Дайте псу плохое имя и можете его утопить

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТА ПО ПОВОДУ НЕКОТОРЫХ НАЗВАНИЙ

 

Время переломов и перемен обостряет чувствительность большей части людей. Обращается внимание на то, мимо чего раньше проходили, не замечая. Переосмысливаются подзабытые раздумья и наблюдения мыслителей прошлого. Основываются подходы к будущим открытиям.

Немалый интерес в последние годы многие люди проявляют к именам, удивляясь, насколько часто выбор имени влияет не только на характер, но и на судьбу. Широкой популярностью пользуется вновь открытая работа выдающегося русского философа Павла Флоренского об именах. Тема эта далеко не исчерпана, хотя мыслители прошлого оставили много интересного. Но сегодня мы поговорим о именах несколько других, а именно о названиях продуктов и торговых марок.

 

Вряд ли у читателя появится опровержение утверждения о том, что выбор названия продукта должен ис­ключать элемент случайности. Это настолько очевидно, что останавливаться на этом не стоит. Однако у автора достаточно личного опыта контактов с людьми, которые подходили к проблеме поиска и выбора названий по-любительски. Можно только догадываться, что в результате такого любительства получается.

Чаще всего, выбирая названия, люди в Украине полагаются на здравый смысл. Но при этом, к сожалению, они не рефлексируют по поводу собственных установок, стереотипов , симпатий и проецируют их на других людей, наивно полагая, что думают и воспринимают так, как они, большинство населения либо те потребители, для которых выводится на рынок продукт под разработанным на основании«здравого смысла» названием. Непрофессиональный подход при выводе на рынок нового названия характеризируется, с одной стороны, полным отсутствием предварительной исследовательской фазы, с другой стороны, ограничением лишь проверкой реакции целевой группы на новое название методом фокус-групп. Такое ограничение может привести к тому, что не будут учтены подсознательные реакции людей на то или иное название.

Целью этой статьи является ознакомление широкой рекламной общественности с малоиспользуемыми методами тестирования новых названий. Речь идет в первую очередь о компьютерном фоносемантическом анализе, анализе звукоцветовых соотношений, этимологической и социолингвистической экспертизе.

Итак, начнем с компьютерного фоносемантического анализа, разработанного на основе теории о том, что звуковая форма слова влияет на восприятие слушателя или читателя, несет дополнительную смысловую составляующую, формирующую отношение к слову на подсознательном уровне. В результате проведенных экспериментов выяснилось, как тот или иной звук оценивается носителями языка по перечисленным ниже признакам (см. Таблицу 1)

 

Просмотренная Вами только что таблица представляет собой не что иное, как опросный лист, по которому звуки украинского языка оценивались респондентами по пятибалльной шкале по двадцати семи признакам. Имея выборку, равную пяти тысячам респондентов, репрезентирующих все регионы Украины, мы смогли составить таблицы оценок звуков украинского языка в числовом выражении. Имея таблицы частотности звуков, теперь можно при помощи компьютерной программы получить фоносемантический анализ слова. При этом равные значимости лежат в границах от 0.0 до 2.5 и от 3.5 до 5.0. Это значит, что если по шкале светлый - темный слово получило оценку 3.7, то это слово имеет значимый показатель «темный». Слово с числовым выражением того же показателя 4.7 воспринимается значительно более «темным». Показатели с числовым выражением, лежащим в границах (2.5, 3.5), во внимание не принимаются.

 

Вашему вниманию предлагается фоносемантический анализ слова МЛАСКА, которое предлагалось как один из вариантов названия молочного продукта. Итак, компьютер выдал такое «видение» этого слова:

 

Холодное - 3.57

Медленное - 3.51

Мужественное - 3.50

Большое - 2.49

Хорошее - 2.40

Могучее - 2.39

 

Полагаю, получив такие характеристики данного слова, заказчик может путем недолгих размышлений решить, пускать ли данное название в свет или поискать другое.

Анализ звукоцветовых соотношений является еще одним полезным, на наш взгляд, инструментом, помогающим, с одной стороны, решать, коррелирует ли название данного продукта со свойственным ему цветом, с другой стороны, он может быть отправной точкой при разработке дизайна упаковки.

