Римские катакомбы часть первая
21 марта 2010
22:05:45Аналитический_Хруст : Тема доклада - Римские катакомбы
22:05:48Баст : ааа
22:05:48Тоторо : оо
22:05:53Аналитический_Хруст : Перед тем, как рассказывать про Римские катакомбы, мы должны помнить о распространённости катакомб: крупные катакомбы есть в Париже, Гренаде (Испания), Лиме (Перу), Вене, Одессе, Ирландии и Египте и ещё много-много где.
22:05:53Тоторо : супер
22:06:04Аналитический_Хруст : Что же такое катакомбы?
22:06:10Аналитический_Хруст : кто знает?
22:06:12Аналитический_Хруст : =)
22:06:12Баст : большой участок одесских каменоломен принадлежал моему пра-прадеду Исааку
22:06:21Франт : Аналитический_Хруст: Где есть мел и известняк, там и катакомбы
22:06:33Баст : лабиринты, оставшиеся от горных выработок
22:06:35Тоторо : Баст: а сейчас кому принадлежит?
22:06:36Аналитический_Хруст : Это система подземных ходов, зачастую образующих лабиринты.
22:06:45Аналитический_Хруст : Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
22:06:46Баст : Тоторо: может государству, а может, никому(
22:06:52Тоторо : Баст: (((
22:06:58Аналитический_Хруст : цыц!
22:07:04Тоторо : молчим молчим
22:07:07Аналитический_Хруст : Напомню, что Аппиева дорога - это древнеримская дорога от Рима на юг Апеннинского полуострова.
22:07:18Аналитический_Хруст : Римские катакомбы - из туфа
22:07:26Аналитический_Хруст : Туф - горная порода из тефры (собирательный термин для отложений осевшего вулканического пепла). Туф очень легко обрабатывается, поэтому, видимо, было относительно легко рыть катакомбы.
22:07:29Франт : туф туф туф
22:07:42Аналитический_Хруст : В стенах ходов для погребений проделывались прямоугольные ниши разной величины (главным образом для одного умершего, иногда для двух, и редко — для нескольких тел). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).
22:07:48Баст : вопрос можно?
22:07:52Аналитический_Хруст : да
22:08:01Баст : туф ведь использоввали для строительства
22:08:20Баст : то есть, катакомбы строили сами по себе, или они были вторичны. после добычи камня?
22:08:30Аналитический_Хруст : это загадка
22:08:30Аналитический_Хруст : об этом позже
22:08:34Баст : хорошоэ
22:09:05Аналитический_Хруст : это Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт, раскрашенная черно-белая фотография, 1903 год.
22:09:09Тоторо : открыты
22:09:15Аналитический_Хруст : 22:10:10Аналитический_Хруст : а это Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста
22:10:21Аналитический_Хруст : 22:10:35Аналитический_Хруст : Реконструкция кубикулы в катакомбах святого Каллиста(Джованни Батиста де-Росси, 1867 год.)
22:10:44Аналитический_Хруст : Что такое кубикула? - об этом позже.
22:10:55Баст : а я знаю))
22:10:56Аналитический_Хруст : успеваете?
22:10:58Тоторо : и я кажется)
22:11:04Тоторо : да
22:11:07Аналитический_Хруст : это хорошо!
22:11:09Аналитический_Хруст : знать
22:11:12Франт : Аналитический_Хруст: я на диктофон записываю.
22:11:16Аналитический_Хруст : Франт: отлично
22:11:19Аналитический_Хруст : Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление). В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы.
22:11:42Аналитический_Хруст :
22:11:43Аналитический_Хруст : Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге. В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения.
22:12:07Аналитический_Хруст : Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.
22:12:47Аналитический_Хруст : Кстати Одесские катакомбы - остатки каменоломен
22:12:58Баст : ну да. первым христианам делатьбольше нечего было, как под древними дорогами рыть десятки километров тоннелей
22:13:03Аналитический_Хруст : =)
22:13:04Баст : про одесские знаю
22:13:13Аналитический_Хруст : Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу.
22:13:49Аналитический_Хруст : В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».
