Храбрый портной

                А.Лактюхов

 «ХРАБРЫЙ ПОРТНОЙ»
(пьеса для театра кукол в 2-х действиях, по мотивам сказок братьев Гримм)

Действующие лица:
Куклы:
Ганс – портной.
Лавочник – толстяк и скряга.
Гном
Паромщик
1-й разбойник
2-й разбойник
Маски:
Грустная маска}   жители
Злая маска         }  мира
Добрая маска   }   сказок
Одноглазый}
Двуглазый    } Великаны
Трехглазый }
Или маски, или куклы:
Уличная торговка.
Стражник.

ДЕЙСТВИЕ 1-е.

   На фоне закрытого занавеса звучит таинственная музыка и появляются три маски – Грустная, добрая и злая.

МАСКИ: (поют)
Мы к вам пришли из мира сказок,
Из мира тайн и ярких красок,
И вас хотим мы пригласить
Волшебный мир наш посетить.

Мир сказок полон приключений,
Загадок и хитросплетений
Здесь можно с Гномом подружиться
И с Великанами сразиться!

Струится времени песок,
Нас сказка ждет уже, дружок,
Вот двери раскрываются
И сказка начинается…


ДОБРАЯ МАСКА: Подождите… прежде чем открыть дверь в сказку, нам  следовало бы представиться…
ЗЛАЯ МАСКА: Конечно, иначе как узнают кто из нас кто.
ГРУСТНАЯ МАСКА: Я – маска грусти. А грущу я оттого, что в мире нет ничего совершенного. И если кто-то сейчас радуется, то, обязательно рядом кто-то грустит…
ЗЛАЯ МАСКА: О, это камень в мой огород… Я – маска зла, и если у кого-то что-то идет не так, как задумано, то обвиняют меня. Но, если бы не было зла, как бы вы узнали, что на свете есть добро?
МАСКА ДОБРА: И это правда. Добро и зло всегда рядом. Но, в отличие от зла, я – маска добра, - всегда улыбаюсь! Потому что умею радоваться всему, что есть на свете! Солнечный луч – это хорошо, он согреет землю. Набежала тучка, и пошел дождь – очень хорошо! дождь польет теплую землю и на ней вырастет трава! Наступила ночь – удивительно хорошо! Звезды высыпали на темном небе, а Луна, словно серебром, залила все тропинки!.. (доносится музыка) …о, какая  чудесная музыка!
ГРУСТНАЯ МАСКА: Чудесная… но, по моему, немного грустная…
ЗЛАЯ МАСКА: Это запел портной Ганс. Он шьет камзолы, костюмы, платья  с утра, до поздней ночи, но едва сводит концы с концами. Денег хватает только на хлеб и на чай, иногда с сахаром.
ГРУСТНАЯ МАСКА: Бедняга…
ДОБРАЯ МАСКА: Но если он поет, значит, не все так плохо!
ЗЛАЯ МАСКА: Он оттого и поет, что бы разогнать тоску.
ДОБРАЯ МАСКА: Надо с ним познакомиться.
ГРУСТНАЯ МАСКА: Может, мы сможем ему чем-нибудь помочь…

   Маски открывают занавес, и перед нами - каморка Ганса. В ней почти ничего нет, только стул, на котором сидит Ганс, и стол, на котором лежат нитки и иголки, да еще не хитрый завтрак портного.

ГАНС: (поет)
С утра до вечера тружусь
Я за своим столом
И этим я вполне горжусь –
Я занят ремеслом!

Один стежок, другой стежок,
И получился шов.
Один стежок, другой стежок,
И вот костюм готов!

Я с малых  лет тружусь портным
С иглой дружил всегда,
Заняться ремеслом другим
Не думал никогда.

Один стежок, другой стежок,
И получился шов.
Один стежок, другой стежок,
И вот костюм готов!

Хотя иногда я мечтаю о том
Как я запираю свой дом,
И словно корабль, подняв паруса,
Иду, куда смотрят глаза.

За лугом, за лесом и там, за горой
Другие люди живут
Быть может тот мир совершенно иной,
И может быть, там меня ждут…

Появляются маски.

