Навруз - восточный Новый год. С праздником!

21 марта Земля вступает в период всемирного астрономического равенства.
 
В этот день времена года по полушариям меняются:
в южном полушарии наступает Осень, в северном Весна.


Во все времена среди самых радостных
событий в жизни людей был приход Весны.
По-разному отмечали его разные народы.
Но все – как праздник возрождения природы,
торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год...



Навруз пришел! Навруз!

Дождем Навруза увлажнилось поле.

Из сердца прочь гони и скорбь и боли.

Пируй теперь! Пируй!

(Омар Хаям)





Навруз (Нооруз, Науруз) — праздник весны или нового года. Термин «Науруз» состоит из двух персидских слов «ноу» (новый) и «руз» (день), то есть первый начальный день важнейшего праздника арийцев. Его празднуют в течение вот уже нескольких тысячелетий. Смысл этого праздника заключается в том, что именно в день весеннего солнцестояния, когда продолжительность дня и ночи составляет по 12 часов, взаимодействие природы и человека достигает абсолютной гармонии: наступает период пробуждения и обновления. Навруз считается началом нового года и является традицией основанной на взаимоотношениях человека и природы.

Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы и устои гуманизма и любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти и в настоящее время приобрел глубочайший духовно-этический смысл. Сегодня в нем заложена актуальнейшая проблема современности - единение и гармония человека с природой.

Как День весеннего равноденствия он отмечается также народами Европы. 22 марта в русской традиции называется «жаворонки», когда «день с ночью меряются, зима кончается, а весна начинается». В русской культурной традиции существует вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

Отмечают его и в Центральной Америке. На полуострове Юкатан находятся развалины столицы цивилизации Майя Чичен-Ица (Chichen Itza), где в храме Кукультана в этот день наблюдают необычное явление. В 13 часов 31 минуту по международному гринвичскому времени (GMT), солнечные лучи попадают точно на балюстраду на вершине пирамиды. Каменная фигурка с изображением священной змеи в этот момент таким образом отбрасывает тень, что кажется будто по каменному  полу ползет настоящая змея. Постепенно в течение дня эта тень перемещается к жертвенному колодцу и к вечеру исчезает в нем.

Таким образом, это принятый у всего человечества день празднования начала нового земледельческого года.


      Вообще Навруз это что-то больше нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим. В эти дни природа начинает оживать, деревья расцветают, появляются первые ростки зелени на лугах. Люди будто просыпаются от долгой зимней спячки, снимают с себя свои серые зимние наряды меняя их на более яркие, радостные...

Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь".

Многие великие люди прошлого связывают начало празднования Навруза с именем шаха Джамшида. Об этом упоминает Омар Хайям в своей книге «Навруз наме».

Он пишет: "... причины установления Навруза,  состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается.
Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему..."
      

Навруз часто воспринимается как национальный праздник того или иного этноса либо ассоциируется с исламом, поскольку большинство отмечающих его народов исповедует, в основном, эту религию. Между тем, история Навруза восходит к временам «Авесты» - священной книги зороастризма, одной из древнейших пророческих религий. Согласно учению «Авесты», люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, зародившейся «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

С приходом ислама празднование Навруза не было запрещено. Причиной тому была не только сильная привязанность к традициям (именно так объясняют, почему  сохранился этот зороастрийский праздник среди мусульманских народов Ирана, Азербайджана и Центральной Азии), но и в том, что ислам в принципе никогда не запрещал традиции, которые несли добро, милосердие и любовь к ближним, ибо эти традиции согласуются с исламским вероучением.

В этот день древние персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным. В последствии праздник укоренился у большинства народов Центральной Азии, не только ираноязычных, но так же тюркских, испытавших на себе влияние зороастрийскойкультуры.

Навруз - весенний праздник Нового года дружно отмечают все народы на Великом Шелковом Пути. Он широко и красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане,Туркменистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар и башкир России. В последние годы этот праздник стал отмечаться и среди населения Израиля - в основном эмигрантов из бывшего Союза...

