C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Занятие 1

 Арканы Таро и их история

1
Арканы Таро (Тарот, Торот и т.д.) – собрание загадочных рисунков, сим-волических изображений, подразумевающих как предсказательное и магиче¬ское, так и глубоко фило¬софское истолкование. Это – своеобразная рисованная книга.
В обиходе Арканом часто именуют саму карту, хотя это неточно. Карта – это лишь попытка иносказательно отобразить Аркан, то есть отобразить некий внут-ренний смысл, прису¬щий данному архетипу, данному символу, данному участку системы.

Наименование «Аркан» исторически происходит, скорее всего, от латин¬ского «арканум» – загадка, тайна. Впрочем, на этот счет существуют разные мнения. Е.Н. Ко¬лесов приводит мнение о сходстве этого слова с арабским «рукн» (множественное число «аркан»), означающим «столп», «устой веры», а также с санскритским «арчана» – покло¬нение символу божества.
В свою очередь, автору этих строк хотелось бы отметить необычное сход¬ство слов «рукн» и «руна». Руны («тайны»), как это известно – также набор символиче-ских изо¬бражений. Если пойти далее по цепочке этого сочетания зву¬ков, мы придем к слову «рука» – предмету, достаточно богатому символиче¬скими параллелями, а также к слову «луна» как древнему символу тайны. Веро¬ятны и иные аналогии .

Наименование «Таро», (которое адепты арканологии крутят так и этак: «Тора», «Рота», «Атор» и т.д.), переводится по-разному: здесь и «учение», и «вместилище», и «разговор», и «колесо». Начиная с XVIII века слово «Таро» стали переводить как «Дорога Царей»... Но на севере Италии протекает река Таро, а обращавшиеся среди простонародья образцы дешевых колод носили на¬именование «таррочи», «тарокко», «тарок». Тот факт, что самые древние из найденных карт были обнаружены именно в районе северной Ита¬лии и южной Франции (портовые и торговые города, как Марсель, Венеция и Милан), для не¬которых исследователей-историков служит основанием утверждать, что истинной родиной Таро послужил именно этот район Европы.
С другой стороны, топонимы, имена божеств, а тем более – просто слова с кор-нями «тар», «тор» и им подобными достаточно широко распространены по всей Ев-разии. Вспомним, например, что в Индии популярны богини Тары, в Ев¬ропе обще-известно имя бога Тора, а у нас в России на реке Таре стоит город Омск...

Наука о Таро именуется арканологией или, как теперь её часто называют, таро-логией.

Тема карт Таро неотрывно связана с тайной их истории, разгадка которой теря-ется во мгле веков. Все попытки прояснить этот вопрос так и остались без-результатными, что дало ученым и исследователям мистического толка основа¬ние для создания самых замы¬словатых гипотез.

Большинство арканологов по сей день склоняется к мысли, что система Арка-нов могла повести свое начало от одной из философских школ, процветав¬ших на рубеже но¬вой эры: неоплатоников, иессеев или, скорее, гностиков. Взя¬тые в своей последовательно¬сти, Старшие Арканы могут быть истолкованы в качестве наглядного изображения глав¬ных принципов гностицизма, начиная с нулевой карты Шута как символа святого непо¬нимания человеком своей боже¬ственной сущности и завершая духовным вознесением в небеса, символизируе¬мым картой «Мiр» .
Предполагают, что все 78 карт первоначальной рисованной книги Таро (или ей подобных) могли храниться в одном из самых великих собраний древ¬ности – Александрийской библиотеке. Это гигантское уникальное собрание, где находились как папирусы и пергаменты, так и древнейшие глиняные и дере¬вянные таблички, частью по¬гибло во время похода Юлия Цезаря в 48 году до н.э., частью было уничтожено христианскими фанатиками в 390 году н.э. и окончательно погибло в огне во время прав¬ления халифа Омара в 640 году.

Полагали, по несколько иной версии, что где-то в это или немногим более позднее время группа ученых каббалистов, собравшись в городе Фес (Марокко), ре-шила создать одну великую книгу, которая могла бы соче¬тать в себе всю мудрость мира, таким образом возместив в какой-то мере ущерб, понесенный наукой вследст-вие утраты библиотеки. Для того чтобы не исчезла и эта великая книга, они решили представить ее в виде игры, по¬нимая, что если даже стремление к мудрости может иссякнуть в человеке, то азарт и жа¬жда развлечений не иссякнут в нем никогда.

Предполагали, что первоначальное Таро представляло собой набор медалей с выбитыми на них изображениями и числами. Затем их сменили ме¬таллические пла-стинки, потом — карты из кожи и, наконец, из бумаги . Карты изначально были круглыми и лишь позднее приобрели современную прямо¬угольную форму.

Рисунки, представляющие из себя попытку изобразить символы-Арканы, со-гласно историческим данным, появились в Европе вряд ли ранее Х-ХI веков и дали начало обще¬известным игральным и гадательным картам. Классики арка¬нологии, в большинстве своем считали, что совокупность Арканов изна¬чально – это не что иное, как легендарная Вели¬кая Книга Тота-Гермеса Трис¬мегиста, в которой под ви-дом загадочных картинок зашиф¬рованы знания об ис¬тинном устройстве Вселенной.

Согласно другим преданиям (а правильнее, наверное, домыслам), карты Таро впервые доставили в Европу цыгане, а возможно, возвратившиеся из своих походов кре¬стоносцы. А источником возникновения системы Таро называли древний Египет, Индию, страны Междуречья, Китай, Тибет и даже Перу. Спра¬ведливости ради следует заметить, что системы рисунков, которые подобно Таро иносказательно отражают различные ас¬пекты бытия, встречаются по всему миру. Однако, ни в Египте, ни в Индии, ни в какой иной стране мира ар¬хеологами по сей день так и не было найдено никаких следов «той самой», без¬условно предшествующей схеме Таро первоначальной колоды.

