Четвертак

 25 мая - последний школьный звонок, выпускной в мореходке у мужа и день рождения второй дочки...
  В подарок мы обещали Татке попугайчика, он стоил 25 рублей.Столько же собирали и с каждого  выпускника с дамой на прощальный банкет в ресторане.
 Так получилось, что денег в доме оказалось как раз 25 рублей. И все. В кошельках рубля полтора мелочью давали  слабую надежду дотянуть до моей получки.
 - Да и фиг с ним - банкетом! Мало мы с тобой по кабакам ходили? - рубанул Серёжка, не в силах отказать ребёнку.
 - Дорогой, это же твой последний выпускной вечер. Ты же не будешь, как я учиться без конца! Я - за выпускной! - настаивала я.
 - И ты сможешь объяснить Танюшке, что подарка не будет? Я - пас.
 За поддержкой я обратилась к старшей дочке. Ей было уже 14,  и она была очень разумна:
 - Татусечка, ляля моя, ты же можешь немножко подождать своего подарка? А папа с мамой тебе ещё и платье новое купят, чтобы попугайчик тебя красивенькой увидел, а?
 - А можно ещё и гольфы с помпонами? - заблестели карие глазки маленькой вымогательницы.
 - Конечно, можно, - облегченно вздохнула я.
 Вопрос был решён, и муж начал названивать ответственному за банкет.
 - Рассвет, я  нашёл деньги. Ещё не поздно внести? Ага, еду.
 И он помчался к старосте группы с зажатым в кулаке четвертаком...
... Банкет был в ресторане "Парус" на озере. Из зала на террасу, вдающуюся в воду, как нос корабля,  выходила широкая стеклянная дверь. Все галдели, танцевали, прощались и без конца перекуривали на террасе, залитой майским солнцем.В перекурах Серега бренчал на гитаре и пел сочиненные для этого дня стихи. Народ вздыхал сквозь слёзы и возвращался в зал, чтобы произнести очередной тост по поводу.
  В разгар застолья к нам подошел Юра Рассвет:
 - Серый, ты не споёшь со сцены? Больно уж у тебя песни классные и в тему...
 Мой муж - человек мягкий и безотказный.
  - Да нет проблем!
  Через несколько минут вопрос со сценой решился и под аплодисменты Серж с гитарой уселся на стуле перед микрофоном.
 - Чё спеть-то?
 - То, что на веранде пел. Про нас.
 И песни полились сплошным потоком. Потоком же и полились слёзы у мужиков и их жён. В солидном возрасте, проучившись долгих шесть лет вместе, получивших свои и без учёбы заслуженные высшие дипломы, мужики плакали, как дети. Было жаль расставаться, было выпито море водки и на душах было светло.
 Пока он пел, в зал с террасы втянулись и штурмана - белая кость мореходов. Они тоже притихли и было заметно, что выступление Сергея их тоже весьма привлекло.
В пору учебы механики и штурмана соперничали во всём: у кого лучше успеваемость, посещаемость, стенгазета, семинары. Был даже конкурс на лучшую супружескую пару, где мы заняли с мужем первое место! Во-первых, мы были дольше всех женаты, во-вторых, и я и Сергей ответили на все вопросы друг о друге одинаково. Слово в слово. Кто-то даже сгоряча крикнул из зала, что у нас шпаргалки, на что все присутствующие  просто заржали...
 И сейчас на выпускном банкете это соперничество было сведено на нет временем, окончанием учебы и этими грустными задушевными песнями о море и моряках.
  Штурмана - народ быстро ориентирующийся, и уже кто-то начал организовывать ответный ход. Предстояло быть зрителями импровизированного концерта.
 После Серёжи на сцену поднялась пара наших. Муж с женой читали басни Крылова, у них это очень здорово получилось, потому что к словам они добавили жесты, мимику и личные интонации.За парочкой выступали штурмана - танцевали "Яблочко", читали стихи, пели под гитару гимн квимушников-заушников, который сами и сочинили.Было очень весело.
 - Пойдем, перекурим, - позвал меня на террасу муж.
  Мы вышли. Я умостилась на парапете, Сергей стоял передо мной.
 - Как тебе вечерок?
 - Супер! А ты, глупый, хотел пропустить такой день. Потом жалел бы. Одно плохо, - вздохнула я, - Тане подарок не купили. Как так получилось, что денег нет? Никогда такого не было, а тут, как назло...
