Символика луны в украшениях

               
               Профессия ювелира была довольно популярной на востоке.
          Сохранилась даже фамилия Заргар,что в переводе с таджикского- ювелир.
И если не все украшения,которые изготавливали бухарские ювелиры,были предназначены для бухарских женщин и отражали  их эстетику,символику и семантику изделий, тем не менее изготавливая на заказ ювелирные изделия бухарских мастеров имели тот своеобразный стиль,который отличал их от работ  других мастеров.


     На востоке мотив луны прежде всего присутствует в украшениях невест. Ещё раз пристально вглядываясь в диадему из Бухары становится очевидным прежде всего  стилизованные изображения  Трёх лягушек (Число три -наиболее значимое во многих мифологических системах ,идеальная модель любого динамического процесса,предполагающего возникновение,развитие и упадок,реализуюшаяся в частности, в вертикальной структуре вселенной .)

Обычно лягушка тесно связана с водой, в частности с дождём. Её считают лунным «животным» ,связанным с женским символом Инь по китайской философии. В Японии символ лягушки это своеобразное пожелание удачи. По индийской мифологии на  огромной лягушке держится мир. И конечно же это символ плодородия – Мать Земля.

Так и в Месопотамии это был прежде всего символ плодородия. В Египте богиня с головой лягущки помогала при родах, олицетворяла долгую жизнь и бессмертие,а также считалась символом благополучия, изобилия. Лягушка была также символом воскресения.


  В диадеме ,бухарского мастера, массивная лягушка в центре и две по краям,в сочетании с образом птицы (  фазан и змея взаимозаменяемы с лягушкой). Последняя по иранской     мифологии отождествлялась с высшей мудростью,огнём,солнцем. В индоиранской мифологии птица,особенно водоплавающая олицетворение и спутница богини-матери,связана с водной стихией. В ритаульном плане изображения пары птиц символизировало плодородие,благополучие ,богатство, а пара уток в фольклоре многих народов –знак супружеской любви

 Нижняя подвеска  диадемы также стилизованное изображение «лунного животного».
 Символом плодородия,счастья и благополучия считалось изображение дерева с птичками. В одном из гимнов Авесты упоминается священное дерево, на котором собраны семена всех растений мира.

 Птицы,сидящие на дереве,обдирают ветви,другие собирают опавшие семена и несут их на небо,откуда они падают с дождём на землю и произрастают новые растения.

Дерево с птицами на парадных головных уборах знати  евразийских степей неизменно воспроизводилось на протяжении с У в до н.э. по У в. Характер изображений на парадном облачении  и корона бактрийки (Тилля-тепе,У1 погребение) позволяют в ней видеть не просто знатную женщину, а царицу правящего рода- выступавшую земной властительницей, богиней плодородия,  что и символизировало древо жизни на её короне. Сюжет древа жизни с предстоящими животными был особенно популярен в начале 1 тыс.до н.э. – в эпоху  расселения ираноязычных племён Северного Ирана,оказавшего определённое воздействие на формирование скифского изобразительного творчества. 
 
 Дерево с птицами помещалось на парадном головном уборе скифских царей и особенно цариц,ассоциировалось с богиней плодородия и выражало идею возрождения жизни.

Исследователями мифологии установлено ,что образ дерева в изобразительном искусстве передаёт  содержание основного космогонического мифа,согласно которому, в центре мира на вершине три сферы мироздания – корни- подземный мир; ствол – поверхность земли- мир людей и зверей; вершина – небо – мир богов. Иногда 4 стороны света маркируются 4-мя деревьями,растущими по 4 сторонам от мирового дерева, возвышающегося на вершине.

В китайской натурфилософии,оказавшей влияние на учение  в Центральной Азии – дерево выступает как один из 5-ти первоэлементов- дерево,огонь,земля,металл,вода. Сами же эти элементы были образованы из хаоса в процессе взаимодействия двух полюсов – инь,янь (кит.)

   Во многих штатах Индии и сегодня в свадебном уборе девушек можно увидеть изображение полумесяца или лунного диска.Луна символизирует здесь плодородие,чистоту,непорочнтость.

 Уже в детстве среди первых серёг,которые отец дарил дочери,были и серьги в форме полумесяца. Это своего рода пожелание в будущем большого потомства. Не случайно и то,что такие украшения чаще всего выполнялись из серебра, этот драгоценный металл издавна связывался с Луной.

  Форма украшения, его цвет ,орнамент –своебразный язык. Познавая его мы знакомимся с изменившимися в течении веков обрядами,верованиями,культурой .

   Известно,что первые украшения выполнялись из камня,костей животных,дерева.
С совершенствованием обработки металлов появились и ювелирные изделия из золота или серебра. Обилие серёг,височных подвесок,нашейных обручей в форме полумесяца указывает на особое отношение отношение человека к небесному светилу. Тесное общение древних с природой ,взаимоотношения разных народов,их верования и обряды нашли своё отражение  в узорах и орнаментах ювелирных украшений. Так у древних китайцев круг- символ неба,бесконечности, а солнце и луна обозначали Восток и Запад.

   Поклонение солнцу и луне занимало огромное место в системе древних религиозных верований. Известны каменные постройки бронзового века, которые учёные расматривают как храмы солнца. Существуют  и храмы ,посвящённые Луне. В Месопотамии сохранилась фреска с изображением бога Луны,относящаяся к 2017-1750 годам до н.э. Об особых свойствах небесных светил рассказывают священные книги Авесты,восходящие к первой половине 1 тыс. до н.э. В языческих религиях  солнце и месяц почитались как божественные покровители брака- месяц жениха ,солнце –невесты. В сознании древних взаимоотношения людей переносились на силы природы, небо и землю.

  Крест,позднее ставший эмблемой  христианства , в древности символизировал солнце. Сочетание креста с полумесяцем обозначало супружеские узы- как постоянно следуют друг за другом светила на небе, неразлучны как любимые на земле. Считалось,что луна и солнце карают всякое зло.

  Отголоски древних представлений ,связанных с поклонением небесным  светилам,верой  в их очищающую силу, дошли и до наших дней.


Рецензии