Считается, что и в самой Европе свой нынешний облик карты классиче¬ского Таро приняли далеко не сразу. Стремясь восстановить «утраченные зна¬ния древ-них», поколе¬ния и поколения адептов различных школ и учений вно¬сили в Таро все большее количе¬ство изменений и добавлений, так и этак согласуя его порядок и символику с постулатами и традициями, принятыми в их профес¬сиональной среде.
Средневековых систем карт существовало достаточно много; впрочем – как и теперь, в наше время, когда, кажется, ни один из очарованных Таро адеп¬тов не из-бежал искушения создать свою собственную колоду.
Колоды же, количество и порядок рисунков в которых практически полно¬стью совпадает с классическим, известны середины XV века (самый древний из дошед-ших до нас полных наборов Таро, принадлежавший семейст¬вам Висконти и Сфор-ца). Они не пронумерованы и изобразительные решения каждого из Арканов замет-но отличаются от принятых позднее. Можно заме¬тить, что первоначально подобные карты имели пер¬гаментную основу и разрисовывались вручную, поэтому наиболее художественно выпол¬ненные образцы могли быть доступны только достаточно обеспеченным людям . Эти об¬разцы достаточно редки и по ним, разумеется, трудно судить о существовании тогда ка¬кой-либо определенной изобразительной традиции.

Однажды, где-то в начале второй половины XVIII века, французский писа¬тель и тео¬лог Антуан Курт де Гебелин (в иной транскрипции – Кур де Жеблен) во время игры в карты случайно заинтересовался затейливыми рисунками колоды. С нарастающим интересом исследовав свою находку, он объявил о возможном про-исхождении ее из древнеегипет¬ского источника. Он же и заявил, что четыре масти Младших Арканов, соответствуют че¬тырем классам древнеегипетского общества, а само наименование набора карт выводится из комбинации двух, как ему казалось, древнеегипетских слов: «тар» — дорога и «рош» — царь, от¬сюда — «Дорога Царей».
Гипотеза оказалась жизнеспособной и всецело захлестнула оккультные умы. Спустя совсем небольшое время и другие исследователи всерьез загово¬рили о еги-петском Таро, тайнах древнего Посвящения, об атлантах — предше¬ственниках егип-тян, оставивших им в наследство такой великий памятник фи¬лософской мысли как Таро... и т.д., и т.п.
Именно в это время возникли никем и никогда так и не подтвержденные легенды о том, что именно там, в Египте бог Тот, который был писцом у ос¬тальных богов, создал 22 картины, содержавшие в себе всю божественную пре¬мудрость, и что 22 картины эти были выставлены то ли на столбах, то ли между столбов древнейшего подземного храма, местонахождение которого — недра великой пирамиды Хуфу или Хеопса, а забытый ныне вход — между ног боль¬шого каменного Сфинкса. Посвящаемого проводили между картинами, объяс¬няя их значения, а затем устраивали экзамен со всей строгостью древне¬египет¬ского жрече-ского сословия...
Египет — страна, откуда, согласно библейско-каббалистической версии, евреи в свое время вынесли всю мудрость мира, давно притягивал внимание ученых ок-культно-мистического толка. Всячески муссировались и подвергались проверке спо-собы прочте¬ния иероглифов, предложенные несколькими веками ранее Гораполло-ном и Афанасием Кирхером. Справедливости ради надо отме¬тить, что сам де Гебе-лин главный упор в своих исследованиях делал более на философскую сторону во-проса. Его, как теолога, интересовали прежде всего идеи религиозного символизма, которых в Таро он обнаружил бесчисленное множество. Например, карта «Суд» жи-во напоминает об идее библейского Апо¬калипсиса, карта «Башня» (точнее, «Башня, разрушаемая молнией») наводит на мысль о вавилонском грехопадении. Возможно, изображение карты «Луна» сформировалось не без контакта с идеями ислама. Рису-нок карты «Звезда» (кстати, единствен¬ный имеющий явное сходство с древнеегипетскими) представляет собой копию изображения известного по раскоп-кам божества реки Нил, великого Хапи… И т.д.

Египет? Пусть, хоть отчасти и Египет... Но нельзя не учитывать тот факт, что существует Египет исторический, реальный и существует Египет внеисторический, страна, чей образ – не более чем символ, легенда, миф. Потому совершенно лишним было бы искать в ре¬альной истории точных подтверждений мифа, который по всей своей при¬роде – внеисторичен.
Параллельно тому, как де Гебелин публиковал свои исследования и вы¬воды, в Париже вел самостоятельные исследования человек по фамилии Аллиетте, по роду занятий – парик¬махер, открывший для себя колоду Таро примерно в той же ситуа-ции, что и де Гебелин, и сделавшийся профессиональным гадальщиком. Эттейлла (как он сам назвал себя, прочи¬тав свою фамилию наоборот), практи¬чески не имел специального образования (впрочем, а было ли оно? а существует ли, в полной мере, сейчас?), но был, как бы мы назвали его сейчас, «контактёром», то есть исследователем, склонным восстанавливать ситуацию не по до¬шедшим ис¬точникам, но доверяясь собственным ясновидению и интуиции. Он заявил, что Старшие Арканы явились итогом творения семнадцати «египетских магов» , служителей Гермеса Трисмегиста или Тота. Бог Тот, который занимал долж¬ность отнюдь не простого писца, но был по совместительству еще и богом муд¬рости и волшебства, пожелал, чтобы тайные знания, которыми владели «маги», были бы запечатлены на золотых пластинах, причем таким образом, чтобы зна¬ния эти остались недоступными пониманию непосвященных. «Маги» спрятали свои познания в рисунках, которые затем и были соб¬раны ими в виде книги.
Эттейлла обнаружил, что колода Таро в своем построении весьма далека от со-вер¬шенства. Им был создан особый вариант Таро, откуда были изъяты не¬которые из прежних карт, введены другие, изменены рисунки и толкования для третьих и т.д. Несмотря на всю оригинальность и трудность в восприятии, ме¬тоды Эттейллы, как и, разумеется, его идеи, были приняты и вскоре получили широкое распространение.
Последовательницей этого исследователя была великая гадалка Сибилла Ле-норман, создавшая свою систему гаданий, имеющую лишь отдаленное сход¬ство с классическими Арканами Таро.
В кругах более компетентных методы Эттейллы были восприняты с явным хо-лод¬ком. Знающие оккультисты, особенно более позднего периода, нередко посмеи-вались над «французским дилетантом». Тем не менее, египетская тема отнюдь не была снята с пове¬стки дня. Была переиначена старая легенда о воз¬никновении Таро: теперь роль фесских каббалистов в ней исполняли египетские жрецы, а их опасения за судьбу тайных знаний касались не гибели Александ¬рийской библиотеки, а угрозы нашествия на Египет орд ко¬чевников.