22:14:10Аналитический_Хруст : Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.
22:14:33Аналитический_Хруст : Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.
22:15:20Аналитический_Хруст : В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения.
22:15:42Аналитический_Хруст : В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе.
22:16:08Аналитический_Хруст : И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!»
22:16:38Аналитический_Хруст : Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу.
22:17:14Аналитический_Хруст : Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п.
22:17:34Аналитический_Хруст : Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу
22:17:52Баст : это была отрыжка язычества)))
22:17:54Тоторо : класс
22:18:03Тоторо : Баст: ))ага, очень похоже)
22:18:20Франт : Баст: Тоторо: ух вы, болтушки
22:18:29Баст : первый раз вякнули!!!
22:18:30Аналитический_Хруст : Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.
22:18:53Аналитический_Хруст : Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия».
22:19:26Аналитический_Хруст : бизнес целый
22:19:30Тоторо : ага
22:19:31Аналитический_Хруст : Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам
22:19:34Баст : ничего не меняется
22:19:34Тоторо : фоссор надо записать
22:19:55Аналитический_Хруст : Формы захоронений:
22:20:02Аналитический_Хруст : Ниши (лат. Loculi, локулы)
22:20:07Аналитический_Хруст : Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
22:20:22Аналитический_Хруст :
22:20:23Аналитический_Хруст : Аркосолии (лат. Arcosolium)
22:20:29Аналитический_Хруст : Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
22:20:50Аналитический_Хруст : 22:21:08Франт : j пробел
22:21:11Тоторо : как печка)
22:21:12Аналитический_Хруст : ога
22:21:17Аналитический_Хруст : Саркофаги (лат. Solium)
22:21:26Аналитический_Хруст : Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
22:21:44Аналитический_Хруст : 22:22:09Аналитический_Хруст : Кубикулы (лат. Cubiculum) и крипты
22:22:19Аналитический_Хруст : Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой», покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
22:22:33Аналитический_Хруст :
22:22:41Аналитический_Хруст : 22:22:54Аналитический_Хруст :
22:22:55Аналитический_Хруст : Захоронения в полу
22:23:01Аналитический_Хруст : (лат. Forma — «канал, труба»)
22:23:07Аналитический_Хруст : Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников.
22:23:18Аналитический_Хруст : 22:23:36Аналитический_Хруст : Христианские катакомбы
22:23:48Аналитический_Хруст : формы захоронений рассмотрели
22:23:52Тоторо : да
22:24:19Аналитический_Хруст : Самые известные христианские катакомбы - это катакомбы Святого Себастьяна
22:24:56Баст : сохраню ссылку на академик.ру
22:24:57Аналитический_Хруст : Катакомбы святого Себастьяна - получили своё название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенные фресками. Здесь хорошо виден переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В более глубоких (и поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в построенную в IV веке над катакомбами церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура хранились мощи святого.
22:25:27Аналитический_Хруст : По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра и Павла, казнённых в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые»
22:25:36Баст : значит, христиане все же не строили катакомбы!!! я так и думала
22:25:46Аналитический_Хруст : ;)
22:25:59Аналитический_Хруст : Если заинтересовались, то можете самостоятельно почитать о таких христианских катакомбах, как:Катакомбы Домитиллы, Катакомбы Присциллы, Катакомбы святой Агнессы, Катакомбы святого Каллиста,
22:26:16Аналитический_Хруст : а мы едем дальше
22:26:18Баст : лучше побродить по ним
22:26:21Аналитический_Хруст : Иудейские катакомбы.
22:26:31Аналитический_Хруст : Известные археологам иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты в 1859 году). Вход в катакомбы под вилла Торлония был замурован в начале XX века, лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: обнаруженные захоронения датируются 50 годом до н. э. (возраст захоронений устанавливался с помощью радиоуглеродного анализа).
22:26:54Аналитический_Хруст :
22:26:58Аналитический_Хруст : По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры, цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета.