Традиции празднования Навруза примерно одинаковы во всем регионе и сохранены столетиями. За исключением того, что в последние десять лет день Навруза в центрально-азиатских республиках СНГ стал официально признанным и выходным днем. Появилась и современная атрибутика: с концертами в парках и скверах, торговыми ярмарками, национальными конноспортивными состязаниями. В отличии от европейского Нового года, Навруз празднуется днем, но так же обязательно в кругу семьи. Главный день праздника - первый, 21 марта. В последующие тринадцать дней принято ходить в гости, посещать родственников, покупать и сажать саженцы молодых фруктовых деревьев, собираться веселыми компаниями на лоне весенней природы.

Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Навруз устраивались большие народные гуляния, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане, пожалуй, остается новогоднее угощение «сумаляк» - блюдо, сваренное на дровяном огне из муки и проращенных зерен пшеницы, иногда с добавлением специй. Проросшее зерно - символ жизни, тепла, изобилия и здоровья. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале черты зороастризма.

Навруз укоренился в традициях большинства народов Центральной Азии, на которых оказала влияние зороастрийская культура. Он пережил арабское нашествие, обращение в ислам не искоренило традицию, напротив - Навруз органично влился в исламский календарь, хотя и приобрел ряд новых черт. И даже когда в 1926 году Навруз был упразднен советской властью, многие продолжали отмечать его в кругу своей семьи.

После обретения республиками Центральной Азии независимости Навруз получил в этих странах официальный статус государственного праздника и является выходным днем. В качестве национального праздника Навруз отмечается сегодня в Азербайджане, Иране, его встречают также в западных провинциях Китая, в Турции, России.

В Афганистане во времена правления талибов этот праздник был запрещен. Талибы пригрозили, что те, кто ослушается запрета, будут считаться неверными. «Министр по поощрению добродетели и подавлению греховности» правительства Талибана заявлял, что истинные мусульмане должны ненавидеть этот праздник, поскольку он идет от неверующих. Но сегодня на Навруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол.

Все обряды Навруза призваны задобрить природные силы и духов предков для достижения благополучия в наступающем году. Существует поверье, что с приходом этого праздника на землю спускаются добрые ангелы-фаришта, которые дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежду. Но ангелы, по легенде, не посещают дома, в которых затаилась вражда. Отсюда важный ритуал Навруза - необходимость простить долги, забыть все обиды и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Кроме того, по зороастрийским поверьям, дух погибших Форохар возвращается в эту пору на землю и проводит несколько дней среди родственников. Поэтому в эти дни следует оказывать помощь сиротам и одиноким людям, малоимущим семьям, инвалидам и больным.


Накануне праздника обязательно готовятся сложные ритуальные блюда – сумаляк (проросшее зерно с добавлением муки и специй на дровяном огне) и халиса (халим) (мясная каша с пшеницей, горохом и овощами). Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое и требующее немало времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождается музыкой, песнями, танцами, что и является частью собственно праздника. Сумаляк готовят, в основном, женщины, но мужчины тоже помогают.

К традиционным праздничным блюдам относятся также туграма-плов, шурпа, отварная баранина или говядина, сладкая нишалда и маленькие пирожки из пресного теста с начинкой из первой весенней зелени (клевер, лебеда, шпинат)...

Кстати, до принятия ислама названия семи обязательных продуктов, присутствовавших на дастархане, должны были начинаться с буквы «шин» (ш): сахар, свеча, сок, вино, сладости, молоко плюс один предмет - расческа. Но поскольку употребление вина в исламе запрещено, то оно исчезло с праздничного стола как не соответствующее шариату.

Афганцы готовят на Навруз «хафтмева» - компот из семи компонентов: ядра грецких орехов, фисташек, миндаля, темный и светлый изюм, сенджет (унаби).

Есть также поверье, что прикоснуться к праздничной еде можно только непосредственно с наступлением Навруза. А до той поры люди сидят вокруг стола молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Все должны быть сыты и довольны: тогда и год будет благополучным и урожайным.

В некоторых регионах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и поможет избежать в наступающем году потерь.