В начале 20 х годов XIX века Франсуа Шампольон, опираясь на исследо¬вания своих современников, сумел расшифровать египетские иероглифы. Это помогло ощутимо при¬открыть завесу тайны над многими реалиями жизни древ¬него Египта. Сбылось то, о чем предупреждал де Гебелин. Мифические якобы повествования о богах, царях, магах и ге¬роях, долженствующие заключать в себе тайны Вселенной, оказались при прочтении за¬писями вполне утилитарного и делового характера: при-казами, расписками, жалобами, наставлениями и т.д., и т.п.
Записи мифов и преданий, молитв и магических рецептов оказались весьма да-ле¬кими от темы Таро. Рисунки на саркофагах, обелисках и стенах гробниц приобре-ли вполне традиционный культовый смысл, весьма далекий от всего, приписываемого им трудами Ямвлиха, Гораполлона, Кирхера и их после-дователей...

К середине XIX века интерес арканологов к Египту отчасти снижается, зато парал¬лельно возрастает увлечение Каббалой. Фабр д`Оливье, в частности, проследил в своих исследованиях путь, которым древние евреи при своем ис¬ходе из Египта могли вынести и сохранить в виде основ Каббалы тайные позна¬ния жрецов.
Так это было на самом деле, или не так, но именно с этого события исто¬рия изучения (и развития) Таро выходит на совершенно иной уровень.
Фабр д'Оливье был не просто оккультист и не просто теолог. Это был на-стоящий ученый, пытливый исследователь, филолог, чьи оригинальные взгляды на природу слова далеко опережали его время. Главная из его немногочислен¬ных опуб-ликованных работ «La langue hebraique restituee» появилась в печати в 1815 году и, судя по всему, была встречена с явным холодком непонимания, хотя к концу века за ней гонялись как за биб¬лиографической редкостью и с большим почетом переиздали в 1905 году.
Каббала, прародительница современной нумерологии, имеет дело не только с числами, но и с буквами. В качестве основы Каббала имеет дело с древнееврейским алфа¬витом, называя его древнейшим и посвятительным.
По мнению д'Оливье, каждый из знаков письма, будь то простейший зна¬чок, буква или иероглиф, а тем более – слово, составленное из этих знаков, имеет три значения: первое – обыкновенное (чисто практическое, материаль¬ное), второе – сим-волическое (идейное), третье – тайное, доступное понима¬нию только посвященных.
Исследовав неисчислимое количество древних, еще халдейских, источни¬ков Ветхого Завета, по сути создав свою версию грамматики еврейского языка, д`Оливье осуществил новый, глубоко философский перевод первых десяти глав книги Бытия Моисея, интерпретируя повороты ее сюжетной линии в качестве этапов последовательного разви¬тия и формирования мира. Вместо имен собст-венных он подставил наименования высших и низших сил и принципов, прини-мавших участие в этом космогоническом процессе.

Очевидно, что работа д'Оливье не прошла незамеченной мимо знамени¬того фран¬цузского оккультиста XIX века Элифаса Леви (псевдоним аббата Альфонса Констана), в 1856 году завершившего работу, где им было просле¬жено эзотериче-ское (скрытое, тайное) значение четырех мастей Младших Ар¬канов Таро как состав-ных частей Тетраграмма¬тона – кабба¬листической фор¬мулы, сочетания четырех букв еврейского алфавита, со¬ставляющих не¬доступ¬ное изречению Имя Божье. Сопровож-дая свою концепцию изыска¬ниями в об¬ласти каббалистической нумерологии, Леви одним из первых предположил, что Арканы Таро изначально могли представлять из себя буквы или иероглифы письма, и на¬шел особый смысл в том факте, что 22 карты Старших Арканов мо¬гут быть соотнесены с 22 буквами древнееврейского алфавита.
Леви обратил внимание, например, на то, что, например, буква «алеф» стоит в алфа¬вите первой, соответствует числу один, а ее форма подозрительно напоминает положение рук и туло¬вища Мага – героя первого из Старших Арканов. «Алеф» в каббалистике символически ассоциируется с бытием, мыслью, человеком. Возмож-но, этот же смысл мог быть изна¬чально заложен в карте «Маг»?
Персонаж одного из последних Арканов, Шут имеет на голове трехрогий кол-пак, похожий на стоящую в конце древнееврейского алфавита букву «шин».
Карта одиннадцатого Аркана «Сила» показывает нам молодую женщину, которая укрощает дикого льва, схватив его за челюсти. В каббалистике этому Аркану будет соот¬ветствовать буква «каф», чье символическое прочтение – сжатая рука...
Проводя сопоставления подобного рода, Леви прошёл последовательно по все-му по¬рядку Старших Арканов и, хотя и не нашёл (и честно сообщил об этом) абсо-лютного внешнего соответствия одной знаковой системы другой, но  извлек из про-деланной ра¬боты вывод об их внутренней тайной преемственности, зая¬вив, что если Каббала вобрала в себя сокровенные знания всего мира, то Таро представляет собой синтез всего, что мо¬жет надеяться когда-либо познать чело¬вечество.
В связи с этим нельзя не отметить по крайней мере два полезных момента. Во-первых, система Арканов была впервые сопоставлена именно с системой знаков письменности. Во-вторых, именно в работах Леви впервые подтекстом проходит важнейшая идея о том, что любая создаваемая человеком знаковая, в том числе письменная система, эволюционируя, рано или поздно приходит к определенному, как бы заранее обусловленному логическому порядку в свойствах и размещении со-ставляющих её звеньев.

