Сюжеты жизни -2

               
                История 2
Есть у меня такое свойство: увлекаться чужой жизнью. Ну, всё у других нравится: как ведётся дом, как распределены обязанности, как тратятся деньги и всё такое. В общем, была я влюблена в эту семью.
Часто мы, бывая гостем в том или другом доме, сразу замечаем, кто в семье лидер, а кто – ведомый, кто целует, а кто – подставляет щёку, а у Ольги с Димой определить это было нельзя. Они как бы играли в пинг-понг: то подача на стороне мужа, то - жены. Ольга не относилась к женам, ревниво следящим, когда муж вернулся с работы, не задержался ли где ненароком, не выпил ли пивка или ещё чего. Да и Дима спокойно терпел Ольгины отлучки, если вспомнить, сколько часов мы провели с ней у меня на кухне в сигаретном дыму, будучи оппонентами, в разных политических дискуссиях эпохи под названием «перестройка».

Вообще-то «женские» темы мы с Ольгой обычно не обсуждали, но однажды как-то зашел разговор о служебных романах, и Ольга, посмеиваясь, сказала: «В Димке я уверена: уж очень он брезгливый». Ну, брезгливый, так брезгливый. Мне-то что.

История их женитьбы была вполне романтической. И в то же время драматической. Ольга училась на последнем курсе университета, жила в общаге на стипендию, подрабатывала где-то уборщицей, и была совершенно самостоятельным человеком, поскольку мама её к этому времени  умерла, а отца своего она и не помнила. Хотя секса в СССР не было, добрачные отношения практиковались, особенно в местах скопления молодежи, вроде общежития. И у Ольги бывали разные приключения, иногда даже серьезные. Девчонки в общаге частенько «залетали»: средств контрацепции не знали, да и существовали ли они в СССР (имею в виду для широкого круга)? Тогда кто-то  шел на аборт, а кто-то  – и замуж. А Ольга ни разу не беременела и уже думала, что с ней что-то не в порядке. И тут – Дима. Понравился. Чистенький такой, беленький. Но молодой. На 6 лет младше, хотя узнала она об этом факте, когда уже было поздно: она банально «залетела». Одна во всем свете, Ольга решила  рожать, а Диме и знать про это не надо. К тому же его вот-вот должны были призвать в армию. А через два года он и не вспомнит, что была какая-то девочка у него из студенческого общежития.

Распределение (тогда ещё было такое явление) Ольга получила в сельскую школу - там молодых специалистов обеспечивали жильем - и уехала устраиваться на работу. В декабре родила сына – это было такое счастье! Конечно, было нелегко одной справляться с ребенком - люди помогали. И вдруг неожиданно ей на голову сваливается  Дима. Оказывается, он через общих знакомых узнал про ребенка, каким-то образом сумел вырваться в отпуск и приехал за Ольгой - судьба!

Родители Димы (состоятельные и из каких-то там начальников) Ольгу не хотели. В их глазах она была проституткой, нищенкой, авантюристкой, поймавшей их сынка. Но сын всё равно женился, плюнув на несогласие родителей. И вот Ольга, пока муж не вернулся из армии, жила в их доме, полном к ней змеиной злобы и ненависти, особенно со стороны свекрови. Но было одно существо, которое её любило, жить без неё не могло: сын. И Ольга любила сына просто таки сумасшедшей любовью.

Когда я познакомилась с ними, они уже жили отдельно от родителей в прекрасной двухкомнатной квартире: с помощью отца Дима всегда был хорошо устроен. Всё у них было новенькое, с иголочки, дефицитное по тем временам, начиная с японского телевизора и заканчивая какой-то там хлебопечкой. В общем, бывать у них для меня, не понаслышке знакомой с нехваткой всего на свете, было удовольствием.

Подрастал и сын. Я замечала, что Ольга очень ревниво относилась к тому, как муж воспитывает ребенка. Она считала, что Дима не понимает характер сына,  старалась все конфликты решать сама, без участия мужа. Дима хотел ещё детей (дочку просил), но Ольга больше не рожала. Я думаю, из-за сына: боялась, что тот будет чувствовать себя обделенным что ли. Когда сын оканчивал школу, встала проблема, куда пойти учиться. Сам Максим никаких определенных желаний не имел, и было решено учить его на юриста.

