О Боге-4

Мракобесие. Это – необоснованная, неоправданная, необузданная вера в то, что за Чертой возможностей познания  живут некие духи – некие Бесы, которые больше человека знают, больше человека умеют, вредят ему или помогают. Или даже руководят процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. Гром грянул – Илья Пророк проехал на колеснице. Черная кошка перебежала дорогу – кто-то тебя предупреждает: надо вернуться. В лесу живет Леший, в доме – Домовой, в реке – Водяной.  А  кто есть Мракобес? Мракобес – это Бес Мрака, который присвоил себе право от имени Бога или властелина мира сего казнить или миловать «неверных» или, подобно Грабовому, приписал себе качество творить чудо. Бесу Мрака поклоняются люди Мрака. А вместе они образуют Царство Мракобесия. Колдуны, ясновидящие, экстрасенсы, гадалки  (младшие братья Грабового)  и все те, кто к ним устремляется, относятся к этому Царству. Без веры, без гипотез, без предварительных установок человеку в реальной жизни не обойтись – чтобы двигаться, надо выбрать направление.  Но есть невидимая Черта,  которую не следует перешагивать. За которой  начинается вера в Беса, в  абсурд.

Религию от  мракобесия отличает, на мой взгляд, лишь тот ее элемент, который примыкает к философии и имеет своей целью определить начало и смысл Мироздания.  У Спинозы Бог – субстанция, начало самого себя. Последняя причина, из которой все выводится рациональным способом. Здесь нет никакой мистики. Разум, наряду с протяженностью, – атрибуты субстанции. Многим ученым импонирует система Спинозы. У Гегеля Бог –  субстанция как субъект. Как саморазвивающееся начало. Каковым является Разум – Абсолютный дух. Если Спинозу можно принять за материалиста, то Гегель – явный объективный идеалист. («Боженьку жалко, сволочь идеалистическая!» – сказал Ленин о Гегеле) Для наивного религиозного человека, нефилософа, Бог – это Субъект, Существо, Творец, Создатель, Спаситель, Дух. Бог познается откровением, чувствами, непосредственно. Через Библию, тексты которой якобы продиктованы самим Богом. Религия как таковая, не освященная философской мудростью,  близко примыкает к мракобесию, легко впадает в мракобесие, и в этом ее слабая сторона. Гегель (лютеранин) приемлет христианскую веру как несовершенный способ познания абсолютного духа, как познание духа в форме представления. И, тем самым, берет ее под защиту.

Для материалиста вера в Бога – умышленный обман необразованного народа. Бог – это опиум для народа, который маскирует и смягчает жестокую эксплуатацию. Вера в Бога – элементарное суеверие. Только наука в форме понятий может дать реальную картину мира, дать истину. Она определяет цель жизни и средства для достижения этой цели. Наука может ошибиться, а вера в Бога – ошибка в самом начале. Ученый-материалист в своих предположениях остановился у Черты, за которой начинается мистика, а религиозный человек идет дальше –  приписывает Неведомой (мистической) силе способность оценивать наши поступки и влиять на них. И входит в сферу, куда не проникает разум. Таков наш великий философ Николай Александрович Бердяев.  Таковы каббалисты.

Когда рушатся старые идеалы, люди хватаются за веру. И – за суеверие, за мифы, за чудо; они становятся суеверными. Когда утверждаются новые идеалы – наступает эпоха разума, науки. Однако разруха в головах людей еще долго не проходит. Как сегодня у граждан России.
Есть еще вариант мракобесия – вера в мистические способности фюрера, вождя, политического лидера, которых сегодня называют харизматиками. Немцы поверили Гитлеру, который безумствовал по всей Европе. Русские поверили своим вождям, которые безумствовали более всего дома.   Марксизм как теорию я назвал бы взрывчатой смесью науки и выдумки Беса, смесью, которая захватила души миллионов людей разных стран. Захватила и не отпускает. Мракобесие идет рядом как с религией, так и с политикой. 15 марта 2009 г.

Владимиру. «Нет у человека преимущества перед скотом…Все произошло из праха и все возвращается в прах», - отлично сказал Экклесиаст. Но есть и другая интересная мысль – тоже библейского происхождения: «Человек создан по образу и подобию Божьему». Справедливо то и другое. Жизнь – круговорот. Вселенная – вращающееся колесо, одни его точки идут вперед, другие – назад. Должна быть сила, которая вращает это колесо. (Разумно предположить, что наша Вселенная  является точкой в неком другом колесе.) Пусть это будет не Бог, а некая субстанция, как у Спинозы, или абсолютная идея, как у Гегеля. Религия – это сказка, метафора, это история происхождения мира для тех, кто не в состоянии охватить этот процесс в форме понятий, у кого нарушен баланс чувств и разума. Гегель, чтобы не обижать верующих, так все и разъяснил миру. Господин Т.  воспринимает мир, как ребенок. Для него все, что написано в Библии, – реальность высшей стадии. А тексты Библии надо воспринимать как повод для размышлений о жизни и смерти, о прошлом, настоящем и будущем человечества. Как некие иносказания о событиях, которые либо были, либо – нет, которые либо будут, либо – нет.
Человечество идет вперед на ощупь, мелкими шажками. Беда приходит, когда появляется  в мире некто, чтобы объявить себя его спасителем  от всех грехов. В образе пророка, в образе вождя, фюрера, лидера нации. Начинается необоснованная переделка того, что не переделывается по природе, по понятию. Инквизиторы, террористы хорошо нам знакомы. Фюреры и вожди великой нации, великого класса свирепствовали на наших глазах. В дискуссии участвуют марксисты, ленинисты, сталинисты (слава Богу, нет гитлеристов и маоистов!), для которых жизнь миллионов ничего не стоит, они почитают только Великих Упырей. Но тут мы бессильны, нам терпеть их до могилы. В Программе развития Вселенной место для них предусмотрено. 29 марта 2009 г.
 