Несмотря на недочет, (очевидно, долженствующий лишь подтвердить без-ошибоч¬ность всей концепции в целом), а именно – отсутствие когда-либо установ-ленной исторической связи между Каббалой и Таро, – интерпретация Элифаса Леви нашла своих приверженцев среди оккультистов европейской школы. Гря¬нул на-стоящий бум сопоставлений: порядок Арканов сравнивали с самыми раз¬ными пись-менными системами мира: латинским и греческим письмом, рунами, санскритским письмом деванагари, фор¬мулами алхимиков, иероглифами китай¬ской грамоты и, разумеется, иероглифами древ¬него Египта... Если что-то где-то не совпадало с желаемым... это значило всего лишь, что «сия великая истина может быть постигнута лишь немногими истинно посвященными в высшем экс¬татическом состоянии духа...» – как об этом писал один из популярных в то время авторов.
И по сей день трудно найти колоду Таро, в изобразительные решения Ар¬канов которой старательные разработчики, помимо издавна ставшими традици¬онными астрологической и каббалистической символики, не подбросили бы еще и по паре-тройке знаков чьей-либо письменности. То, что практический опыт наглядно пока-зы¬вает: некорректное, бездоказательное, механическое совмещение символики раз-личных традиций только сби¬вает ход предсказательного процесса, авторов подобных колод, очевидно, не волнует...

В арканологии современного Таро основу составляют две главные школы: француз¬ская и английская . Школа французская берет начало от работ Леви и его последователей: Станисласа де Гюайта, Папюса, Сент-Ива д'Альвейдра и других (кстати, в том числе и адептов русской школы). Колода карт, разработанная Папю-сом на ос¬нове разработок Леви, при всей своей видимой незамысловатости считается од¬ной из лучших для практической работы с Таро.
Английская школа, в лице прежде всего идеологов и руководителей небе-зызвестного «Ордена Золотой Зари» несколько «развила» (а на деле – основательно пересмотрела) идеи Леви. В частности, С.Л. Макгрегор Ма¬терс несколько по-иному соотнес Арканы и бу¬квы иврита, тем самым извратив, хотелось ему или нет, саму догадку Леви об идентичности предпосылок создания законченных зна¬ковых сис-тем. Члены «Золотой Зари» сделали все от них зависящее, чтобы ввести Таро в каче-стве не¬отъемлемой части во многие оккультные практики.
Из этой  «альма матер» и её производных в своё время вышли многие извест-ные оккультисты, а также писатели – Брэм Стоукер, Дион Форчун, Чарльз Вильямс, Д.-Р. Толкиен…
Одним из весьма жестко и реалистично мыслящих участников «Золотой Зари» был историк оккультизма Артур Эдгар Уэйт, американец, большую часть жизни проживший в Англии, ученый с энциклопедическим образованием, отличавшийся крайне резкими су¬ждениями. Он всемерно порицал французских коллег за мистико-фантастический туман, напускаемый вокруг тайны происхождения Таро. Ему при-надлежит знаменитое заявление: «Главным в истории карт Таро является то, что та-кой истории не существует».
Впрочем, отметая начисто общепринятые профанические сведения о Таро как «пустословно-гадательный» мусор, Уэйт не исключал, что Арканы действи¬тельно спо¬собны нести в себе некоторые познания древних. Его перу принад¬лежит книга, где он свя¬зывает четыре символа легенды о Святом Граале с че¬тырьмя мастями Младших Арканов Таро. Именно он проделал огромную, (и, боюсь ; чрезмерную) работу по «очищению» Таро и явился автором новой ко¬лоды, подвергшейся сильной критике со стороны тогдаш¬них ок¬культистов и, тем не менее, одной из наиболее популярных в наше время. В глав¬ном, при¬чина этой популярности – прорисованность числовых карт Младших Арканов. По согла¬сованию с художницей Памелой Колмен Смит, Уэйт разработал особые рисунки и для них, что, в-общем, несколько расходилось с традицией.

Предсказателю, особенно начинающему, так работать легче, хотя... с точки зрения иных теоретиков Таро схема Уэйта кажется весьма искусственной. Увы, при всей своей скептичности и эрудированности, рационалисты «Золотой Зари» прошли мимо очень многих интереснейших символических решений, а, отбрасывая наработки теоретиков французской школы – допустили немало ошибок в научно-теоретическом осмыслении построения системы Арканов.
В этом же обществе некоторое время состоял и небезызвестный Алистер Кро-ули – маг-практик, демоно¬лог, несомненно талантливый исследователь, поэт и лите-ратор, шахма¬тист, альпинист, экстравагантный позер, чьей привычкой во многом было все¬мерно эпатировать публику (о чём он сам позднее горько и много жалел). Он и подобные ему личности, по сути, сделали все от них зависящее, чтобы широкая пуб¬лика со страхом и отвращением поёжива¬лась, только заслышав о таких предметах как Таро, И-Цзин, руны, связывая их прежде всего с ритуалами сатанизма и черной магии.  Разорвав отношения с коллегами из «Золотой Зари», Кроули долгое время занимался тем, что всячески пытался уязвить бывших сторонников,  как описывая их в своих произведениях в качестве сборища колдунов и алкоголиков, так и поведя против них астральные войны с «насыланием демонов»… что с готовностью было встречено лидерами «Золотой Зари», отвечавших  ему тем же. Взаимные обвинения (в том числе в сатанизме), ложь, клевета, мистификации и проч., и проч. заняли время и место, которые уже в то время могли быть заняты полноценным научным обсуждением.

Уже в то время вполне можно было бы обсуждать, например, вопрос о едином алгоритме, который составляет основу построения как Арканов, так и таблицы Мен-делеева. Уже в то время можно было, например, развивая традиции Леви, обратить внимание на явно неслучайное присутствие того же принципа в алфавитных систе-мах, прежде всего – в русской азбуке…  Уже в то время вместо бесплодного копа-ния в средневековых манускриптах можно было бы вести полноценный научный диалог о многих иных парадоксах и закономерностях в построении знаково-символических систем. Уже в то время можно было бы реально пробовать приме-нять систему Таро в качестве своеобразного ключа ко многим наукам, и далеко не только наукам метафизического плана…
По сути, неглупые, знающие, рационально мыслящие люди, нацепив на глаза оккультно-мистические шоры, занимались той самой «мышиной вознёй», которую сами же безмерно порицали в своих произведениях.
К сожалению, теория Таро на Западе и ныне топчется на тех же самых позици-ях, что занимала столетие назад.

