Волки Глава 32


        К осени 1994 года из 150 миллионов жителей России всего полтора миллиона человек в Чечне. Один процент. Не думаю, что даже десять процентов знали о том, где находится Чечня, что собой представляет чеченский народ,  какими проблемами республика живет. Если первую военную кампанию назвали антитеррористической, и длилась она чуть меньше двух лет, то вторую окрестили контртеррористической, и она украла у нас десять лет жизни. Как не парадоксально, не только слово "жизнь" - женского рода, но и « смерть» и «война». Говорят, у войны не женское лицо. А вот я с вами поспорю. Обе чеченские кампании оказались с женскими лицами. Все тяготы войны взяли на себя хрупкие плечи чеченских женщин. Поверьте, наши женщины -такие же милые хрупкие создания, нуждающиеся в нежности и ласке, любви и заботе. Но нас бросили на алтарь войны. Женщины пытались спрятать своих детей, стариков и мужчин от казни без суда и следствия, от шальных пуль и минометного обстрела. От гула самолетов, грохота канонады, душераздирающего плача из соседнего двора, голода и холода. В перерывах между молитвами, они топили снег и замешивали на дистиллированной воде кукурузную муку, чтобы испечь на поверхности буржуйки, которую нашли на свалке в лощине у реки, чурек. Они прятали домашних животных под одеялом, потому что те боялись смерти не меньше людей. Убаюкивали детей, обещая им новый день, не зная, кто и когда найдет нас под руинами дома. Ртом отсасывали гной из ран пострадавших в результате осколочных ранений и ожогов. Готовы были вцепиться в горло любого военного преступника, который пытался забрать у них мужей, братьев и сыновей. Несмотря на горячий свинец трассирующих пуль, положившись на Всевышнего, выходили в поисках тех, кто потерялся на дорогах войны. Собирали цветной металл от использованных снарядов, везли его в соседний Дагестан, чтобы купить малышу тетрадь и ручку, азбуку и портфель, и с тревогой ждать, что сегодня не будут бомбить школу, куда ушел ребенок. По весне разбрасывали зерна кукурузы и ждали первые ростки. Радовались ежу и белке, которые переселились поближе к нам. Варили картошку в мундире, чтобы не было отходов и мочили хлеб в соленном растворе сыворотки, отдавая творог и сметану старикам, чтобы у них еще оставалась сила, радовать нас смущенными улыбками. И это только малая толика  того, что нам пришлось пережить, потому что кто-то вошел в сговор с дьяволом и устроил пир на нашей священной земле. Сегодня никто не упоминает имен рано овдовевших молодых женщин, которые остались с детьми на руках без средств существования и крыши над головой. Физически раненные, с искалеченной душой они цеплялись за берег жизни и не дали пучине жестокости и смрада унести себя на дно общества. Мы стыдливо молчим об изнасилованных военными преступниками не только молодых, но и малолетних.Не принято у чеченце это публично обсуждать. И нет оправдания и срока давности этим преступлениям. К проблеме чеченской женщины, сумевшей выжить в суровых условиях действительности мы еще вернемся и поставим не один памятник их чести и доблести, мужеству и отваге, милосердию и состраданию. Моние протягивали кусок хлеба голодным новобранцам великой Российской армии, детям простых смертных, которых бросили в топку войны. Их жалели, как и собственных детей, и порой приходилось прятать дезертировавших в канализационных люках от зверств контрактников. История моего народа густо обагрена кровью предков в войнах за свою территорию. Но нет ни одного свидетельства, что мы претендовали на пядь чужой земли.
      Наши женщины оставили след в истории человечества со времен амазонок.
      Заглянем в историю предков. Не только мужчина, но и женщина воспитывалась защитницей родной земли. Как только девочка оповещала этот мир криком о своем приходе, то с добровольного согласия родителей ее посвящали в амазонки, которая должна  уметь натягивать тетиву, сплетенную из сухожилий дикого зверя, прицеливаться и стрелять из лука правой рукой, ловко владеть мечом, копьем, дротиком и вести боевой конь. Правая грудь не должна мешать руке. После тщательного осмотра знахарем-целителем ц1у, определялась степень здоровья малышки. Через две недели тот же врач прижигал правую грудь новорожденной нагретой медной, серебряной или золотой пластиной, в результате чего правая грудь не развивалась, а передавала всю свою силу и щедрость левой. Щит для прикрытия правой груди девушки-амазонки из обработанной кожи зубра заменили металлическим, как только человечество узнало бронзу, медь, железо. Кольчуга же, прародитель современного бронежилета, была известна со времен лука и стрелы. Умелая мастерица-защитница земли вайнахов, владеющая щитом, мечом и луком получала от имени всего народа золотой щит и воинское титул - звание Зарговза, что дословно означает: зарг -боевой щит, говза - умелая. Девушкам-защитницам родной земли, отличившимся в военном деле, в боях и сражениях с внешним врагом, присуждалось высокое звание Мехкарий (в современном чеченском языке употребляется во множественном числе и