Итак, сын учится в Петербурге, а Ольга изводится от разлуки с ним дома. У неё даже случился нервный срыв, парез, лежала в больнице – ну не могла она не знать каждую минуту, что с Максимом и как, и где. Ольга уговаривает Диму купить в Питере квартиру, переехать к сыну поближе. Какие-то деньги у них были, к тому же можно было продать их замечательную двушку в нашем городе и дачный участок, и гараж, и машину. И вот Дима едет в Петербург и в течение месяца-двух покупает однокомнатную квартиру за 12 тысяч долларов. Решается так: Ольга переезжает прямо сейчас, а Дима через год, потому что нужно ему закончить академию (он приобретал второе высшее образование) да и денег ещё неплохо подзаработать, чтобы из однокомнатной сделать нормальное для семьи жилье. «Вы же тут Димку не оставляйте в одиночестве», - напутствовала нас Ольга, уезжая в Питер.   

И вот прошел год, потом ещё год, и ещё, Дима всё жил один, а семья там, в Петербурге. Объяснялось тем, что за обучение Макса нужно платить приличные деньги, а здесь у Димы довольно высокая чиновничья должность в областной администрации и такая зарплата, какую не так просто будет иметь в чужом городе, без папиных знакомств. Конечно, каждый год летом Дима ездил к Ольге и сыну. А мы на Димин день рождения неизменно поднимали бокалы за, так сказать, воссоединение семьи. Но виделись мы теперь с ним очень редко. Ему всё было недосуг: как ни позвонишь с приглашением в гости, у него то стирка, то готовка. Хотя сам он всегда первый звонил с разными там поздравлениями на Новый год или на Восьмое марта. То есть мы как бы друзья по-прежнему, но вот насчет посидеть вместе – совсем времени нет. Я не  обижалась, понимая, что связующим звено нашей дружбы всё-таки являлась Ольга, а Диме я и ещё одна наша общая подруга не очень-то интересны.

Время между тем шло, у Максима появилась девушка, жить Ольге с молодой семьей в однокомнатной квартире невозможно – Дима покупает ещё одну квартиру в Питере, на этот раз для сына. Мы думали, что теперь-то уж он точно поедет к Ольге: и квартира есть, и сын женился, окончил вуз, стал самостоятельным.  Или пусть Ольга возвращается в наш город. Ведь нельзя же так долго жить раздельно! И ещё все мы, бывшие друзья, спрашивали друг друга: может, у Димы появилась женщина? Но никто ни о чем подобном не слышал, ни в чем не мог Диму упрекнуть. Дима был почти святой: надо же, столько лет ради  семьи терпит одиночество, живет бирюком, никуда не ходит!

Была я в гостях у Ольги в Питере. Зашел разговор и об этом ненормальном положении.  «Я его сколько раз просила: приезжай! Ну, чего у нас нет? А работу и здесь найти можно», -  говорила мне Ольга. «Ты понимаешь, что мужчина не может жить один годами? А если он найдет себе утешительницу?» - говорила я. «Ну, если он мыслит нижним отделом своего организма, если ему наплевать на нас,  что я смогу сделать? Но я ему сказала, если он сделает что-то против меня и Максима, ему же первому будет плохо».
И снова потекли годы. Уже родился у Максима ребенок, Дима ездил смотреть внука и невестку, летом они с Ольгой вместе отдыхали то в Крыму, то под Одессой. В общем, все мы привыкли к такой их жизни. Значит, такое положение устраивает их вполне. Потому что я, например, не могла бы три-четыре, а потом и шесть-семь лет жить отдельно от мужа.

И вдруг – гром среди ясного неба: одна наша общая знакомая, находясь в онкологическом диспансере на обследовании, встретила там Диму! У Димы – то самое. Желудок. Тут мы, конечно, все стали осуждать Ольгу: вот что значит нерегулярное питание и отсутствие  женского внимания, наплевательское отношение большинства наших мужчин к своему здоровью, а вот если бы жена была рядом, то…  Ну, думали мы, теперь-то либо Ольга сюда, либо Дима – в Питер. Но всё осталось по-прежнему. Дима ездил на операцию в Москву, потом долго «химичился» у нас, потом ездил снова в Москву на обследование, а когда я разговаривала с Ольгой по телефону, она не раз повторяла, что Дима не хочет, чтобы она срывалась с работы, всё бросала и приезжала сюда. А Дима, несмотря на свою болезнь, всё ещё продолжал работать, получал какие-то деньги и… строил ещё одну квартиру в Санкт-Петербурге.  «Один взнос остался», - сказал он мне весной. Летом он снова поехал к жене и сыну, снова лежал в больнице, снова подвергался «химии». Мы даже не знали, что осенью он вернулся домой, - никому не звонил, а мы думали, что он там, в Питере. И вдруг звонок Ольги: не могу, говорит, ничего понять, что там с Димой, пойдите узнайте.