2
Результатом всей этой бурной деятельности явилось, к на¬чалу XX века, созда-ние достаточно стройной, логически упорядоченной сис¬темы выраженных рисунка-ми карт понятий-Арканов, которую швейцарский психолог Карл-Густав Юнг при-знал вполне соответствующей не¬обходимому набору архетипов че¬ловеческого вос-приятия мира.
В миниатюрах Таро, этой действительно удивительной и таинственной фило-софской игры, есть нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рас¬сказывает Ричард Ка¬вендиш, карты Таро «открывают ворота в мир, где кажу¬щееся не соответ-ствует действительности, где ничего не поддается исчерпы¬вающему пониманию. Залитый солн¬цем средневековый пейзаж, по которому, как изумительные игрушки, передвигаются кро¬хотные фигурки – Шут в кол¬паке с бубенцами, Король и Короле-ва с блестящей свитой, Смерть, занятая своей жатвой, Отшельник с посохом и лампадой... Если бы карты Таро удалось понять полностью, то тогда, как считают оккультисты, они раскрыли бы тайну внутреннего механизма Вселенной, скрытые ритмы Танца Жизни.»
Весь порядок Таро построен на тайне, касающейся прежде всего извечной за-гадки рождения, жизни и смерти, символике строения, развития и совершен-ствования Вселенной. Само название стопки карт – «колода» (а колодой на Руси на-зывали, между прочим, гроб) – говорит о том, что Таро подразумевает извечность все новых мировых воплощений, где нет смерти как таковой.
Начиная работать с колодой, адепт создает новый мир, завершая – вре¬менно кладет конец его существованию для того, чтобы в следующий раз вос¬создать его вновь.

Набор Таро, считающийся классическим – Марсельское Таро, карты ко¬торого были впервые опубликованы Куртом де Гебелином в 1773 году. Колода включает в себя 78 карт. Из них известные всем нам карты четырех мастей, на¬зываемые Млад-шими (Ма¬лыми, Минорными) Арканами, составляют особый раздел из 56 рисунков. Масти, со¬гласно средневековой традиции, именуются:
— Мечи (теперешние Пики);
— Посохи (Трефы);
— Монеты, Пантакли, Денарии и т.п. (Бубны);
— Чаши или Кубки (Черви).
В каждой из мастей содержится не по тринадцать, а по четырнадцать карт. Это, во-первых, четыре придворные или фигурные карты:
— Фараон (Король);
— Сивилла (Дама);
— Всадник или Рыцарь (старший валет);
— Паж (младший валет).
Во-вторых, МАТ (Младшие Арканы Таро) включают в себя десяток числовых (или цифровых) карт от туза до десятки.

Младшие Арканы хранят свою, особую тайну.
Во времена Рима, во времена Византийской империи самой совершенной сис-темой счета была римская. Римляне же и византийцы применяли здесь ровно 14 основных номи¬наций:
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X; а также: L, C, D и М.
Первые десять служили для обозначения чисел от 1 до 10, вторые 4 – чи¬сел больших разрядов (соответственно: 50, 100, 500 и 1000).
В каждой масти 14 карт: 10 цифровых Арканов от 1 до 10, а также, в клас-сическом Таро, четыре (валет, всадник, дама, король) придворных Аркана. Как те-перь становится ясным, они соответствуют:

L — валету-Лакею,
С — валету-Кавалеру (по-латыни пишется через С),
D — Даме,
М — Монарху (Королю, Фараону).

Не представляла ли система МАТ изначально обучающей математической иг-ры, на¬подобие популярной сейчас «игры в бизнес»?

Масть Мечей могла служить для символического обозначения прямых расхо-дов – денег, сил, здоровья, времени...
Посохи – расходы попутные («трефы» = «трения»).
Пантакли (Динарии, Цехины) – доходы.
Чаши – личные нужды...

Это несомненное сходство позволяет взглянуть на проблему возникнове¬ния Таро с несколько иных позиций, в частности, во-первых – связать его с оп-ределённым регионом, а во-вторых – с определённой эпохой. Тем самым снима¬ется множество домыслов, из¬рядно «накрученных» вокруг истории их возник¬новения. Кстати, если Младшими Арка¬нами могли обучать счёту, то не обучали ли Старши-ми, например, письму?

22 Старших (Больших, Мажорных) Аркана ныне для игры не использу¬ются . Карты их именовали в старину козырями. Они не подразделяются на масти, а принятый со вре¬менем порядок их таков:

0(21). Шут (Фат, Глупец, Дурень, Сумасшедший и пр.).
1. Маг (Мастер, Артист, Жонглер и пр.).
2. Жрица (Папесса).
3. Императрица (Хозяйка).
4. Император (Хозяин).
5. Жрец (Папа, Великий Иерофант и пр.).
6. Влюбленные (Возлюбленный).
7. Колесница.
8. Правосудие.
9. Отшельник.
10. Колесо Фортуны.
11. Сила.
12. Повешенный (Висельник).
13. Смерть.
14. Воздержанность (Умеренность, Время).
15. Диавол.
16. Башня.
17. Звезда.
18. Луна.
19. Солнце.
20. Суд (Страшный Суд).
21 (22,0). Мiр (Вселенная, Универсум).

Ныне в мировой практике используются карты Таро многих школ. Из них, по-мимо карт классической колоды, можно назвать колоды Эттейллы, Ленорман, Ошо и проч.
А как же все обстояло в России? России, имевшей и имеющей свои много-летние ок¬культные традиции?

