Полвека отчуждения

На моей памяти сменилось множество правительств. Но отношение к ним не менялось. Оно лишь слегка варьировалось – от равнодушия и насмешки до презрения и ненависти. Находясь во внутренней оппозиции, мы по существу прожили в оккупированной стране. Привыкнув не задумываться о другом, я считал подобное положение нормой. Может быть, это глухое недовольство присуще лишь мне? Но встретив немало людей, я не видел ни одного, кто бы тайно или явно не разделял моей позиции. И в этом трагедия русских интеллигентов, обречённых быть наблюдателями, загнанными в угол бессильного раздражения. Всегда ли так было? Везде ли власть и народ разделены железным занавесом? Есть ли государства или времена, когда значительная часть населения довольна своим правительством? Во многих азиатских странах – от Китая до Таиланда – народ искренне любит своих лидеров. В Брунее боготворят султана, которому принадлежат все угодья и который заботится о подданных. В Непале молятся на короля, почитая его предков за святых. Может, это прерогатива Азии? Но и миллионы белорусов разделяют курс своего президента. Миллионы восхищались и Сталиным, готовые отдать жизнь за вождя, как раньше – за царя. Не стану говорить о яростно его ненавидящих, важно наличие миллионов счастливчиков, на долю которых выпала святая вера в его мудрую исключительность. Сопричастность политике властей – большое везение. Всё равно, что родиться в дружной семье, у доброго отца и заботливой матери. А мы, похоже, меняли отчимов и мачех, так и не превратившись в золушек. И прожили с убеждением: они – сами по себе, а мы – сами по себе.
Но зачем такое государство?


Рецензии
Уважаемый Иван Васильевич, русских интеллигентов вообще не бывает. Бывают честные врачи и учителя, химики, физики, инженеры,
но в разное время есть и служащие системе насилия "экономисты", "физики", "врачи", "учителя". Чтобы ответить на заданный Вами вопрос, следует задуматься - а какие они, те люди, которым хотелось обожествлять царей, диктаторов и разнообразных наполеонов и фюреров. Почему эти фюреры им были нужны? Может быть, дело не только в материальной поживе, но и для оправдания собственного эгоизма? Может, именно в таких зеркалах отражалась их мечта о беспредельной власти над другими? Ведь уже достигнув вершины экологической ниши, человек еще не способен соответствовать окружающей гармонии планеты, беречь, созидать и совершенствовать позитивный разум. Нельзя насаждать мысль об обреченности и трагизме интеллигенции. Спросите об этом, хотя бы у Л.Н. Толстого в его письмах к русскому царю. С уважением, Ната Асеева.

Ната Асеева   25.08.2011 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Ната, я как раз думаю о том, что "достигнув вершины экологической ниши, человек еще не способен соответствовать окружающей гармонии планеты". Более того, считаю, это все плохо кончится. А у Толстого, что спрашивать, увидев происходящее, он бы убежал, как из Ясной. Или застрелился.

Зорин Иван Васильевич   27.08.2011 20:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Иван Васильевич. Это состояние души, которое не дает покоя.
И Толстой был в состоянии сомнений и поиска до последнего дня. И те, кто убежал из страны, были разными. Но когда что-то скребет, значит, еще живы. Ната.

Ната Асеева   28.08.2011 21:02   Заявить о нарушении
Да, это место дислокации наших граблей - потребность сноса государственной системы. Сбегали от одной общественной формации до другой, потом обратно в пределах столетия и хочется еще куда-то. А в Англии королева, в Японии император, а в Китае - социализм. И они им не мешают. Не выявлено, при каком строе живут счастливо все. Но точно - не при нашем. В Белоруссии была, видела, за что уважают президента. Есть за что. А про интеллигенцию давно бытует выражение:"Что вы, я не интеллигент, у меня профессия есть". Горькие слова. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   29.05.2012 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.