Но уже было поздно. Он умер, ушел именно в тот день, когда мы пришли к нему. Дверь нам открыл Димин отец, и уже при входе в квартиру мы увидели завешанное зеркало… Ему только-только исполнилось 50 лет.

Но на этом история Ольги и Димы не закончилась. После его смерти открылась та тайна,  которая в общем-то многое объяснила. Оказалось, что у него таки была подруга, и не просто подруга, а мать его уже шестилетней (!) дочери! Серега (наш общий друг) буквально плакал перед Ольгой и говорил: «Нет, ты подумай, я ему всю душу открывал, он обо всех моих девках знал, а он? Хоть бы намекнул когда!» Ольга была убита: «Я себя виноватой сколько лет чувствовала! Какая я дрянь, все так думали! Он же каждый год приезжал, мне мужем был, спал со мной! Деньги никакие ни мне, ни сыну уже лет пять не присылал, думала, на квартиру уходят. А вот посмотри, Димина  расчётка с работы: с его зарплатой можно было за год квартиру построить».

Ольга порывалась увидеться с Диминой «женой-подругой», но та не хотела: «А зачем? Я и так всё про вас знаю».  «А я вот в худшем положении: ничего про вас не знаю», - отвечала Ольга.
 
Много лет знаю я Ольгу и никогда ещё не видела её до такой степени убитой, растоптанной, с совершенно расстроенной психикой. «Нет, ты посмотри, - говорила она, показывая мне свои письма к Диме (он их хранил), - вот я отчитываюсь за каждую копейку перед ним, даже предлагаю свою помощь ему, бедненькому, а у него зарплата была почти двести тысяч в месяц!» или «Разве я бы помешала ему, если бы он сказал, что у него есть любимая женщина? Неужели я бы стала доедать откусанный ломоть? Ну почему он не сказал? Почему? Да, я знаю, почему: он не смог бы пережить, что его высокоморальный и порядочный образ в глазах людей станет обычным, как у всех! Это и довело его до смерти!»

Видеть  и слышать всё это было невыносимо. А приходя от Ольги домой, я  никак не могла отделаться от вопроса: «Кто виноват?» Думаю, что половина (скорей всего мужская) скажет: Ольга. Зачем бросила мужа? А  другая  половина посчитает виноватым Диму: зачем не признался в новой «любви», не порвал старые
отношения?  Мне  кажется,  что он, безусловно, испытывал колоссальное раздвоение: на одних весах молодость, сын, какие-то жизненные планы, двадцать лет совместной жизни, умная интеллигентная жена, родители, любящие внука; а на этих  - добрая мягкая баба, родившая ему дочку (уж не знаю, с его ли ведома или сама приняла такое решение, как когда-то Ольга), утешавшая его в годы одиночества, любящая его (не то что жена, которая предпочла сына). И он наверняка мучался, не мог ни на что решится.  А если факт длительного и сильного стресса является пусковым механизмом в возникновении и развитии смертельной болезни, то всё становится ясным.

И мне хочется воскликнуть: люди, что же вы делаете из своей жизни? Зачем так живете? И в конечном счете получаете то, заслуживаете: ведь Он всё видит!
                (продолжение следует)


Рецензии
Да, интересная история и грустная. ... Наверное, стресс у мужчины спровоцировал рак. На две семьи ведь тоже очень трудно жить.

Спасибо, Женя.

Февралина   03.07.2010 20:36     Заявить о нарушении
Я тоже не сомневаюсь, что именно стресс явился причиной страшной болезни. Примеров этого, думаю, можно привести достаточно. Но когда такое страшное происходит с близкими и родными тебе людьми - это очень тяжело и грустно.
И вам спасибо, Ирина.
С теплом и уважением,

Евгения Владимирова   04.07.2010 05:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.