело посещает меня до сих пор.

 
           Итак, мы перед храмом и, после недолгой вступительной речи энергичной Рины, нашего гида,  входим вместе с группой под его своды. Вниз, где идут приготовления к службе, нас не пускают, и поэтому всё происходящее я наблюдаю и снимаю своим цифровиком сверху, с эдакого своеобразного балкона. Кстати, снимать разрешено везде и дополнительных денег за это (как принято во многих музеях и на выставках) с нас нигде не брали. Священники в белых одеяниях (католики?) заканчивают приготовления к службе. Перед алтарем, на некотором отдалении, полукругом, сидят люди. По цивильной одежде, сумкам и пакетам за их спинами, видно - это обычные туристы. Помещение освещено подвешенными к своду  большими круглыми светильниками, но света всё равно маловато, и я беспокоюсь за качество снимков. Денис стоит рядом, остальной народ нашей группы или бродит по храму или, как и я, наблюдает за происходящим внизу. Наконец приготовления закончены, священник перед алтарем остается один, и проповедь начинается.

 
            Я подношу видоискатель фотокамеры к глазам и… внутренне ахаю! Из под купола храма к светильникам и от них к полу низвергаются светящиеся пульсирующие фиолетовые потоки! И звук! Ах, что это был за звук! Звук струился то ли шелестом листьев, то ли шумом водопада, но несравненно мелодичнее! Впервые в жизни эпитет «чарующие звуки» стал для меня реальностью.   Мало того, с первыми словами проповеди в ушах моих зазвучало пение. Мне и раньше приходилось слышать, как поет церковный хор. Это прекрасно. Чистые, как правило юные, высокие голоса, завораживающая мелодия. Но то, что я слышал сейчас, было несравненно лучше, и иначе, как ангельским пением, назвать было нельзя! Звуки усиливались, тон мелодии я бы определил как торжественно-ликующий. Казалось, с небес низвергается сама Благодать, другого подходящего слова мне на ум не приходит. Каюсь, в первые секунды у меня мелькнула мысль: «Что это, в стенах храма и какие-то лазерные эффекты под фонограмму?!». Но уже в следующее мгновение стало абсолютно ясно: никакие современные технические средства не в состоянии сотворить такое! И, если ещё за секунду до этого, я был абсолютно спокоен и прекрасно себя чувствовал (да и накануне-то мы с Сашей, в связи с предстоящей довольно утомительной поездкой, даже от традиционного бокала вина отказались), то сейчас я был почти в шоке! Я сунул аппарат в руки Денису.


            - Видишь?
 
            - Вижу!

            - Снимай на видео!


            Денис стал снимать. Между тем, народ вокруг вел себя как ни в чем ни бывало, группа потянулась к выходу, похоже, никто ничего особенного не узрел. Денис снимал всего секунд двадцать, затем наша камера, по причине разряда аккумуляторов, работать перестала. Боясь отстать от группы, пошли к выходу и мы с Денисом. Выйдя из храма, я первым делом подскочил к Рине:

 
            -Что это было?! - Она быстро и внимательно взглянула на меня - Вы что-то видели?

            -Да! Этот свет, это пение, что это?

            -Какой цвет вы видели?

            -Фиолетовый!

            -О-о-о-о, мне удавалось видеть только белый. Не удивляйтесь, здесь и не такое бывало.

            В полном недоумении я отошел от неё и поинтересовался у Дениса: «А шелест и пение ты слышал?». Но Денис слышал только проповедь священника.