Христианство сегодня не так наступательно, не так агрессивно, как во времена Крестовых походов, инквизиции, открытия Колумбом Америки. Его отодвинула в сторону эпоха Просвещения. В Западном мире сегодня хозяйничают экономические, социальные, политические силы. Но я думаю, что «второе дыхание» у христианства откроется. Ислам не пережил Реформации, так и застыл в неразвитом состоянии, в частности, потому, что исламский мир слишком медленно выходит из экономического Средневековья. Неразвитые, но амбициозные, всегда злы на продвинутых.
Какая из двух религий более истинна? Этот вопрос не решается в научном плане с помощью логической цепочки. Религиозная истина определяется той ролью, какую она  играет в общественной жизни. Христианская вера доказала свою «истинность» тем,  что эффективно способствовала формированию западной цивилизации. У ислама своя задача. Что будет дальше? Поживем – увидим.
Марксизм тоже претендовал на религиозную функцию. Оставил после себя «кровавые следы» и «ушел в отпуск»… без содержания. Вернется ли? В разных вариантах он, думаю, будет периодически возвращаться. В любом обществе немало его сторонников – неудачников, ленивцев, людей слабых, завистливых, просто революционеров без причины. Шариковых. Все больные и старые ведь тоже стоят за общественный котел, наполненный кашей. Никуда не ушел коммунистический Китай с его хитроумной идеологией. 16 мая 2009 г.
 
 «Бог никогда не лжет», - написал господин Т. Но ведь Библию-то написали люди!   Надо быть ребенком или человеком до предела наивным, чтобы этого не понять. Да, – люди,  но умные, образованные, мудрые и бывалые. Апостолы и не только апостолы. А человеку свойственно ошибаться! Сегодняшняя образованность и мудрость образованных и мудрых людей взметнула намного выше, потому что с тех пор прошло двадцать веков.
Верно ли, что Христос воскресил мертвого? Верно ли, что он тремя рыбами накормил массу голодных? Верно ли, что он босой шел по воде? Господин Т. во все это верит. Ну дитя малое! Вот электроника, садоводство, виноградарство и пчеловодство – самые подходящие для него занятия. Пиши об этом и людям передавай опыт.
Жизнь никак не предопределена тем, что написано в Библии. В общественной жизни, в истории существует то, что называется «развилками»: можно пойти туда, туда или туда. Русский царь Николай II был человеком недалеким – это случайность в семье. Керенский  был политиком недалеким – это тоже случайность. А Ленин с кучкой заговорщиков этих «слабаков» как бы подстерегал. Но и тут нет рока. Ленина легко было изолировать. Разобрали железную дорогу на участке от Луги до Питера – и войска генерала Корнилова не смогли во время прибыть в Питер – никакой закономерности, слепая игра разных вариантов. Случайность, возможность раздвоения, «растроения» получены человеком от Бога, субстанции, идеи, природы, чтобы он сам думал и выбирал. В этом и состоит вся интрига жизни. Без нее мы лежали бы на печи и ждали «предписаний» сверху.
Жизнь Адама и Евы в раю – это была не жизнь, а какой-то абсурд. Мне даже неудобно за сочинителей Старого завета, которые ничего лучшего не могли придумать. Интересно, имеет ли господин Т. детей, радуется ли он семейной жизни? Или он, как иной неудачник, вымаливает у Бога на все человечество погибель? 25 мая 2009 г.
 
Просите, Марк, что вмешиваюсь. Я думаю, что мы еще недалеко ушли от  детства, если верим в реальность сказки. Мы – это я, Вы, академики, писатели, политики, простые граждане, участники дискуссии, которые носятся с «калашом" по форуму и выискивают, где спрятались верующие. Конечно, мы ни за что никому не признаемся, что недалеко ушли от детства. Но выкинь сейчас вождь какого-нибудь "племени" (например, лидер одной популярной партии) "сладкую" идею, которая якобы быстро решит назревшие проблемы и каждому даст по потребностям, – и многие побегут за ним (к счастью, его возможности сегодня ограничены). За нацистами бежала почти вся Германия, за нашими вождями бежала почти вся Россия, за Мао – почти весь Китай. А это – вера, вера в "сладкую" идею. Чем она лучше или хуже веры в Бога? Она просто представлена как наука, одета в слова, в понятия, за которыми такой же туман, такая же мистика. Я вспоминаю демонстрации на Красной площади. Вожди стоят на трибуне Мавзолея, равнодушно глядя на веселую толпу, проходящую мимо, небрежно двигают поднятой ладонью правой руки; а толпа кричит, неистовствует, готовая от радости и преданности выпрыгнуть из себя; ко всему прочему она несет портреты, стяги и какие-то тяжелейшие сооружения. Я вспоминаю похороны Сталина, когда многие шли на верную гибель, только чтобы увидеть мертвое тело кумира. Разве это не вера? Да, потребность верить в мистику, в чудо, выйти за пределы разума – заложена глубоко в природе человека. 20 ноября 2009 г.
 


Рецензии