Путешествие во времени

История всегда увлекательна и интересна. Но для тех, для кого она профессия – это большой и кропотливый труд, а для дилетантов - интереснейшее чтиво, поскольку по завязке и динамике развития сюжета превосходит самые захватывающие детективы. А ещё это познание самого себя через свою историю, через историю великих людей, целых народов и всего человечества. Каждый исторический фрагмент – это  важный кирпичик в фундаменте человеческого развития. Поэтому история не просто развлекательная литература, а средство интеллектуального развития личности, осознания ею своей роли и места в прогрессе человечества.

Приобщение к истории глубокий, внутренний процесс. Читая исторические трактаты, или работая с историческим материалом, невольно ловишь себя на мысли о том, что сама история постепенно входит в тебя, воспринимается как глубоко личное, сокровенное и задушевное. И постепенно ты уже не читаешь текст, ты с ним общаешься, ведёшь доверительную беседу. 

Такое ощущение приходит не сразу. Нужно влиться в процесс, войти в него душой и телом, представить как нечто своё, глубоко интимное.  А это происходит тогда, когда история предстаёт перед тобой не как нечто далёкое и отвлечённое, а близкое и понятное, трогающее душу и сердце.

Я всегда завидовал учёным историкам, за их способность одновременно жить в двух параллельных мирах настоящем и прошлом. Я понимал, что это не люди, а фантастические пришельцы неземного происхождения, поскольку нормальный человек обычно пребывает в одном измерении. А вот нормальный историк раздваивается. Оболочка его пребывает в современности, а душа и разум путешествуют во времени и пространстве.

Мне не раз приходилось замечать, что мои друзья, учёные историки, сидя у меня в гостях за  праздничным столом как то нереально пили вино и поглощали закуски и яства. Было заметно, что этот процесс происходил без участия их воли и сознания. Это больше напоминало заправку какой-то машины, или даже зарядку аккумулятора сотового телефона, но никак не присутствие человека за столом. Было понятно, что напротив меня сидят не люди, а лишь внешняя  оболочка таинственных исторические существ,  всё сознание и таинственная сущность которых находится не здесь, и не у меня за столом, а где то далеко-далеко, возможно на званом обеде у царицы Савской, или самой Клеопатры.

Судя по всему, я родился под счастливой звездой, поскольку мне всегда по жизни везло. Вот  и на этот раз тоже повезло. Довелось мне участвовать в конференции учёных историков и редактировать её материалы. Я с головой окунулся в материал. И иногда даже непроизвольно начинал ощущать, что я и сам чисто физически переношусь из настоящего в прошлое. Но ещё поразительнее было то, что  бродя где-то там по историческим закоулкам, я неожиданно встречался со своими друзьями учёными-историками Равшаном Назаровым, Валерием Германовым, Ренатом Шигабдиновым, Шухратом Мухамедовым, Маргаритой Филанович. Их присутствие в исторических лабиринтах было столь реальным, что я частенько прямо там, не возвращаясь в современность, подолгу общался с ними. Но особо тёплые задушевные отношения сложились у меня с Дилором Иноятовой. Она с головой влезла в историю хорезмских немцев и мне с трудом, буквально за руки, приходилось вытягивать её из прошлого в современность. Но я даже немножко горжусь этим, поскольку понимаю, что без моего участия, она так бы и осталась где в позапрошлом веке и историческая наука понесла бы невосполнимую утрату.

Мои путешествия во времени вместе с известными историками показали, что оставлять их надолго в прошлом нельзя. И тому есть пример, сами историки рассказывали, что был некогда среди них прекрасный учёный, изучал он эпоху Омара Хайяма и повадился его обеды и ужины посещать. Скоро они сдружились, Хайям за пиалой вина его во многие тайны посвящал. А тот всё записывал и прекрасные труды издавал. Да вот беда, ежедневное и неумеренное потребление древних напитков к хорошему не привело. Так он и остался в прошлом. Там и спился.  Новый друг его, конечно, в беде не бросил, оскопил и пристроил на работу евнухом в гарем. Но здесь талантливого учёного историка потеряли. Такие вот вещи, происходят, когда с историей неумело общаешься.

Поэтому, к редактированию материалов конференции историков, я  подошёл с особой ответственностью.  Дабы не застрять где-то в прошлом времени использовал классическую формулу, которой следуют все оракулы и прорицатели – что было, что есть, что будет, и чем сердце успокоится. Но я не прорицатель, да и книга не предсказание, поэтому, сначала идёт современный материал, о том, что было и что есть, а уж потом былое и думы.

Начальная часть для исторических гурманов не совсем интересна. Она написана в расчёте на более поздних читателей. Это фотография, или срез современности, а вот дальше диву даёшься, когда начинаешь открывать для себя то, что было в прошлом и уже основательно забыто. Словом книжка получилась увлекательная и с красивыми фотографиями в конце.  Речь в ней идёт о немцах, волею судеб оказавшихся в Узбекистане, об их роли и месте в общественной и научной жизни, о том, как они смогли органично влиться в новый для себя мир, как научились жить в мире и согласии с коренными народами Узбекистана, как научно обосновали, что Туркестан является колыбелью индогерманских народов. 


Рецензии
Виктор Арведович, "познание самого себя через историю" - очень существенное добавление к прочим познаниям, но всё это совершается для глубинного и сущностного проникновения в будущее. Поэтому чем глубже заглянешь в давнее, где формировался базис причинности, тем счастливее будешь в настоящем, а тем более - в будущем.
Благодарю за необыкновенное, увлекательное и интересное! Обязательно воспользуюсь приглашением.
Особая сердечное спасибо за рецензию!
С душевным теплом и уважением
Валера.

Валерий Буслов   24.01.2012 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.