Конкурс рецензий Точка разлома

Конкурс рецензий «Точка разлома», http://www.proza.ru/2010/03/06/1506

Феликс Россохин

Рецензия на рассказ «Пуговицы»


Произведение посвящено лучшим чертам человеческого характера: доброте, сопереживанию, готовности помочь в беде. Доброе в рассказе делает девочка – девушка Лялька, которая сама нуждается в заботе, в помощи. Потому что судьба обделила ее здоровьем.

Глубина и ширина Лялькиных добрых дел соответствуют лучшим стандартам на это:

«— Прощай, — сказал Лис (Маленькому Принцу). — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери.

«Наше дело трудиться, а не ждать награды . Благодать дается не за усилие, а за смирение». Ольга Николаевна Вышеславцева (Инокиня Мария).

Автор своим сердцем расположен к Ляльке, и ее болезнь подчеркивается только милыми рассуждениями, ответами от третьего лица: «- Ляля Ковальская слушает», « - Ляля не курит», «- Лялька боится. Темно! Темно! - закричала Лялька», и т. д. Конечно, кроме первоначальной характеристики девочки:

«…Лялька вообще плохо запоминала, а если и задерживалось что-то в голове, то ненадолго. В детстве бабушка таскала ее по врачам: то Лялька терпеливо сидела с присосками на лбу, то покорно выбирала нужные доктору картинки, то пыталась ответить на непонятные вопросы – и всякий раз, как бы девочка ни старалась, тетки в белых халатах озабоченно качали головами или сочувственно разводили руками…».

Мне показалось, что такие «казенные» Лялькины изречения вызваны не только ее болезнью. Но и казенным бездушным отношением окружающих к девушке. Когда Трофимыч ласково обращается к Ляльке, меняется и она, и забывает казенные фразы:

- Спасибо, - улыбнулась Лялька.

В этом я тоже увидел благорасположение автора к своей героине. Жаль только, что таких моментов в рассказе мало. Они бы усилили основную идею рассказа – идею добра.

Хотелось отметить два лейтмотива в моей оценке произведения – с положительным оттенком и отрицательным.

Положительный оттенок – ну, конечно, то, что речь идет о доброте. И автор не связывает себя какими-то идеологическими предпосылками, что раньше называлось социалистическим реализмом. Добро совершает не сильный Добрыня Никитич. А слабенькая девочка, к тому же не отличающаяся здоровьем. В России всегда любили и доверяли юродивым:

«…Она (Лялька) бросалась на помощь с радостным ощущением своей незаменимости, словно сознательно, всем назло, подтверждая народную мудрость о молящемся дураке…».

Но, как это часто бывает, положительное в рассказе переливается, трансформируется в отрицательное. Уж слишком тонка струйка добра в повествовании. Только добро одной девочки! Больной девочки! Да еще и встречающей препятствия в своем служении. Лялька вылечила Трофимыча от депрессии, от пьянства. Вернула, можно сказать, к полноценной жизни. А дети его – «…Так вот, говорю, деда твоего в дом престарелых упекли. А он там на третий день повесился. Ночью. Ты понимаешь…».

В беде один – не воин. Один прутик – быстро сломается. Как и сломалась Лялька!

«…Она не мучилась воспоминаниями, но чувствовала: что-то страшное победило, раздавило ее, а найти название этому Лялька не могла...».

Общество сильно, в котором «один за всех, а все за одного!». Какие бы социальные и другие  перипетии не случались в нем. Мне кажется, в рассказе, как бы он хорош и интересен не был, этого в нем нет.

Данко, да еще в виде слабой больной девушки – это хорошо. Идти вперед, с красными флагами, сметая все – это не хорошо. Нужно найти золотую середину. Точку разлома!

Мне кажется, такая точка разлома в рассказе не найдена. А ведь это наша российская боль. Тебя пожалела соседка – это хорошо. Но,когда нет уверенности в завтрашнем дне, конечно, это плохо.Сказать сейчас о нашем обществе - "мы вместе", нельзя. К сожалению, эта проблема в рассказе не затронута.

Конечно, доброта - категория безразмерная. Иногда она всего с булавочную головку, а дороже бриллианта. Вспомните о двух лептах пожертвования бедной вдовы, из проповеди нашего Господа. Но все же, все же...! В богатом селе светятся все окна, и светло там, и вокруг светло. А в бедной деревеньке...! И одного огонечка иногда не увидишь.

Хотелось бы, чтобы и представленном рассказе было больше огней. Или светом был обозначен путь в добрую страну.

Другие пожелания автору. Мне кажется, нужно ламинарно упорядочить следование персон, которых обихаживала Ляля: Мария Васильевна, Франя Моисеевна, Трофимыч.
Начав с тетки: «Тетка как-то заметила, что из Ляльки получилась бы хорошая сиделка. Ее хвалил даже приходивший к бабушке врач. Удивительная доброта и аккуратность компенсировали ее слабоумие…». Подчеркивая возрастающее профессиональное и душевное мастерство девушки.

Я бы ввел несколько эпизодов, когда, от доброты окружающих, душевная болезнь отступала и от Ляльки.По типу Трофимыч и « Спасибо, - улыбнулась Лялька». Мне кажется, такие эпизоды очень украсили бы рассказ.

Эпизод с пуговицей от кителя, с бриллиантами внутри, он лишний и ничего принципиального не несет. Можно, как-то по другому «обидеть» девушку.

Некоторые замечания по языку, стилю, грамматике, например, «...попросила дать ей протезы…», какие протезы, эти замечания легко устраняются при редактировании.


Рецензии
прочитала вашу рецензию - она меня зацепила, сразу стала читать само произведение. рецензия целостная, но оставляющая вопросы, что тоже способствует прочтению. Кстати, Лялька оказалась именно такой, как вы нам ее описали!

Надежда Россохина   29.03.2010 11:16     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Надежда Россохина!

Здоровья и счастья!

Феликс Россохин   30.03.2010 07:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.