 - Любчик, ты забыла. Мы не запланировано лоджию остеклили...
 - А-а, точно! Забыла. Надо занять у кого-нибудь, но купить этого попугайчика, а то будет ребёнок неделю ныдать, ты ж её знаешь, - я вздохнула и отвернулась к озеру.
 - Та-ак, мадам! У Вас тут деньги под ногами валяются, а Вы и поднять их не хотите?
  Я повернула голову:
 - Та какие такие  деньги? Ви шутите надо мной, Сигожа! Так знайте, Вам таки дагом это не сойдёт! -  подначила  мужа по-одесски.
 Сережка нарочито медленно разворачивал свернутую в трубочку купюру.
 - Золотко, это - точно не рублик, - он повернулся ко мне спиной. - Та-да-да-дам! - пропел супруг, - Ваше Величество, примите, пожалуйста в дар для Её Высочества четвертной билет, - и протянул мне, смеясь, расправленную бумажку.
  - Ничего себе! Где ты их взял?
 - Да вот, думаю, что-то под ноги попало, шаркнул ногой, думал окурок, глянул внимательней , гляжу, больно уж на денежку трубочка смахивает и просится на ручки!..
 - Урра! - чуть не сбила я с ног мужа,  соскочив с парапета, - завтра спозаранку метнёшься на рынок и купишь ей попугая, шоб он был здоров!
 - Помнишь, любчик, анекдот про старого и молодого быка? Так вот: зачем нам спешить: с банкета мы спустимся медленно, часикам к шести утра, потом прогуляемся всей толпой вокруг озера, потом расставаться будем с каждым индивидуально... Ты ж понимаешь, женщина, вся эта кутерьма закончится часов в девять утра. А там и ваш калининградский Привоз проснется к десяти...
 - Как про плохое, так оно мое, а как про хорошее, так это в городе-герое, - надула я губки.
 - Люба моя, ну ты живешь-жеж  в этом славном городе, шоб он и дальше цвёл, как майская роза, на целых 12 лет дольше за меня...
  И правда, я с мамой попала в Калининград из Одессы в 1961 году. Сюда нас притащил мамин второй муж, который получил направление в КУЭЛ (Калининградское управление экспедиционного лова), после окончания Одесской мореходки. Он был тралмастером, то есть рыбаком, что в "наших рядах" считалось за "фу", мы были - моряки!..
  Еще не открылись ворота рынка, а мы уже шли домой, неся в маленькой коробочке с дырочками маленького голубого  волнистого попугайчика. Дяденька нам долго объяснял, как обучить говорить птичку:
 - Это лучше всего делать ребёнку или женщине. У них голоса высокие, их лучше слышат эти попугаи. И вот, возьмите мальчика - они восприимчивей и слов больше  запоминают.
  Потихонечку, чтобы не разбудить домашних, мы прокрались в квартиру, пересадили подарок из коробки в клетку, отданную нам даром добрым продавцом, пожалевшим нашу дочку, и пошли будить ребёнка.
  - Танюшка, проснись, твой попугайка ждёт, когда ты на него посмотришь и дашь ему имя...
 - А платьице с гольфиками купили? - не забыла дочурка.
 - А мы и не обещали! Мы обещали, если подарок придется ждать, - мы переглянулись, - ты же не ждала ни дня, так что платье тебе купим к  папиному  дню рождения.
 - Двадцать пятое было вчера, а сейчас уже двадцать шестое, так не честно, - она готова была разрыдаться.
 - Всё правильно, но только ты спать легла раньше, чем ты уже родилась, - придумала, как выкрутиться я.
  Слёзы мгновенно просохли.
 - Как это?
 - Да просто! Ты родилась почти в полночь, а спать легла в десять вечера, на целых два часа раньше, а попугая принесли точь-в-точь в полночь...
 - Обманщики! Вы нарочно так говорите, чтобы мне платье не покупать!
 - Тогда и попугая ты кукиш получишь! - психанула я, захлопывая дверь в детскую. Муж начал с вымогателем дипломатические переговоры.
 Я прошла в спальню и с удовольствием упала в благоухающую постель...
 К обеду меня разбудила Наташа, пришедшая из школы:
 - Мамуля, пойдём обедать: папа такой борщ сварил, от одного запаха я уже почти сыта!