22:27:23Аналитический_Хруст :
22:27:25Аналитический_Хруст : Синкретические катакомбы
22:27:31Аналитический_Хруст : К синкретическим катакомбам Рима относятся: подземные храмы (hypogeum) degli Aureli, Trebius Justus, Vibia. Здесь можно встретить смешение христианства, греческой и римской философии. Возможно, это были захоронения одной секты гностиков. К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, обнаруженная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н. э. как место встреч неопифагорейцев
22:27:59Аналитический_Хруст :
22:28:01Аналитический_Хруст : Катакомбы на Виа Латина
22:28:08Аналитический_Хруст : Богато украшенные катакомбы на Via Latina (ок. 350 г.), обнаруженные в 1955 году, являлись частным захоронением одной или нескольких семей. Они не относятся к синкретическим катакомбам, возможно, здесь совершались погребения как язычников, так и христиан (всего около 400 захоронений). Эти катакомбы примечательны тем, что в них можно увидеть изображения сцен из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии. Так Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидящими на камне, оба подпирают рукой подбородок; Ева печально смотрит на А
22:28:41Аналитический_Хруст : на Адама=)
22:28:42Аналитический_Хруст : Также «новое» изображение прорицателя Валаама с ослицей (середина IV века).
22:28:45Тоторо : поняли)
22:28:56Аналитический_Хруст : Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.
22:28:58Баст : в иудаизме нельзя изображать людей. поэтому и сцен из Вз нет
22:29:10Аналитический_Хруст : Баст: о!
22:29:36Аналитический_Хруст : Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.
22:29:51Тоторо : ))
22:29:54Баст : эх, мне бы тудаааа
22:29:54Аналитический_Хруст : Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:
22:29:58Тоторо : прям цой жив)
22:30:18Аналитический_Хруст : * папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
22:30:28Баст : папы не стеснялись)
22:30:29Аналитический_Хруст : * при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых
22:30:47Аналитический_Хруст : интересно, зачем...
22:30:50Тоторо : ))
22:31:00Баст : лес рубят, парк сажать будут...
22:31:02Аналитический_Хруст : С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI—XII веках описаны единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают. В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки.
22:31:21Баст : чтобы денежки паломников текли в храмы, вот и вывозили, дело ясное
22:31:31Аналитический_Хруст : Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений (книга вышла в 1568 г.), однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.
22:31:56Аналитический_Хруст : Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями
22:32:08Аналитический_Хруст : Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. 1576—1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим» (лат. Roma sotterranea), вышедшем в свет уже после его смерти.
22:32:26Аналитический_Хруст :
22:32:27Аналитический_Хруст : Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге — за молящегося мученика, а отроки в пещи огненной — за сцену Благовещения
22:32:40Тоторо : ))))
22:32:51Аналитический_Хруст : Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства» (1872—85 годы).
22:32:56Тоторо : видимо рисовальщики аванс пропили)
22:33:10Аналитический_Хруст : =)
22:33:12Аналитический_Хруст : В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842—1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.
22:33:22Аналитический_Хруст : В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857—1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений)
22:33:39Аналитический_Хруст : С 1929 года (после Латеранских соглашений) катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии (итал. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra, созданная по предложению де-Росси еще в 1852 году. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб остаётся толкование иконографии катакомбной живописи, а также открытие новых захоронений
22:34:06Аналитический_Хруст : Так в 1955 году Антонио Ферруа были открыты катакомбы на виа Латина. Последняя находка ранее неизвестного захоронения состоялась в 1994 году после обрушения пола в подвале: были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикула и античный вход.
22:34:29Аналитический_Хруст : Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии. К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III—IV вв.) на Via Casilina.
22:34:58Аналитический_Хруст : На этом всё, символы и декор римских катакомб будем разбирать на следующем съезде=)
22:35:05Тоторо : спасибо)
22:35:15Тоторо : супер) мне очень понравилось)
22:35:19Аналитический_Хруст : ура
22:35:20Баст : отлично) очень интересно и будит мысль
22:35:24Баст : и зовет к поиску
22:35:27Баст : а также в Рим
22:35:31Баст : я же готка))
22:35:35Баст : люблю захоронения
Свидетельство о публикации №210032101460