3
В России карты классического Таро долгое время не имели такой широкой из-вест¬ности как в Европе. Отчасти это можно объяснить тем, что гораздо боль¬шей по-пулярно¬стью у нас пользовались карты школы Эттейллы — так назы¬ваемая «колода девицы Ле¬норман». В общем употреблении, как и сейчас, была «женская» (с дамами, но без всадни¬ков) колода Младших Арканов. В 1861 году вышла в свет одинокая книга под названием «Таинственная книга Тота», где были популярно изложены основы системы Эттейллы. Немного позднее, в 90 х годах появились без указанния авторства, «Сивиллины книги», в одной из ста¬тей которых рассказыва-лось о практике гаданий по картам школы Эттейллы.
Изданные в конце XIX — начале ХХ веков произведения, в которых об-суждалась бы тема классического Таро можно буквально пересчитать по паль¬цам. Чаще всего в них, как например в книге барона Дебарроля «Тайны руки», наряду с весьма популярной  в то время тематикой хиромантии, оккультизма, спиритизма, каббалистики и астрологии, не¬нароком, попутно упоминались и перечислялись Старшие Арканы. С другой стороны, на¬ходясь за границей рус¬ские не могли не сталкиваться с классическим Таро и более чем почтительным отношением к нему своих современников.

Таро весьма и весьма интересовалась Е.П. Блаватская, которая даже вы¬двигала по этому поводу свою версию о том, что изначальные, истинные изо¬бражения Таро следует искать на глиняных цилиндрах Вавилона. Это не ме¬шало ей в то же время считать, что система Таро возникла в столь любимых ею Гималаях и поддерживать версию об индий¬ском происхождении Таро. Четыре древнеиндийские варны — брахманы, кшатрии, вай¬шьи и шудры нетрудно со¬отнести с примерно соответст-вующими им по своему внутреннему смыслу че¬тырьмя мастями Младших Арканов. Так, Мечи (пики) своей ог¬ненной стихией могли бы представлять варну кшатриев (царей, правителей, воинов), По¬сохи (трефы) стихией воздуха — варну вайшьев (купцов, ремесленников), Монеты (бубны) своей приземленной природой — варну шудр, а Чаши (черви) стихией воды, ис¬точника всего живого — варну брахманов, хранителей веры. Кстати, на Востоке, как уже упоминалось, весьма популярна груп-па богинь судьбы и ми¬лосердия с общим именем Тара. Слово «тару» в переводе с одного из наречий Индии означает набор карточек...
Всё это, конечно, кажется убедительным, если только не знать реальной исто-рии. Увы, дело в том, что и в Индию, и в Китай карты попали… от европейцев.

Истоки Таро пытались искать и на русской почве. Так, В.А. Шмаков при¬зывал внимательнее изучать русские сказания и былины, ибо по его мнению большинство из них возникло на оккультно-философской почве, а также в каче¬стве возможного источника сведений предлагал к рассмотрению памятники ос¬нов древнего русского мистицизма — требник Петра Могилы и знаменитую «Голубиную книгу»...

Возможно, более всех о картах, как и об Арканах Таро упоминали писа¬тели. Этой темы, как известно, касались и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь... В своем, дос-таточно ед¬ком по отношению к носителям тайных знаний сочине¬нии «Великий ро-зенкрейцер» о Старших Арканах упомянул Всеволод Соловьев:
«Великий розенкрейцер исполнил желание старца и начал читать ему два¬дцать два правила развития воли, постигнув и исполнив которые человек дела¬ется победителем и владыкою природы. Эти двадцать два правила, преподанные от древности легендарным Гермесом-Тотом, и затем разъясненные и дополнен¬ные величайшими адептами оккультизма, составляли драгоценное сокровище розенкрейцеров. В них действительно заключалась глубокая человеческая муд-рость»... (и так далее, в том же торжественно-при¬поднятом духе, что, правда, отнюдь не помешало автору на последующих страницах сме¬шать с грязью как «адептов оккультизма», так и их учение.)
Любопытные страницы, повествующие об использовании Таро в магиче¬ской практике мы находим в повести А.В. Чаянова «Необычайные, но истинные приклю-чения графа Федора Михайловича Бутурлина...»:
«Старик согнулся над столом и с исступленным выражением лица рас-сматривал карты разложенного пасьянса. Федор видел, как он грозил кому-то кула-ком и резким дви¬жением перекладывал то одну, то другую карту с места на место...
Ужас охватил Бутурлина, ибо он понимал, что под этими костлявыми пальцами сейчас ломаются человеческие жизни, гибнут надежды, зарождаются преступления...»

Вне всякого сомнения, в определенных кругах знали о классическом Таро и ранее, но, очевидно вследствие принятых на себя обязательств, не стремились раз-гласить какие-либо внутренние «тайны». Не следует, впрочем, думать, как это себе иногда почему-то представляют, что как за рубежом, так и в России ис¬следования по теории и практике Таро велись в кругах пресловутых масонов.
Во-первых, в России эти общества были преследуемы еще со времен ма¬тушки Екатерины и, по крайней мере формально, запрещены еще с 1822 года. Где они, эзо-тери¬ческие наработки гг. Новикова, Елагина и прочих? А их после¬дователей?
Во-вторых, в отличие от тамплиеров, розенкрейцеров, иллюминатов и им по-добных (о действительной деятельности которых нам известно исключи¬тельно ма-ло!), занятием так называемых масонов была и по сей день остается, в первую оче-редь, политическая деятельность. Традиции, которые якобы перешли к масонам от более ранних их «предшественников», давно превратились в ос¬нову для своеобраз-ной ролевой игры, напо¬добие той, которой ныне тешатся толкиенисты. Забавы ари-стократов с бесчисленными «великими посвяще¬ниями» и «тайными обрядами» в действительности вряд ли могли привести к какому-либо обогащению и развитию тайных наук. Поэтому, если какие из то¬гдашних теоретиков Таро формально и при-надлежали к сим прославленным ложам, то это не могло иметь особого влияния ни на их взгляды, ни на характер исследовательской дея¬тельности.

