Милочка

(из цикла «Портретная галерея»)

       Мы с Милочкой проучились в одном классе все десять лет. Она была бледненькой, маленькой и худенькой, может быть, чуть-чуть повыше меня. Красивой тогда не назвали бы. Скуластая, зубы продвинуты немного вперёд. Зато она всегда очень аккуратна, послушная, вежливая. Не помню я, чтобы Мила бегала или кричала даже в младших классах, когда я носилась по лестницам как угорелая. Училась она, правда, неважно. Всегда была незаметной и тихой.
       Спустя много лет после окончания школы, оказалось, что несколько моих бывших одноклассниц живут в одном со мной микрорайоне, на левом берегу Днепра. Коммуналки в центре города, где мы раньше обитали, давно поделили между собой «крутые» фирмы, вот почему многие оказались на левом берегу, в районах новостроек.
      Первую встречу «девочек» (а школа была «женской», лишь  последние два года с нами учились мальчики – четыре человека), так вот первую встречу я организовала у себя дома. Многие не виделись более 30 лет. Мила была в их числе. После каждого звонка в дверь, зависала на миг тишина, все подбегали к вошедшей, потом поднимался визг и шум. Буквально отгадывали, кто есть кто. Мила преобразилась, она поправилась, с красивой высокой причёской она выглядела просто замечательно. Кроме того, в отличие от многих, Мила не развелась с мужем. У неё был сын, Кирилл, вполне благополучная семейная жизнь.
       Кричали все наперебой, вспоминали наши проделки, учителей, «девочек», которых не было с нами по различным причинам. Смеялись…
      Милочка напомнила мне учительницу английского языка, которая промелькнула в первом и втором классах. Потом уже была Зоя Ивановна, которую все помнили. А тут я не сразу сообразила, о ком идёт речь.
        - Ну, вспомни, Раиса Абрамовна, ты ещё копировала её жест рукой, вот так, - показывала Милочка.
     Что-то стало проступать в памяти… я спросила о зеленоватой бархатной жилетке, надетой на худенькую учительницу.  Милочка подтвердила, что я правильно вспомнила, а потом она рассказала мне то, что произвело на меня большое впечатление. Я обслуживала гостей, но всё время помнила рассказ Милочки.
       Оказалось, что через много лет после окончания школы, Мила с мамой встретили эту учительницу на базаре. Раиса Абрамовна сидела на каком-то ящике, видно было, что ей очень плохо. Бывшая ученица с матерью вызвались проводить её домой. Велико было их потрясение от увиденного в доме учительницы!
       Там стоял один стул, пружинная кровать, на спинке которой висели вещички, среди них – знакомая, уже изрядно полинявшая бархатная жилетка… У Раисы Абрамовны был голодный обморок. Милочкина мама принесла поесть, потом купила необходимые лекарства. Разговорились… Много горького узнали о её жизни. Кто-то доложил «по инстанциям» о её дворянском происхождении, что в те времена было страшной крамолой. Кроме того, после войны имя и отчество Раиса Абрамовна в стране, «победившей» фашизм, звучало просто неприлично! Женщина потеряла даже маленький заработок от преподавания английского…
         Пока были силы, она убирала в квартирах состоятельных людей, потом вынуждена была продавать вещи. Давно исчезли памятные сувениры: колечко, оставленное ещё её бабушкой, шкатулочка из густо-зелёного нефрита, часы с золотым браслетиком… Потом дошла очередь до одежды и, наконец, до мебели. Соседи купили у неё буфет, потом платяной шкаф, стулья…
         К чести Милочки и её мамы надо сказать, что они не оставили бывшую учительницу. Они ухаживали за ней, приносили поесть, лечили, вызывали врачей, когда это было необходимо. Они досмотрели одинокую пожилую учительницу до смерти и схоронили её…
        Разыскивая Милочку через пару лет после той, первой встречи, я узнала, что она с семьёй уехала в Германию. Многие тогда уезжали, не попрощавшись… 


Рецензии
Провела чудесный вечер, читая Ваши произведения!
Добра Вам и удачи!

Эмине   05.10.2010 02:30     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Эмине! Вот как бывает, случайно "встретились" виртуально и "провела вечер". Ещё раз спасибо за отклик.

Любовь Розенфельд   05.10.2010 09:19   Заявить о нарушении
Посмотрела, кто читал, оказалось, что в самом деле вы. Так много прочитали. Но и я многовато вставила... Ничего, надо двигаться вперёд, не так уж много сделано, а времени маловато. Мне 71 годик.

Любовь Розенфельд   05.10.2010 14:57   Заявить о нарушении
Ну, мне многое знакомо в Ваших рассказах, хотя по некоторым вещам я предполагала, что Вы всё же старше меня. Я послевоенный ребёнок, 49 года. И всё же очень узнаваемые ситуации.
С уважением и восхищением,

Эмине   05.10.2010 17:30   Заявить о нарушении
Спасибо, моя хорошая...

Любовь Розенфельд   05.10.2010 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.