Феликс Рассохин. Конкурс рецензий Точка разлома

Феликс Россохин

Рецензия на рассказ «Пуговицы»


Произведение посвящено лучшим чертам человеческого характера: доброте, сопереживанию, готовности помочь в беде. Доброе в рассказе делает девочка – девушка Лялька, которая сама нуждается в заботе, в помощи. Потому что судьба обделила ее здоровьем.

Глубина и ширина Лялькиных добрых дел соответствуют лучшим стандартам на это:

«— Прощай, — сказал Лис (Маленькому Принцу). — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери.

«Наше дело трудиться, а не ждать награды . Благодать дается не за усилие, а за смирение». Ольга Николаевна Вышеславцева (Инокиня Мария).

Автор своим сердцем расположен к Ляльке, и ее болезнь подчеркивается только милыми рассуждениями, ответами от третьего лица: «- Ляля Ковальская слушает», « - Ляля не курит», «- Лялька боится. Темно! Темно! - закричала Лялька», и т. д. Конечно, кроме первоначальной характеристики девочки:

«…Лялька вообще плохо запоминала, а если и задерживалось что-то в голове, то ненадолго. В детстве бабушка таскала ее по врачам: то Лялька терпеливо сидела с присосками на лбу, то покорно выбирала нужные доктору картинки, то пыталась ответить на непонятные вопросы – и всякий раз, как бы девочка ни старалась, тетки в белых халатах озабоченно качали головами или сочувственно разводили руками…».

Мне показалось, что такие «казенные» Лялькины изречения вызваны не только ее болезнью. Но и казенным бездушным отношением окружающих к девушке. Когда Трофимыч ласково обращается к Ляльке, меняется и она, и забывает казенные фразы:

- Спасибо, - улыбнулась Лялька.

В этом я тоже увидел благорасположение автора к своей героине. Жаль только, что таких моментов в рассказе мало. Они бы усилили основную идею рассказа – идею добра.

Хотелось отметить два лейтмотива в моей оценке произведения – с положительным оттенком и отрицательным.

Положительный оттенок – ну, конечно, то, что речь идет о доброте. И автор не связывает себя какими-то идеологическими предпосылками, что раньше называлось социалистическим реализмом. Добро совершает не сильный Добрыня Никитич. А слабенькая девочка, к тому же не отличающаяся здоровьем. В России всегда любили и доверяли юродивым:

«…Она (Лялька) бросалась на помощь с радостным ощущением своей незаменимости, словно сознательно, всем назло, подтверждая народную мудрость о молящемся дураке…».

Но, как это часто бывает, положительное в рассказе переливается, трансформируется в отрицательное. Уж слишком тонка струйка добра в повествовании. Только добро одной девочки! Больной девочки! Да еще и встречающей препятствия в своем служении. Лялька вылечила Трофимыча от депрессии, от пьянства. Вернула, можно сказать, к полноценной жизни. А дети его – «…Так вот, говорю, деда твоего в дом престарелых упекли. А он там на третий день повесился. Ночью. Ты понимаешь…».

В беде один – не воин. Один прутик – быстро сломается. Как и сломалась Лялька!

«…Она не мучилась воспоминаниями, но чувствовала: что-то страшное победило, раздавило ее, а найти название этому Лялька не могла...».

Общество сильно, в котором «один за всех, а все за одного!». Какие бы социальные и другие  перипетии не случались в нем. Мне кажется, в рассказе, как бы он хорош и интересен не был, этого в нем нет.

Данко, да еще в виде слабой больной девушки – это хорошо. Идти вперед, с красными флагами, сметая все – это не хорошо. Нужно найти золотую середину. Точку разлома!

Мне кажется, такая точка разлома в рассказе не найдена. А ведь это наша российская боль. Тебя пожалела соседка – это хорошо. Но,когда нет уверенности в завтрашнем дне, конечно, это плохо.Сказать сейчас о нашем обществе - "мы вместе", нельзя. К сожалению, эта проблема в рассказе не затронута.

Другие пожелания автору. Мне кажется, нужно ламинарно упорядочить следование персон, которых обихаживала Ляля: Мария Васильевна, Франя Моисеевна, Трофимыч.
Начав с тетки: «Тетка как-то заметила, что из Ляльки получилась бы хорошая сиделка. Ее хвалил даже приходивший к бабушке врач. Удивительная доброта и аккуратность компенсировали ее слабоумие…». Подчеркивая возрастающее профессиональное и душевное мастерство девушки.

Я бы ввел несколько эпизодов, когда, от доброты окружающих, душевная болезнь отступала и от Ляльки.По типу Трофимыч и « Спасибо, - улыбнулась Лялька». Мне кажется, такие эпизоды очень украсили бы рассказ.

Эпизод с пуговицей от кителя, с бриллиантами внутри, он лишний и ничего принципиального не несет. Можно, как-то по другому «обидеть» девушку.

Некоторые замечания по языку, стилю, грамматике, например, «...попросила дать ей протезы…», какие протезы, эти замечания легко устраняются при редактировании.


© Copyright: Феликс Россохин, 2010
Свидетельство о публикации №21003220525


Рецензии