переводится как "девушки"). В основе значения этого термина лежат два составляющих: Мохк - страна, земля и Ари(Арес - бог войны у далеких предков вайнахов: сарматов, древних греков, скифов). В национальном женском костюме чеченки сохранились элементы украшения амазонок: нагрудные украшения праздничного убранства- г1абали. Они представляют собой застежки из металла от шеи до пояса и называются туьйдаргаш. В костюме амазонки они служили связующим звеном защитного комплекса т1арч-щита, которым прикрывали грудь для защиты от удара оружия противника. Только в сражениях с чужеземными захватчиками применялись отравленные змеиным ядом наконечники боевых стрел, пики, копья. По сей день по отношению к внутреннему врагу или кому-либо из соседнего племени строжайше запрещается колотая или отравленная рана из-за трудной заживаемости. Стойкость, крепость духа, готовность защитить свою семью, родную землю, дом - защитное оружие моего народа. И воспитываем мы своих детей, равно дочерей, как и сыновей, надежными и верными защитниками, пользующимися уважением не только в своем обществе, но и высоким мнением как друзей, так и врагов. Наш менталитет не признает отверженных. Перед лицом любой угрозы мы не имеем право отступать, уклоняться от ударов судьбы. Чеченцы не показывают спину и сами не стреляют в спину. И еще. Думаю, что это самое важное. Чеченцы - воины, но защитники. Этническое название "чечен, чеченец" исходит из древнего языка санскрит. Впервые русское название "чечен" использовано в договоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. "Чечен", "шашан", "сасан" означает "дипломат, красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложное дело без применения оружия". Любые спорные вопросы мы пытаемся разрешить мирным обсуждением. На насилие и жестокость вынуждены отвечать защитой, даже ценой собственной жизни. Все это - удивительная история и прошлое моего народа, которое пытаются скрыть под разными предлогами. Но память жива, и мы передаем свои знания будущему поколению. Я жил в совсем другое время,. Вернулся  в отчий край после вынужденной долгой разлуки с Родиной.
У меня нет ностальгии по Советскому Союзу, хотя помню прекрасный цветущий город-сад, улыбающиеся лица прохожих, свои маленькие победы на жизненном пути.
Семья, Работа, дом. Дочь преподаёт английский язык в университете, а сын - -заслуженный юрист.
Вернувшись из ссылки, нам не разрешили поселиться в горном районе. Купили жилье на окраине Грозного и со временем построились. У меня дружная семья, любимые внуки, прекрасные соседи
   Долгими зимними ночами Эракх рассказывал  о мироустройстве,  истории нахов, ценностях человеческой жизни. Даже сказки. Великолепный рассказчик, добрый заботливый отец.
      Амин далек от политики
- Государство строят умом, - любил повторять он.
В марте месяце 1995 года вернулись домой, успев за это время похоронить родственника, который  погиб, выходя беженцем из осажденного города.
       Страшным оказался день окончания священного месяца Рамазан. В поселке практически не сталось людей, чтобы навестить их и поздравить.
       Военные часто заезжали в поселок с просьбой обменять горюче-смазочные материалы на домашний хлеб, сигареты, а порой просто перекинуться парой слов о мирской суете. С помощью этих же военных пришлось похоронить Семена который встретил свою смерть на диване в нашем доме.
         Первая война завершилась также внезапно, как и началась.  Какие цели она преследовала, так никто и не понял. Ни в России, ни в Чечне.  Те, кто делал на этом деньги, наверное, так никогда и не узнают цену жизни простого человека.
Хасавюртовский договор не стал панацеей от внутренних проблем Чечни. Растерянный, разоренный Грозный пытался встать на ноги. Период между двумя кампаниями оказался очень тяжелым, как в моральном, так и в материально-экономическом плане.
 Бандиты всех мастей стали гнездиться в разных уголках республики. Вооруженные формирования, которые не подчинялись никому, пытались растащить то, что еще осталось. http://proza.ru/2013/01/14/91


Рецензии
Я плачу.Ваше имя - это имя,к сожалению, той проклятой, что увела у меня и у моих пятерых братьев отца.Я тоже любила отца больше жизни.А он оказался слаб.И умер непрощенный мной.
Завидую Вам белой завистью, что у Вас был достойный отец.Жалею Ваш многострадальный народ.Верю, что когда-нибудь закончится эта война, навязанная Вашему народу, и справедливость восторжествует.Мир Вашему дому и Вашей священной земле.

Асна Сатанаева   28.08.2010 21:22     Заявить о нарушении
Аллах Милостив и Всепрощающий. Мы. люди, не можем брать на себя больше, чем он. Простите своего покойного отца. Мы не должны судить родителей.
Отец- это самое святое, что дает Всевышний.
Мира и добра Вам от Всевышнего.

Зура Итсмиолорд   29.08.2010 02:36   Заявить о нарушении
Спасибо.Разумом понимаю,душа сопротивляется-вся моя борьба с ними ни к чему не привела...
Они ранили меня на всю жизнь.
Вам счастья и добра.
С уважением -Асна.

Асна Сатанаева   29.08.2010 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.