ДОБРАЯ: Здравствуй Ганс.
ГАНС: И вам - здравствуйте.
ДОБРАЯ: Ты целыми днями сидишь в своей каморке, выходи к нам, погрейся на солнышке!
ГАНС: О, я бы с удовольствием это сделал, но мне надо работать.
ЗЛАЯ: Зачем тебе это надо?! Ты работаешь, не покладая рук, а денег едва хватает на хлеб!
ГАНС: Правда ваша, но меня это мало волнует. Мне нравится мое ремесло, а кроме того, когда шью, я мечтаю о том, что когда-нибудь отправлюсь в путешествие и мне становится веселей!
ДОБРАЯ: Так почему ты не отправишься в путешествие прямо сейчас? Чего ты ждешь?!
ГАНС: Сейчас я жду лавочника. Он заказал у меня костюм и сегодня придет за ним. (показывает свою работу)
ГРУСТНАЯ: Ты хорошо делаешь свою работу, почему тебе так мало платят?
ГАНС: Спросите об это моих заказчиков. Сегодня те, кто может платить хорошо, почему-то хотят получить все даром, а другие и рады бы заплатить, да нечем.
ЗЛАЯ: Типичная песенка, типичного неудачника! Надо быть жестче и  требовать к себе уважения! Вон, идет к тебе твой заказчик. Если я не ошибаюсь, у него не одна, а три лавки и денежки у него водятся. Так возьми с него такую плату, как полагается! Он то своим покупателям  даром ничего не дает.
ГАНС: Я попробую…

Маски расходятся, появляется лавочник.

ЛАВОЧНИК: Ну, что, портной, готов мой заказ?
ГАНС: Конечно, господин лавочник. Вот, взгляните на ваш костюм.
ЛАВОЧНИК: Ах! Хорош, хорош! Отличная работа, портной!
ГАНС: Я рад, что угодил вам.
ЛАВОЧНИК: Угодил, угодил! Сколько же ты хочешь за свою работу?
ГАНС: Десять монет.
ЛАВОЧНИК: Что? Десять монет за этакую дрянь?!
ГАНС: Вы же только что сказали, что костюм хорош.
ЛАВОЧНИК: Я?!  (кричит) Я не хотел тебя расстраивать! Десять монет! За что?! За это?!!
ГАНС: Что вы так кричите? Это – моя работа и я хочу получить за нее достойную плату. Ведь вы в своих лавках никому, ничего даром не даете.
ЛАВОЧНИК: (стал кричать еще сильнее, топать ногами, махать руками) Да как ты смеешь равнять?!! Я день и ночь в заботах! Думаю! Волнуюсь – как бы у меня ничего не украли! Переживаю! Трачу  нервы! А ты, бездельник, кольнул два раза иголкой и требуешь за это десять монет!!! Разбойник!
ГАНС: Но…
ЛАВОЧНИК: Вот тебе пять монет и кончено!

Лавочник бросил пять монет, забрал костюм и ушел.

ГАНС: Будь жестче… требуй… ну, потребовал и что? Меня же и разбойником обозвали… Что ж, пять монет лучше, чем ничего!

Слышится голос уличной торговки:
«Варенье! Прекрасное сливовое варенье! Кому варенье?»…

Варенье… как я люблю варенье… (посмотрел на монеты, подумал) Эх… (кричит в окно) …Добрая женщина, подождите!..
ТОРГОВКА: (подходит) Вы хотите купить у меня варенье?
ГАНС: Да, сколько вы хотите за него?
ТОРГОВКА: Пять монет.
ГАНС: Пять?.. если я куплю варенье у меня не останется денег…
ТОРГОВКА: Что-то не так?
ГАНС: Нет, нет, просто… я не куплю у вас варенье.
ТОРГОВКА: Ну что ж, найду другого покупателя. (повернулась что бы уйти, но остановилась) Знаете, господин портной, я слышала что вы добрый человек, поэтому я, пожалуй, угощу вас вареньем бесплатно.
ГАНС: Ну что вы, не надо…
ТОРГОВКА: Самую малость. И не обижайте меня отказом!

(дает ему маленький горшочек с вареньем)

ГАНС: Спасибо вам, добрая женщина.
ТОРГОВКА: Кушайте на здоровье, господин портной.
ГАНС: Какой я господин, если у меня денег едва хватает на хлеб…
ТОРГОВКА: Деньги – дело наживное. Прощайте, господин портной!

Торговка уходит, Ганс снова один.

ГАНС: Правду говорят, что мир не без добрых людей… сейчас я попробую  это варенье!.. Нет. Сначала дошью платье жене мельника…

Ганс поставил варенье на стол и вышел. Тут же налетела стая мух и облепила варенье. Вернулся Ганс и ахнул.

ГАНС: Ах! Варенье! Мое варенье!!! Ну, я вас!!! (подбегает и бьет кулаком  по столу, мухи разлетелись, но не все…) Съели все мое варенье…  одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь… Семь мух убил одним ударом. Ого! Одним ударом – семерых! Да я – силач! И что такой силач делает в этой каморке?! Вперед! Иду бродить по белу свету!Наказывать злодеев и помогать слабым! Монеты – есть, корка хлеба – найдется, а что мне еще надо?.. вот что – сошью себе пояс и пойду.
(принялся за дело и запел)
Силачом зовусь недаром –
Семерых одним ударом!
Хоть я с виду не силен,
Но, как стукну кулаком!