Звуковые соотношения основаны на явлении синестезии, которое состоит в том, что ощущение одной модальности оценивается и описывается в категориях другой сенсорной системы (бархатный голос, кислая физиономия, тоска зеленая и т.п.). Экспериментально установлено, что гласные и сонорные звуки «окрашиваются» на подсознательном уровне в определенный цвет. Ниже дан фрагмент таблицы соотношений звукобукв и цвета. Следует заметить, что ощущение «цвета» усиливается, если звукобукванаходится в ударной позиции.

 

Таблица 2.

 
А
Густо-красный

О
Белый или золотистый

Э
Зеленый

И
Синий

Ы
Темно-коричневый


 

Согласные звуки не имеют экспериментально установленных звукоцветовых соотношений.

 

Используя данные Таблицы 2, проанализируем слово МЛАСКА по звукоцветовым соотношениям. В этом слове имеем два гласных звука А и два сонорных М и Л. Спектральный состав слова МЛАСКА такой: [ультрамарин, голубой и две красные полоски]. Вряд ли такой цветовой «расклад» совпадает со стереотипными представлениями потребителя о молочных продуктах.

В качестве другого объекта анализа давайте проанализируем такое произвольное название молочного продукта, как ЛІНОЛІНА Слово уникальное, поскольку не содержит ни единого нейтрального по отношению к цвету звука.

           ЛI НОЛ I НА

     Голубой-синий-синезелёны-,белый-голубой-синий-сине-зелёный- красный

 

    Читатель может сам решить, подходит ли спектральный состав этого слова для названия молочного продукта.

    И в заключение молочной темы Вашему вниманию предлагается слово МОЛОКО:

       м о л о к о

        синий-белый-голубой-белый-белый

 

Анализируя слово в фоносемантическом и звукоцветовом аспектах, что является скорее манифестацией не­осознанных отношений к слову, не будем забывать об ассоциациях, по рождаемых тем или иным словом, которые мы оцениваем целиком сознательно. При этом ассоциации могут по рождаться как целым словам, так и его фрагментами. Интересным для анализа может быть уже знакомое нам слово МЛАСКА. Вероятно, автор этого «неологизма» не догадывался, что когда-то в украинском языке был звукоподражательный глагол мласкать - чмокать, хлюпать. В современном украинском языке есть малораспространенное слово мласкавець, являющееся названием растения «валерианеллы». Поскольку неблагозвучные слова часто отмирают в украинском языке, то такой беглый этимологический экскурс должен был бы авторов слова «мласка» насторожить...

Идя далее, обратим внимание на четкое разделение данного слова на два слога МЛА и СКА. В данном слу­чае имеем слог, являющийся словом С четким значением: «мла» - «темнота, туман, марево». Надежда автора слова на то, что слово МЛАСКА будет ассоциироваться с молочной (М) «лаской» является, скорее всего, напрасной. Кроме того, следует остеречь авторов подобных слов от произвольного обращения с украинскими звуками. Украинский язык недаром является одним из наиболее благозвучных в семье индоевропейских языков, поэтому важно соблюдать присущее этому языку чередование звуков и стараться избегать немногочисленных трудных для произношения звукосочетаний. В данном слове таким звукосочетанием является [мл] - два подряд сонорных звука, явление необычайно редкое и неблагозвучное.

 

Взаключение этой несколько хаотичной статьи хотелось бы предостеречь внимательных читателей от механи­ческого применения информации о звуко-цветовых соотношениях на практике. Дело в том, что за названиями цветов кроются совершенно конкретные номера PANTONE. И раскрыть этот своеобразный шифр, поверьте, не так-то просто. А без шифра замочек этих соотношений не открывается. Авторское право на информацию я по понятным соображениям пока что удерживаю у себя... На этом - до встречи.


Рецензии
Никогда не думала, что буквы как-то соотносятся с цветом. Интересное исследование.
С теплом

Любовь Павлова 3   25.02.2015 16:13     Заявить о нарушении
Да Журавлев установил такое соответствие

Валентин Лученко   25.02.2015 21:08   Заявить о нарушении
Вот почему мы любим молоко в бело-голубых упаковках.

Любовь Павлова 3   26.02.2015 08:37   Заявить о нарушении
И многое другое :-)

Валентин Лученко   26.02.2015 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.