  Когда я вошла на кухню, Танюшка обняла меня за колени:
  - Мамуленька, ты меня прости, пожалуйста, я же не знала, что вы с папой специально лоджию застеклили, чтобы попугайчика там поселить, вот и все денежки потратились...
 - Да, конечно, дорогуша, прощаю. Пойдём, ты покажешь мне свой подарок. Как ты его назвала?
 - Кукишка! Это папа придумал, а мне понравилось!..
 Я оглянулась на Сергея, от поднял вверх руки - в одной из них поварёшка:
 - Шо такое? Я за это ничего не знаю, это вот эта маленькая девочка сама придумала, када услышала это  замечательное слово от тебя.
 - Мам, ну папа сказал, что кукиш - это дуля, шиш, просто звучит красивей. Вот и стала так попугайку звать. А, что, разве плохо? Смешно!
 Все засмеялись и пошли обедать...
 Первое слово, которое произнёс "подарок",  было "Кукишка"...
 А позже, всем гостям, которым его представляли он объяснял:
 - Кукишка, дорогая птичка, Кукишка стОит червертак, четверртак!
  ... Шло время...
 Мы пошли  навестить  заболевшую приятельницу.Вышли из автобуса перед сквером, за которым жила Лидочка, жена Сережкиного коллеги и товарища.
 - Сереж, давай зайдем в ЦГ, хоть карамелек каких-нибудь к чаю купим, или рулетика кусочек. Как-то с пустыми руками нехорошо...
 - Давай торт, - шикарней будет, - предложил "Пускатель пыли в глаза".
 - Да у нас всего-то трёшка, тебе расчет все обещают и обещают, уже две недели , как пришёл...
 - Что деньги? Мусор, который выкидывать надо с удовольствием. Вот учу тебя, учу, а ты всё жадничаешь. Хочешь, я тебе полтинник в "Спортлото" выиграю? - мы проходили мимо жёлтого лотерейного  киоска.
 - Рехнулся? А вдруг просадишь трёху и не выиграешь?
 - Тогда я разрешу тебе мне изменить! - наступал муж.
 - Нет!
 - Что нет: изменять не хочешь или  денег не дашь?
 - И то, и другое!
 - Кажется мне, что наш спор привлекает внимание окружающих. Раз так, то, на , - держи! - он с разбега запрыгнул на скамейку и заорал диким голосом:
 - Товарищи, меня ждёт крупный выигрыш в этом киоске, а эта женщина, - он указал на меня, - мне не верит! Приглашаю всех в свидетели. Сейчас я, на ваших глазах, возьму билетик и выиграю двадцать пять или  пятьдесят рублей!
 - Ишь ты, хитрован, мне так полтинник обещал, а сейчас уже на четвертак соглашаешься? Сказал пятьдесят, так пятьдесят! - я достала измятую трёшку.
 ...Очень редко идущие в те времена автобусы, подолгу задерживались у остановки: любопытные кондукторши выскакивали из салона на улицу, чтобы узнать, что случилось, по какому случаю  собралась такая толпа...
 Николаич торжественно оторвал боковушки у первого маленького билетика и достал оттуда сложенную втрое вкладку, где написано либо "билет без выигрыша" или "выигрыш один рубль". Суммы, конечно, бывали разные от пятидесяти копеек, до ста рублей и  пятисот рублей, но в киоске мы могли бы получить только до пятидесяти, более крупные выигрыши выплачивались в сберкассах.
 Публика нетерпеливо вздохнула:
  - Ну? И...
  - Двадцать пять рублей!  - Сережа победоносно замахал клочком бумаги над головой, - Любчик, это тебе!
 А вот это - мне! - и он разорвал вторую упаковочку с билетиком.
 Толпа зевак заворожённо следила за выражением лица невесть откуда возникшего везунчика...
 Сережка грустно вздохнул:
 - Нет, мне не повезло! - народ разочарованно загудел, - Мне не досталось пятьдесят рублей, - он не спеша подошёл ко мне, - ты не очень расстроилась, любимая?
 - Да нет, конечно, нет! - я звонко чмокнула его в щёку.
 - Ой, как приятно! Тогда уж ладно, отдам билетик тебе. На, держи!
  Я машинально заглянула в бумажку. Там было написано "выигрыш пятьдесят рублей".
 Перехватив мой взгляд, муж объяснил:
 - Ну не фартовый я, хотел четвертачок, как всегда, а тут...
 - Два! Дурачок, тут два четвертака!..


 
 





 


Рецензии