Берегись вор и злодей!
И сердить меня не смей!
Я, когда сердит бываю,
Семь ударом убиваю!

Вот и пояс мой готов! (читает надпись)… «Когда сердит бываю, – семерых одним ударом убиваю». С таким поясом  мне никто не страшен! Теперь в дорогу соберусь. Так, сухарик – в карман, сахар… от сахара только крошки остались… пригодится, тоже в карман. Луковица – очень  хорошо, в карман! Ну, вот я и готов! Прощай моя каморка, прощай моя прежняя жизнь! (ушел напевая)
Силачом зовусь недаром –
Семерых одним ударом!
Берегись вор и злодей
И сердить меня не смей!

Ганс скрылся, появились Маски.

ЗЛАЯ: (смеется) Такого чудака я еще не встречал!
ГРУСТНАЯ: Бедный! Что он будет есть? Где он будет жить?! Теперь у него нет даже крыши над головой!
ДОБРАЯ: За то у него есть голова на плечах. Посмотрим, может ему повезет!

Маски скрываются. Открывается каменистая местность.
Высокая гора,  колючий кустарник, в кустах запуталась птичка.
Выходит Ганс, замечает птицу.
   
ГАНС: Бедная птичка! Запуталась в силках… сейчас, я тебя освобожу!

Пока Ганс возится с птицей, за его спиной появляется Одноглазый великан.

ОДНОГЛАЗЫЙ: О! маленький человек! Ты зачем сюда пришел?
ГАНС: (прячет птицу за спину) Ой…
ОДНОГЛАЗЫЙ: А! Ты, наверное, пришел для того, чтобы  я тебя съел.
ГАНС: Нет, я пришел не для этого…
ОДНОГЛАЗЫЙ: Теперь уже неважно, я тебя все равно съем.
ГАНС: (понял, что терять ему уже нечего) Эй ты, одноглазый верзила, да  как смеешь ты со мной так разговаривать?!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Чего?!
ГАНС: Ты что, не видишь, что написано на моем поясе?
ОДНОГЛАЗЫЙ: А что у тебя написано?
ГАНС: Ты не умеешь читать?! Так и быть, на первый раз я тебя прощаю.
ОДНОГЛАЗЫЙ: Чего?!
ГАНС: Здесь написано: «Когда сердит бываю, – семерых одним ударом убиваю»!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Чего?!!
ГАНС: Ничего. Хожу я по белу свету, ищу с кем бы силой помериться! До сих пор равных себе, я не встретил! Может, ты попытаешься  меня одолеть?
ОДНОГЛАЗЫЙ: Ха-ха-ха! Что ж, давай померяемся силой! Только уговор – кто кого побеждает, тот того и съедает.
ГАНС: Согласен!
ОДНОГЛАЗЫЙ: (поднимает с земли камень) Смотри, я могу этот камень так запустить, что он выше горы полетит.
(кидает камень вверх, он подлетает выше горы и подает)
ГАНС: Ха, я могу камень так запустить, что он вообще обратно не прилетит! (достает птичку из-за спины, говорит тихо) Ну, птаха, я тебя  выручил, теперь ты меня выручай… (подбрасывает птицу вверх, и  она улетает. Великан голову задрал и ждет, когда «камень» упадет) Не жди, он теперь не раньше чем через год упадет.
ОДНОГЛАЗЫЙ: Вот это да! Давай еще померяемся…
ГАНС: Еще? Пожалуй, еще раз можно.
ОДНОГЛАЗЫЙ: (берет большой камень) Смотри. Я этот камень об голову  разобью!
(бьет себя камнем по голове и тот разваливается пополам)
ГАНС: Вот насмешил! Я такие камни одной рукой в песок растираю! (тихо) Вот и сахарные крошки пригодились…
(достает из кармана крошки и сыпет их,  как бы растирает камень)
ОДНОГЛАЗЫЙ: Опять твоя взяла! Давай еще раз!
ГАНС: Нет, теперь я тебя съесть должен.
ОДНОГЛАЗЫЙ: Погоди, погоди! Силой три раза мериться полагается!
ГАНС: Ладно, только на этот раз мои условия.
ОДНОГЛАЗЫЙ: Согласен.
ГАНС: (тихо) Вот и сухарик пригодился… (великану) Смотри, я булыжник зубами разгрызу и съем! (кладет сухарик в рот и с хрустом съедает)
ОДНОГЛАЗЫЙ: Вот это да!.. (кусает  булыжники вскрикивает от боли) Ой! Мои зубки! Мои бедные зыбки! Я, кажется, сломал свои зубки!!!
ГАНС: А мои зубки – целые!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Не ешь меня, господин! Не надо… что хочешь, возьми у меня, все отдам, только не ешь меня!..
ГАНС: Ладно, я подумаю…

Раздается сильный топот, и выходят еще два великана – Двуглазый и трехглазый.

