Татьяна Осипцова. На конкурс критики Точка разлома

Перед нами небольшой рассказ под коротким и неброским названием «Пуговицы».

Прочитав первую страницу уже ясно, о чем пойдет речь: девушка-олигофрен, «придурковатая» дочь алкоголички, потеряла бабушку, единственного человека, который ее любил. Тетка, не желающая кормить  недоумка, но видевшая, как девушка старательно ухаживала за парализованной бабушкой и зная ее удивительную доброту и аккуратность, пристраивает племянницу работать сиделкой при лежачей старухе.

Далее в жизни Ляли - так зовут «героиню» рассказа - следует череда больных, возле которых она проводит свои дни. Но нас знакомят только с тремя из них, остальные лишь  подразумеваются, потому что  в помутненном сознании героини они не отпечатались. Впрочем, автор не ставит задачей показать внутренний мир ущербного, социально неадаптированного человека, предоставляя читателю  право догадываться самому, о чем думает Ляля и думает ли вообще. Мы знаем лишь о единственной ее привязанности – к доставшейся в наследство от бабушки шкатулке с пуговицами. То ли пуговицы завораживали ее своей красотой (кстати, только для них автор умышленно подобрал массу образных эпитетов), то ли в память о человеке, который один из всех заботился о ней, но Ляля берегла шкатулку и постепенно пополняла свою коллекцию. Пополняла оригинальным образом, потихоньку крадя из очередного дома, в котором выхаживала больного, одну из его пуговиц. Будто ради этой пуговицы она и опекала болящих стариков, будто это и было единственной, не считая еды, наградой за ее труд. Но вот однажды  кажущаяся безобидной кража раскрылась, и человек, нанявший ее, сильно напугал Лялю. Она больше не подходит к телефону и не хочет ухаживать за больными. Создается впечатление, что это из-за пуговиц – ведь красть их не только нехорошо, но и опасно. А если пуговицу нельзя взять – зачем идти в чужой дом? А свои сокровища лучше запрятать поглубже под тряпье в шкаф и стараться не вспоминать о них.

Напуганная Ляля  возможно, умерла бы  с голоду, но соседка пристроила убогую работать на автобазу уборщицей. И потекла жизнь Ляли чередой совершенно одинаковых дней, месяцев, лет… Сколько их прошло? Двадцать или больше? Только в конце рассказа Ляля оказывается там же, откуда была изгнана в начале – в единственном родном доме, в бабушкиной квартире, где она выросла. Но уже не парализованная бабушка лежит в кровати, а ставшая немощной старухой тетка, и это уже она просит Лялю, как просила когда-то ее умирающая мать: "Держи меня, Ляля... Не отпускай..."

После чтения рассказа возникает щемящее чувство вины перед такими, как Ляля.

Хотя, вроде бы не так уж и плохо все у Ляли сложилось. Никто не присвоил ее квартиру, сдав девушку в дом инвалидов - так, соседи по мелочи кое-что вынесли, в счет устройства похорон спившейся матери-алкоголички и будущего присмотра за самой Лялей. Всерьез девушку никто не обижал, не насмехался. Она была сыта там, куда ее нанимали сиделкой,  и труд уборщицы не был для нее непосильным. В финале ее нашел давно ставший взрослым двоюродный брат. Он с семьей уезжает за рубеж, а Ляля будет жить в доме, который считала родным, и вместо теткиного лица ей чудится бабушкино…

Ляля обрела счастье?
За ее долготерпение, милосердие и кротость Господь воздал ей?

 Хоть я и не могу причислить  себя к истинно верующим, скорее, просто к крещенным, но в памяти всплыла заповедь из Нагорной проповеди:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".
Мне известно, что понятие «нищие духом» толкуется как смирение, нестяжательство, отказ от гордыни, тщеславных мыслей и злых дел во имя Господа. Однако я всегда осознавала это несколько иначе, возможно, под влиянием литературы - от князя Мышкина до Сонечки Татьяны Толстой. Обиженные природой, умственно больные и недоразвитые с точки зрения обычного человека – блаженные. Часто они беззащитны в своей наивности, они воспринимают мир в черно-белом цвете, не способны воспринимать полутона, не понимают полумеры. Добро, польза для них однозначны и непреложны (эпизод, как Ляля вылила водку ветерана Трофимыча, потому что пить ему было запрещено), зло – непонятно, необъяснимо и страшно (эпизод с Сергеем, сыном Трофимыча и пуговицей-тайником).