К началу ХХ века в России существовало немало и иных кружков, школ и ор-ганиза¬ций, намного более серьезно относившихся к изучению как Таро, так и попут-ных дисцип¬лин. Конечно, масонством втайне баловались многие, однако о том, что на эзотерическую мысль в России активно влияло именно масонство (хотя бы из-за границы), говорить ошибочно.
Россия, как и весь мир того времени, переживала очередной подъем фило-софской мысли. Открытия Резерфорда и Эйнштейна, опыты Крукса и супругов Кю-ри, философия Маха и отповедь ей со стороны материалистов ленинской школы – все это не могло не волновать исследователей, в том числе – мета¬физического толка.
В России начала ХХ века приобретают популярность сочинения западных школ Таро, в первую очередь – французской. В свет выходит перевод «Пред-сказательного Таро» Папюса с рисунками Габриэля Гулината.
В этот же период большим успехом пользуются занятия, которые прово¬дит один из крупнейших знатоков Таро в России Григорий Оттонович Мебес (Г.О.М.). Сборник тек¬стов его лекций под названием «Курс энциклопедии ок¬культизма» был издан в 1912 году. Четырьмя годами позднее в свет вышла зна¬менитая «Великая Книга Тота» В.А. Шмакова. Оба эти капитальных труда, ставшие в наше время клас-сическими, написаны чрезвычайно тяжелым языком, явно перегружены примерами и рассуждениями. Предлагаемые авто¬рами опи¬сания истинных, на их взгляд карт Таро настолько подробны, что уже, кажется, и не допускают иных изобразительных решений. Тем не менее, этим авторам надо отдать должное: под видом ознакоми-тельных книг они создали замеча¬тельные справочники, све¬ряться с которыми время от времени обязан каждый уважающий себя арканолог.
Несколько иного плана впервые появившаяся в 1912 году небольшая кни¬жечка П.Д. Успенского «Символы Таро». Она удостоилась похвалы Шмакова, в основном – за чрез¬вычайно простой, точный, емкий и в то же время вдохно¬венный стиль изложения. Эта же брошюра с небольшими добавлениями была в 1913 году переведена на английский язык и получила одобрение за рубежом.
«У нас в России самостоятельной литературы о Таро не существует, – не без горечи писал Успенский. – Но на Западе есть много сочинений, старых и новых, посвященных этому замечательному произведению человеческого или, может быть, даже сверхчелове¬ческого гения».
В отношении современных ему трудов по Таро он был весьма критичен: «Но, говоря вообще о литературе по Таро, я должен сказать, что изучение ее дает большое разочарование. Работы большинства перечисленных авторов бес¬спорно интересны. Но вместе с ценным они дают очень много мусора, схола¬стического искания смысла в букве, слишком много поспешных заключений, излишней сложности и несиммет-рических по¬строений. Между тем тот же Па¬пюс говорит, что всякая сложность ука-зывает на несовер¬шенство системы.. Природа очень синтетична в своих проявлени-ях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов. Вот этой простоты и не хватает во всех объяснениях системы Таро, в том числе и в кни-гах Папюса... Все авторы, писавшие о Таро, превозносят до небес эту систему, назы-вают ее универсаль¬ным ключом, но не ука¬зывают, как этим ключом пользоваться».
К сожалению, в дальнейшем, возможно — не без влияния Гурджиева, Ус-пенский отошел от темы Арканов.

Первая мировая война, революция, гражданская война, последовавшие вслед за укреплением советской власти репрессии по отношению ко всем ина-комыслящим, разме¬тали по свету тех, кто имел хоть какое-то отношение к Таро в России. Вошел в легенду крымский съезд астрологов (а также арканологов) в 1929 году, все без исключения участ¬ники которого отправились по этапу. Г.О. Мебес, судя по дошедшим сведениям, окончил жизнь в лагерях. В.А. Шма¬ков еще в первые годы революции эмигрировал в Южную Америку. Эмигриро¬вал и П.Д. Успенский. Участники возникшего в 20 х годах в Москве общества «тамплиеров», душой которого был А.А. Солонович, были большей частью рас¬стреляны или погибли в местах заключения. С. Вронский, патриарх российской астрологии, продолжал свою работу в лагере, где его спасало охотно использо¬вавшее его талант лагерное начальство...

Те, кому удалось эмигрировать, продолжали работать за границей. В Харбине был написана, до сих пор, к сожалению, широко не опубликованная интереснейшая работа С.А. Раевского «Когда заговорит тишина». 30 е годы от¬мечены началом серьезных высту¬плений будущего автора «Медитаций на Таро» В. Томберга. В годы 60 е берет свое на¬чало творческий путь С. Голо¬вина – автора многих трудов как по эзотеризму Востока и Запада, так и по теме Арканов.
В самой же России замалчивание темы Таро длилось без малого шесть де-сятков лет и было прервано лишь с началом эпохи перестройки. В январе 1989 года журнал «Наука и религия» публикует статью А. Вяткина (при участии В. Пазиловой) «Таро – ключ от за¬крытого храма» – первую ласточку. Вслед за этим, в декабрьском номере за 1991 год журнал представляет уже две статьи, посвященных Таро и работе с Арканами. При этом, в статье Р. Николаевой все еще как бы ненароком, осторожно указывается, что, дескать, о существовании карт Таро хорошо известно в странах соцлагеря, так почему бы и нам не... и т.д.
Примерно в это же время в России переиздается упомянутая выше книга Па-пюса. По рукам ходят ксерокопии книг Г.О.М.-а и Шмакова. Переиздается брошюра Успенского. На страницах популярных журналов одна за другой по¬являются статьи по Таро и нумеро¬логии — Е.Н. Колесова, Е. Лазарева, О. Кан¬даурова, А. Зараева... В продаже появляются книги западных авторов, в которых так или иначе звучит те-ма Таро: Менли П. Холла, Д.-М. Крэга, Р. Кавендиша... Из печати выходит книга И.К. Ларионова «Арканы Таро», за ко¬торой следуют работы Е. Колесова «Азбука Таро», В. Беньковского и Е. Хаецкой «В мире Таро», М. Морана «Марсельское Та-ро» и другие.
Привозятся из-за рубежа, а вскоре появляются и в продаже колоды Таро, как классического марсельского типа, типа знаменитой «дорожной колоды» А. Уэйта или Таро Папюса, так и колоды Кроули, Матерса, Барбары Уокер. Появ¬ляются и первые, весьма «портачные» наборы карт отечественного производ¬ства, затем – дос-таточно про¬фессиональные работы, среди которых особо сле¬дует выделить красно-ярскую колоду карт, а также декоративную петербургскую колоду в стиле Палеха.
По всей стране идет массовое увлечение «новинкой». Карты Таро на пер¬вый взгляд кажутся такими простыми и доступными... Бездипломные – пока! – знатоки проводят занятия, на которых воскресают из небытия забытые десятки лет имена Мебеса и Шма¬кова. При Высшей Школе Классической Аст¬рологии с 1994 года на-чинает свою работу первый в России заочный факульта¬тив по Таро, вскоре соби-рающий более 700 подписчиков – не считая тех, кто, собственно, вместе с ними в кружках изучает при¬сланную литературу.