 
            Мы сели в автобус, экскурсия продолжалась. Потом были другие храмы. Храм, воздвигнутый над камнем, где почти две тысячи лет назад сидел Иисус, и кормил пятью хлебами и двумя рыбинами пять тысяч человек, не считая женщин и детей. И накормил, и ещё осталось. Потом Храм над местом, где Иисус читал свою Нагорную проповедь, и Храм в местечке, где Иисус превратил воду в вино. А ещё было Галилейское озеро (оз. Кинерет), где Иисус прошел по воде яко посуху. Потом было троекратное омовение лица в Иордане и окунание в его воды наших с Денисом нательных крестиков. И я всё тщетно пытался одновременно и слушать гида, и фиксировать увиденное не только электронной памятью цифровой камеры, но и своей - бренной. А мысли мои всё возвращались и возвращались назад в церковь Благовещенья, и больше всего я тогда боялся, да и сейчас боюсь, забыть увиденное и услышанное там. И хотя я прекрасно понимаю, что такое случается даже единожды далеко не с каждым смертным, я бы многое отдал за то, чтобы вернуть те мгновения, и ещё хотя бы раз в жизни пережить это необыкновенное чувство прикосновения к Чуду!

 
            Вечером, вернувшись, мы посмотрели на компьютере отснятое видео. Фиолетовые пульсирующие потоки есть, явственно слышна проповедь, но это и всё, что удалось зафиксировать бесстрастной технике. Моё мышление, испорченное высшим техническим образованием, попыталось объяснить наличие пульсирующих потоков оптическим эффектом (или дефектом), возможно усиленным изменениями структуры пространства. Объяснить же услышанное, мышление отказалось.

 
            А на следующий день были руины Кейсарии и музей Ралли, а затем Мертвое море, а затем экскурсия - «Иерусалим-город трёх религий». Потом ещё были незабываемые три дня в Эйлате, фешенебельном курорте на Красном море. Был и старый Яффо с его узкими улочками, названными знаками зодиака, и был Национальный парк, и монастыри, и купание в Средиземном море. Потом был день отъезда, прощание с друзьями, проводы.


             Чуть ли не в первый же день после приезда в родной город я направился в православный храм, а оттуда, по совету священника, в епархию. Чудо требовало уж если не объяснения, то хотя бы истолкования. И такое истолкование было мне дано, пока я ожидал Владыку у дверей епархии. Священник, ожидавший вместе со мной, назвавшийся отцом Василием, истолковал пережитое мной так:


             «Чудо это дано вам лично, в укрепление веры вашей в Господа». «Признайтесь», - вопрошал отец Василий, «что вера ваша ещё недостаточно крепка. Причащались ли вы, исповедовались ли хотя бы единожды? Скорее всего, нет».

 
             Относительно соблюдения мной церковных таинств и ритуалов отец Василий был прав, да вот только вера моя в Бога не требовала публичности. Ведь и сам Иисус  (см. Евангелие от Матфея) говорил: « Когда молишься, не уподобляйся лицемерам, которые любят стоять в синагогах и  на углах улиц и молиться напоказ перед людьми. …Ты же, когда молишься, скройся в задней комнате и, закрыв плотно дверь, молись отцу своему тайному…».  Вообще роль церкви, как посредника между человеком и Богом, представляется мне особенно значимой только первоначально на пути паствы от неверия к вере. Человек же, уверовавший в Бога окончательно и бесповоротно, в посредниках не нуждается. Да и сам Бог всё видит и всё знает без посредников.


             А ещё я думаю, что Бог, он один для всех. Он один и для христиан, и для иудеев, и для мусульман и пр.  Ведь не зря же, не случайно, на маленьком кусочке нашей большой планеты,  в древнем городе Иерусалиме, веками стоят рядом, бок обок, церкви, мечети и синагоги. Вот храмы - то рядом, а мы, люди, раздельно. Ну, не парадокс ли это?   Впрочем, вполне допускаю, что все эти мои рассуждения, с точки зрения религиозных догм, есть ересь и гордыня. Но я так думаю. Чудо же, мной пережитое, мне бы хотелось толковать несколько шире, чем истолковал отец Василий, но это уже совсем личное.


Рецензии
Яков, а может было бы лучше обратиться с этим вопросом к Тому, от Кого это чудо произошло? Ведь только Он может дать подлинный и исчерпывающий ответ.

Василий Евгеньевич Никитин   11.08.2023 20:27     Заявить о нарушении
Обращаюсь и частенько! Но ответ не всегда ясен :)Спасибо Вам!

Большаков Яков   12.08.2023 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.