Судьба поэта Павла Тычины

   Так уж в украинской литературе сложилось, что после гениальных поэтов Тараса Шевченко и Леси Украинки никто из дореволюционных и послереволюционных поэтов не смог хотя бы немного приблизиться к их уровню. В советское время на Украине считались официально  крупнейшими поэтами Павло Тычина и Максим Рыльский, а неофициально  - Владимир Сосюра. Сосюра был глубочайшим лириком и настоящим патриотом Украины («Люби Украину, люби Украину, да как же ее не любить!»), за что неоднократно обвинялся партийной критикой в национализме и от возможных преследований укрывался в больнице имени Павлова(психиатрической). Максим Рыльский в 1930 году подвергался аресту по той же причине и перешел к сочинению философских стихов, переводам и работам по фольклористике.
   В отличие от них Павло Тычина был признан одним из столпов украинской литературы. Поэт-академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, депутат Верховных Советов СССР и УССР, он сразу же после войны занимал пост министра образования, а затем Председателя Верховного Совета УССР. Уже в зрелом возрасте, с конца 20-х годов он писал стихи и поэмы, полные парадного оптимизма и верноподданнических чувств, но очень далеких от настоящей поэзии. Одни только названия сборников его стихов говорили сами за себя: «Партия ведет», «Коммунизма дали видны», «Чувство единой семьи» и тому подобные. Тычина был также автором гимна Украины, гимна, очень похожего на михалковский. О качестве его стихов тех лет достаточно наглядно свидетельствуют хотя бы такие строки: «Зелен сад-виноград, славне мисто Ленинград. А яки твои слова про Сергия Кирова»(с ударением,ради рифмы, на третьем слоге) или «Люба сестронька, милий братику, попрацюемо на Хрещатику. Попрацюемо, попрацюемо – своих нижок, рук не пошкодуемо». И эти стихи помещались в учебники для средней школы и дети должны были их учить. А ведь начинал Павло Тычина как тонкий, проникновенный лирик. Стихам его были присущи музыкальность(многие стали песнями), разнообразие поэтических приемов, близость к традициям украинского народного творчества. И сборники стихов его 1918-1920 годов имели более поэтичное название: «Солнечные кларнеты», «Плуг». Что же случилось с  полным сил талантливым поэтом, почему произошел такой резкий перелом в его  мироощущении и поэтическом мастерстве. Оказалось(и это долгое время скрывалось) вся причина была в его политических взглядах в послереволюционные годы. Молодой, 26-летний поэт Павло Тычина радостно приветствовал революцию, но революцию именно национальную, украинскую. В состоянии эйфории от провозглашения Центральной Радой универсала о независимости Украины он пишет стихотворение «Золотой гомон». В нем он видит свою республику независимым, суверенным государством: «Не будет больше господина в свободной Украине». Позже, в стихотворении «Кто же так над тобой насмехаться посмел» он гневно осуждает кровавую, грабительскую гражданскую войну, когда «курки спустили в мать и отца» и «брат на брата». Он разоблачает лживость обещаний новой, советской власти о построении светлого коммунистического общества: «Сказали люди:довольно нас обманывать». В одном из стихов тех лет Тычина первым в украинской литературе назвал Ленина «антихристом». Но самое большое, с точки зрения коммунистической морали, преступление он совершил, написав стихотворение «Памяти тридцати». Оно было посвящено киевским юношам ,погибшим в бою с красными при защите Киева. Все дело было в том, что Советская власть не очень была обрадована созданием независимого украинского государства и уже в декабре 1917 года начала борьбу против Центральной Рады. Украинской армии, как таковой, тогда еще не существовало  и поэтому направленные руководством России вооруженные отряды беспрепятственно захватывали один за другим украинские города. Сопротивление они встретили лишь 27 января 1918 года на узловой станции Круты, что под Нежиным. Туда из Киева выступили 300 юношей 16-20 лет, курсанты Первой юношеской школы, студенты и гимназисты. Против них были тысячи солдат-фронтовиков и матросов. Бой был неравный, но он длился в течение трех дней и отдалил на некоторое время захват красными Киева. Но 29 января погиб последний из юных героев, Киев был захвачен, но ненадолго. Уже в марте  Киев освободили войска Директории и Симона Петлюры. И тогда начали искать тела погибших. Удалось найти только тридцать искалеченных тел. Их похоронили с почестями на Аскольдовой могиле(в 1991 году, после распада СССР  на этом месте был поставлен им памятник в виде большого креста). После похорон этих ребят Тычина и написал свой стих «Памяти тридцати»: « На Аскольдовiй могилi поховали iх – тридцять мучнiв-украiнцiв, славних, молодих». За эти стихи Тычина был обвинен в украинском буржуазном национализме. Когда Советская власть окончательно укрепилась на Украине, начались репрессии за свободолюбивые порывы ее народа. Основной удар пришелся, как обычно, по интеллигенции и,  прежде всего, по творческой. С 1926 года бесследно исчезло 200 украинских поэтов и писателей( кого расстреляли, кого – в тюрьму, а кто сам покончил жизнь  самоубийством). И, чтобы спастись от этих репрессий, многие писатели  стали писать под диктовку властей, превратив себя в послушное и часто довольно примитивное орудие коммунистической пропаганды. И среди них капитулировал и талантливый поэт Павло Тычина. Как горько и метко написал известный в те времена украинский поэт и прозаик Евгений Маланюк, «От кларнета твоего окрашенная дудка осталась». Так что Павла Тычину можно с полным правом считать 201 погибшим украинским писателем.
   Но все же, все же до конца убить свободолюбивую натуру поэта не удалось. В 1959 году,    будучи уже 6 лет Председателем Верховного Совета УССР, он добровольно ушел с этого поста – в знак протеста против притеснения в республике украинского языка. В том же году Тычина демонстративно не явился на заседание Союза советских писателей в Москве, на котором рассматривали «дело Бориса Пастернака». В период борьбы с космополитизмом, когда многих писателей с «неарийской кровью» просто не печатали, Тычина, как и некоторые другие украинские писатели(Рыльский, Бажан) фактически содержали их семьи. Тепло вспоминают о Тычине и бывшие в то время начинающими поэты, в основном, студенты Киевского университета, где Павло Григорович был профессором. Очень часто он того или иного студента приглашал к себе домой, беседовал с ним, разбирал его стихи. И обязательно накормив, вручал ему какую-то сумму денег. А на их смущенные отказы неизменно отвечал: «Когда у Вас выйдет книга стихов, тогда и отдадите».
   Да, можно убить в человеке поэта, но человеческое начало в нем все равно убить невозможно.


Рецензии
В том поколении еще оставались люди, хотя и подернутые тленом, теперь и таких нет

Нина Тур   10.05.2010 18:18     Заявить о нарушении
А теперь "Н.м." возглавляет его б. завхоз и б. курьер. Все решают не должности, а личности. Это я о Твардовском хочу добавить. Спасибо за прекрасные статьи!

Нина Тур   10.05.2010 19:14   Заявить о нарушении
Да,Нина, теперь правят бал "шестерки",возомнившие себя "тузами".
Спасибо за прочтение моих статей и отклик.

Аркадий Белкин   11.05.2010 01:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.