С 1999 года в Москве, по инициативе А.А. Котельниковой собирается первое объединение профессиональных адептов Таро – Российский Таро-Клуб. Его участ-ники – авторы книг, препо¬даватели Таро, про¬фессиональные психологи, педагоги, ученые.
Новый расцвет Таро в России совпадает с нарастанием интереса ко всему не-обыч¬ному, запредельному, тайному...
И все-таки Арканы Таро вернулись к нам не совсем такими, какими мы их ви-дим до революции. За это время, например, далеко вперед шагнули вперед науки о человеке, главным образом – психология. Теперь на смену вызываю¬щим улыбку шмаковским «ин¬теллигибельности», «нуменальности» и «субли¬мации» пришли ар-хетипы Юнга, обязательство упомянуть о которых – дело чести каждого преподаю-щего Таро.


4
Культурные традиции любого народа всегда подразумевают наличие сво¬его мифа. Будь то миф древней Эллады, предание жителей Севера, или сказание о нарт-ских богаты¬рях, миф искони помогает понять душу того или иного эт¬носа, подчер-кивает его неповто¬римые особенности, раскрывает характер внут¬ренних взаимоот-ношений, духовную вы¬соту и нравственную глубину своего создателя.
Однако, в мифах всех народов существуют традиции, являющиеся как бы об-щепри¬нятыми. Они живут вне пространственных, национальных или времен¬ных границ, прояв¬ляясь в виде сходства обычаев, философии, особенностей проявления творческой мысли. Напрасным трудом было бы пытаться отыскать их сугубо исто-рическое происхождение, поскольку им неоткуда было бы взяться, как только из са-мого человека – воспринимаю¬щего мир всякий раз отнюдь не случайно, не хаотично, но в виде определенного набора понятий.

В современной психологии эти понятия именуют архетипами. Поскольку никто из людей не может избежать столкновения с ними, архетипы неизменно присутствуют всюду, где, в частности, находит свое проявление вдохновение художника, строителя, по¬эта, одним словом – творца. Отсюда и берут начало повторяющиеся мотивы в творчестве у разных народов.
Мы можем построить огромное количество гипотез, расходящихся или не рас-ходя¬щихся с данными истории. Мы можем искать объяснение в особенно¬стях рабо-ты подсоз¬нания или толковать о промысле Господнем. Факт налицо – человеку, как ученику, вели¬кое множество раз преподавался и преподается Свыше один и тот же урок. Сумеет ли он понять и оценить его?
Мы уже в курсе, что карты (рисунки тайн-Арканов) Таро, согласно пред-ставлениям адептов большинства эзотерических школ – одна из древнейших знако-вых систем, под¬разумевающая в себе как предсказательное и магическое, так и фи-лософское прочтение, что рисунки Арканов раскрывают перед нами миф мифов, где переплетаются эпические сюжетные линии и религиозные мо¬тивы самых разных стран и народов. Мы видим Вели¬кого Мага, поднимающего жезл, святую и загадоч-ную деву Жрицу (она же еще и Ведьма) – хранитель¬ницу тайн с книгой на коленях, Великого Иерофанта, верховного мага и жреца, отпускающего грехи и направляю-щего на путь истинный, Вождя на Колес¬нице, Смерть, выкашивающую человеческие головы, Башню, напоминающую о крахе Ва¬вилона, Луну или точнее – Полумесяц, олицетворение неизвестности и ко¬варства, нако¬нец – саму Вселенную в образе юной обнаженной девы и, на пус¬тынной горной тро¬пинке – безумный Шут, переходящий из мира в мир, из Ар¬кана в Аркан с узелком за плечами. Именно он в Таро представляет человека...
Нам известно, что Карл Густав Юнг рассматривал Таро в качестве набора сим-воли¬ческих изображений, отображающих архетипы человеческого воспри¬ятия мира, включающего традиционные для каждого из людей понятия самости, тайны, добра и зла, пути познания, отца и матери, любви и веры, жизни и смерти и т.д.
С этих позиций мы и начнём рассмотрение Арканов.


Рецензии
Феликс когда-то я несколько лет увлекалась оккультными делами и Таро тоже. Осталось много книг. Про Таро всё раздала , только одна книга осталась "Таро эры Водолея" издательство Прага, 1997 год. Буду рада безвозмездно отдать её любому желающему. Много книг по астрологии Подводного и Глобы, если кому-то это интересно с радостью отдам всё что есть. Долго собирала их, осталось что-то из Эфемерид и таблицы домов.Ну это для тех кто понимает о чём речь.
Личка у меня работает, если это интересно буду рада что кому-то это принесёт пользу. Сжечь или выбросить такие книги рука не поднимается. Никак не найду кому отдать.

Валюш Ка   03.03.2012 15:48     Заявить о нарушении
Дорогая Валюш-ка! Если Вы проживаете в Москве, то дело просто. Выход из м."Кузнецкий мост", прямо сквозь арку, прямо на той стороне Рождественки вход в магазин "СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР", 2 этаж, с 14 до 20. Там берут на комиссию и колоды, и литературу, можно и так оставить. С искренним уважением, Ваш Феликс.

Феликс Эльдемуров   07.03.2012 11:26   Заявить о нарушении
Спасибо Феликс. Я москвичка и Кузнецкий от меня совсем рядом. Непременно зайду туда.
С уважением.

Валюш Ка   07.03.2012 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.