Рассказ дочитан, он не оставил меня равнодушной. И, вероятно, любого заставит задуматься о судьбе Ляли и ей подобных. Может, вызовет воспоминания о похожих случаях из жизни, сделает чуть-чуть внимательнее к обделенным судьбой, немного милосерднее в целом.  Если так, то это уже немало.

Но чем, какими средствами пользовался автор, как добился сопереживания?

Произведение  написано простым обыденным, скуповатым языком, вы не найдете в нем ни цветистых выражений, ни лихо, по-современному обрубленных фраз. Это всего лишь повествование от лица стороннего, абсолютно непредвзятого наблюдателя. И именно эту отстраненность, кажущееся равнодушие автора к описываемой судьбе, невысказывание им симпатий или антипатий ни к одному из персонажей  я считаю одним из главных достоинств рассказа. Автор предоставляет самому  читателю подумать и сделать оценку. Тетке, отправившей Лялю жить с матерью-алкоголичкой, сыну Трофимыча, напугавшему  бедную девушку до того, что она боялась из дому выйти, работяге Толяну и Лялиному двоюродному брату.

Прочитайте рассказ, задумайтесь над судьбой Ляльки – эта вещь заслуживает того, чтобы быть прочтенной.


© Copyright: Татьяна Осипцова, 2010
Свидетельство о публикации №21003231466


Рецензии
Хм. Почитала я, Таню, отзывы судей... Брррр. Я теперь как-то чётче понимаю, почему я никогда ни в каких конкурсах не участвую.

Тати Тати   07.05.2010 19:18     Заявить о нарушении
А что "Брррр" ? Вы уж, Тати, уточните, пожалуйста:))

София Прус   07.05.2010 23:26   Заявить о нарушении
Ну а что уж тут уточнять. Некоторые судьи позволяют себе ёрничать по поводу конкурсных работ - в данном случае рецензии на творение "Пуговицы". Возможно, это и приемлемо, но лично не для меня, мне не нравится. Мне кажется, "судья" должен быть максимально любезен и объективен, София. Например, такое высказывание: «Как я прочитал рассказ, и что подумал про пуговицы». И множество тому подобных. У кого хлеще, у кого мягче. Были и более-менее объективные, но речь сейчас не о них. Но это моё собственное ИМХО, моё собственное Бррр. Кому-то, возможно, и нравится, и кажется забавным. А мне было не приятно за конкурсантов. Не только за Таню, а в общем.

Тати Тати   08.05.2010 00:04   Заявить о нарушении
Тати, на мой взгляд, судей объективных не бывает, объективно их усредненное мнение, суммарная оценка. А что до любезностей, их на Прозе хватает, и любезностей, и слащавостей. Иногда и солененького хочется, и перчику не хватает, честное слово:)) И пусть оно будет, хоть где-то, для любителей!

С праздником Вас, и всего доброго:))

София Прус   08.05.2010 00:11   Заявить о нарушении
София, Вас тоже с праздником. Мне бы не хотелось, чтобы Вы обижались на мой коммент. Это так, размышления. Я не настаиваю на слащавости, и прекрасно понимаю, что объективность в одном-единственном лице не может существовать по определению. Да и вообще углубляться не хотела, Вы же сами попросили уточнить :))) Вам и Вашим коллегам нравится, так и славно. О вкусах ведь и не спорят. Успехов и всевозможных приятностей.

Тати Тати   08.05.2010 00:18   Заявить о нарушении
Тати, да я ж пошутила! Можно и мне расслабиться, наконец? Не обижаюсь я, веселых Вам праздников:))

София Прус   08.05.2010 00:23   Заявить о нарушении
Я, Таточка, не заглядывала на эту страницу давно, и не все отзывы видела, должно быть, а теперь уж не заглянешь, закрыли. Пообещали в качестве приза за участие бесплатную рекламу на глявной и... слиняли. Я не жалею, что участвовала, хотя уверилась в общем нелицеприятном отношении к собратьям по перу. Не всех, конечно, касается. Но большинства. Заглянула к тебе, наконец-то ты повесть выложила, сейчас некогда, а вечером почитаю.

Целую,

твоя Таню.

Татьяна Осипцова   30.05.2010 16:00   Заявить о нарушении
Про рекламу не обманули - спасибо Литературной Критике!

Татьяна Осипцова   02.06.2010 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.