Рефлексировать или слушать

Говоря о современной следует, прежде всего, поставить очень простой и важный вопрос: для чего ты ее слушаешь? И хотя, кажется, ответов тут множество, в конечном счете, их остается всего два.
Первый, привычный для большинства, удобно сочетается с делением музыки на современную и классическую: «Я слушаю современную музыку просто для развлечения, чтобы повысить настроение, чтобы нескучно было помыть посуду и пр. А вот классика – это действительно, великая музыка, которую, впрочем, я слушаю очень редко».
Второй ответ сложнее и интересней.
Во-первых, следует допустить, что и для нашего времени верен исторический закон, когда на 100 подающих надежды приходится один талантливый, а на 100 талантливых один гениальный. Соответственно и в современной музыке согласно этому закону должны найтись авторы, чье творчество сопоставимо с творчеством классиков, авторы, которых без кавычек можно назвать поэтами и композиторами.
Во-вторых, следует допустить, что современная музыка ( в лице отдельных своих представителей) также является особой духовной средой.
В итоге мы придем к выводу, что современную музыку, как и классическую можно слушать для эстетического наслаждения и повышения своего культурного уровня.
Оба взгляда на современную музыку, думаю, являются одинаково верными и в сочетании они дают о ней объективное представление. Вопрос лишь в том, как построить это сочетание. Для этого у каждого свой путь. Но общая тенденция налицо: невольно или осмысленно каждый разделяет музыку на ту, под которую можно «порефлексировать» на дискотеках и ту, которую можно слушать.
Невольное или осмысленное деление происходит оттого, что часто сами авторы прекрасно знают для чего пишется их музыка.
В этом смысле опять-таки можно провести условное деление «на два».
Первая группа авторов – большая часть. Они работают в соответствии со стандартами, пытаясь угадывать и навязывать вкусы определенной части общества, чаще всего молодежи. Понятно, что для них современная музыка это, прежде всего, бизнес. Они конечно, стараются удивить, как Билан («На берегу неба…») или озадачить, как Максим («Когда я умру, я стану небом…»). Или, как выпускники фабрики звезд, пытаются обнадежить, утешить, уверить в вечной любви и вообще передать много высоких и теплых чувств («В чашке недопитый день» и что-то вроде «Ты не ушел от меня совсем» в смысле в рифму).
Все это, конечно, похвально. Но делается это на достаточно низком культурном уровне и поэтому порождает ряд насмешек и вынуждает относиться к такому творчеству не всерьез.
Вторая группа авторов – меньшая часть, прежде всего, представители рок-музыки (Ю, Шевчук, Д. Ревякин, Е. Федоров и пр.). Они пишут, для того, чтобы их музыки слушали, чувствовали, понимали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такой автор, как Юрий Шевчук пользуется уважением людей всех возрастов и слоев общества: бедных и богатых, старых и молодых.
Говорить о творчестве этих авторов можно очень долго. Но пока я ограничусь констатацией факта, что эти авторы своим творчеством каждый миг доказывают, что искусство «не горит» и «не тонет». И пусть когда-то их притеснял режим, сегодня им мешают развиваться «деньги» (то есть тоже режим), но они все-таки продолжают свой творческий путь. Правда, следует отметить, что начинающим свой творческий путь сегодня будет еще тяжелее, чем им. Ведь молодым еще нужно добиваться признания. И это правильно, ведь, как мы знаем, все лучшее в нашей стране создается не «благодаря», а «вопреки»!


Рецензии