А, к примеру, в Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают мучал (или мулжал) – окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. Мучал празднуют те, кому исполнилось 12, 24, 36 лет и так далее. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, надеть, по возможности, бухарские золотошвейные изделия: тюбетейку (девушки), расшитые золотом безрукавку или стеганый халат-чапан. Кроме того, он должен раздать семерым соседям так называемый улуш-хлеб со сладостями в знак того, что он достиг еще одного мучала.

В Средневековье у разных народов Навруз продолжался тринадцать дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Чем не русская поговорка «Как новый год встретишь, так его и проведешь?»

Особое место в этих праздничных обрядах занимает приготовление так называемой «ритуальной пищи». Она являет собой символ плодородия природы и человека. Магические семь предметов и продуктов на подносе становятся символическим даром Солнцу.

Пробуждение, весеннее обновление окружающего мира - вот основная атрибутика и направленность этого праздника.

Карнаи и сурнаи зазывают народ на праздничные торжества Навруза. Их звуки будто пробуждают от зимней спячки окружающую природу, возвещают о наступлении весны.

У каждой махалля есть своя чайхана. И каждая махалля в своей чайхане празднует Навруз. В чайхане в огромных котлах готовятся вкусные яства. На праздник приглашаются жители махалля, а также жители соседних махалля. Кроме того, Навруз празднуется и в семьях. Это - большой праздник! В доме собираются все родственники. Есть всего несколько блюд, которые готовят только на праздник Навруз. Это сумаляк, халим (халиса) и особый туграма-плов.

Как готовится сумаляк? Проращивают зерна пшеницы. Пропускают их через мясорубку, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят часов 10-12, и при этом все время помешивают. Что интересно, в казан кладут гладкие камушки и грецкие орехи в скорлупе - чтобы опять-таки не подгорело. И кому попадется орех или камушек, считается, что тому повезло. Очень сладкая штука, хотя сахар туда вообще не добавляют.

В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. После празднования обычно начинаются полевые работы.
Первая борозда проводится самым уважаемым и старейшим членом общины. В последнее время празднование Навруза приобрело новый размах и глубину. Он стал общенациональным праздником дружбы, единения, братства всех народов. В ярких театрализованных представлениях раскрывается философско-поэтическое осмысление Навруза, его места в народной истории.

Он связан с солнечным календарем, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно ему, год начинался весной, в день весеннего равноденствия, - тогда-то и наступал праздник Навруз, не имеющий ничего общего с мусульманским новым годом. Мусульманский же календарь - лунный. По нему новый год начинается в месяце мухарам, первый день которого не совпадает с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад.
Навруз - это древний праздник, пришедший к нам из глубины веков, символизирующий собой обновление природы. И его невозможно вычеркнуть из памяти народа, который сам создал его.
Люди в эти дни стараются помогать ближним, быть чище, прощать обиды, примиряться. Добрая традиция праздника - посадить дерево, рубить нельзя - грех. Очень важно, чтобы на дастархане в день равноденствия были плов, сладости и пища, начинающаяся на букву "с". Кроме пророщенных зерен - "сямяни", это "сиб" - яблоко, символ красоты окружающего мира, "серке" - уксус, символ долголетия и терпения, "сенджед" - маслина (любовь), "секке" - монета (богатство), "сир" - чеснок (здоровье). В последний вторник Навруза принято прыгать через пламя. Если костер будет разжигать маленький мальчик, огонь будет считаться особенно чистым. Конечно, в условиях города следовать этой традиции сложно, поэтому праздничный костер уступает место красочному фейерверку.


        Праздник Навруз - это массовые гуляния и торжества, -  в течении двух недель продолжают варить сумаляк и халису, устраивать угощения, ходить в гости, посещать родственников, заниматься благотворительностью, сажать фруктовые деревья, выезжать на природу, в общем, - наслаждаться Весной.


                С   П Р А З Д Н И К О М !





Использованные ресурсы:
http://www.ferghana.ru/article.php?id=5639
http://www.uztour.biz/navruz.htm
http://www.navruz.edunet.uz/
http://www.lawfulstate.ru/civboomreligissl.html



http://video.mail.ru/mail/ritaneuberger/129/52.html

Иллюстрация: из Интернета


Рецензии