ГАНС: Ого! А это еще кто?!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Это мои братцы…
ТРЕХГЛАЗЫЙ: Вижу, брат ты поймал маленького человека нам на обед! Это как раз кстати!
ДВУГЛАЗЫЙ: Кидай его, скорее в котел, а то мы проголодались!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Что вы, братья! Я сам чуть не попал к нему на обед!
ТРЕХГЛАЗЫЙ: Ты шутишь?
ДВУГЛАЗЫЙ: Одноглазый великан чуть не попал на обед к этой козявке?! Не верю!
ГАНС: Эй, потише, громилы! Я когда сердит бываю – семерых одним ударом убиваю!
ОДНОГЛАЗЫЙ: Это правда! Он такой силач, каких мы с вами еще не  встречали! Булыжники зубами разгрызает! Он  камни в песок превращает! Булыжники в небо кидает, и они там целый год летают!

           Такие слова великанов только рассмешили!

ДВУГЛАЗЫЙ: Ну, братец, насмешил!
ТРЕХГЛАЗЫЙ: Да я этакую малявку мизинцем раздавлю!
ГАНС: (тихо) Сейчас я вас луковицей попотчую… (вытаскивает из кармана лук, прыгает великану на плечо) Эй, вы, кто надомной смеется – тот слезами обольется!
ДВУГЛАЗЫЙ: Что это ты там пропищал?
ГАНС: А вот что!

Ганс сунул кулак с луковицей прямо в глаз одному великану, потом перепрыгнул на плечо к другому и сделал то же самое. Двуглазый и трехглазый великаны тут же разрыдались, а одноглазый от испуга рухнул на колени, прося о пощаде.

ОДНОГЛАЗЫЙ: Прости, прости моих братьев, господин! Пощади их!
ДВУГЛАЗЫЙ и ТРЕХГЛАЗЫЙ: Пощади, господин! Пощади!
ГАНС: Что-то я сегодня добрый… так и быть, я вас прощаю. Но смотрите, если еще раз рассердите меня – пощады не ждите! А сейчас я хочу отдохнуть.
ОДНОГЛАЗЫЙ: Конечно, господин, я уступлю тебе свое ложе! (Он побежал  и принес Гансу тюфяк и одеяло) Ложись, господин, отдыхай. А мы с братьями будем охранять твой покой!
ДВУГЛАЗЫЙ и ТРЕХГЛАЗЫЙ: (вытирая слезы) Да, господин, и принесем тебе теленка на завтрак!

Ганс улегся, накрылся одеялом, а  великаны на цыпочках ушли за гору. Ганс поворочался, поворочался, да и встал.

ГАНС: До чего не удобная постель! Не привык я на мягких тюфяках спать. Лучше я под кустом лягу.

Ганс прикрыл тюфяк одеялом, зашел за куст и лег.
Из-за горы показались великаны, у одного в руках лом.

ОДНОГЛАЗЫЙ: Спит?
ДВУГЛАЗЫЙ: Спит.
ТРЕХГЛАЗЫЙ: Что будем делать, братья?
ОДНОГЛАЗЫЙ: (поет)
Сколько страху я сегодня испытал!
К человеку на обед чуть  не попал!
Он булыжники, как семечки щелкал!
Я подумал, что совсем уже пропал.

ДВУГЛАЗЫЙ: (подпевает)
До сих пор его кулак перед глазами!
Заливались мы горючими слезами.
Да я в детстве никогда так не рыдал!
Ох, и сильно человек нас напугал!

ТРЕХГЛАЗЫЙ: (подхватывает)
Вот что, братья, коль хотим спокойно жить,
Силача должны мы погубить!
А не то, он сам нас изведет,
Не сегодня – завтра всех сожрет!   
                …Согласны?
ОДНОГЛАЗЫЙ и ДВУГЛАЗЫЙ: Ага!

Великаны подкрадываются к тюфяку и вонзают в него лом.

ОДНОГЛАЗЫЙ: (вытирая пот) Фу, теперь можно успокоиться…
ДВУГЛАЗЫЙ и ТРЕХГЛАЗЫЙ: (вытирая пот) Ага…
ГАНС: (поднимается из-за куста) Вы чего шумите?! Теленка принесли?
ОДНОГЛАЗЫЙ: Живой…
ДВУГЛАЗЫЙ: Его даже железным ломом не убьешь…
ТРЕХГЛАЗЫЙ: Бежим пока целы!!!

Великаны с криком убегают.

ГАНС: Бегите, бегите и больше не возвращайтесь! Здорово улепетывают!
(поет)
Я еще сильнее стал –
Великанов трех прогнал!
Хоть я с виду несилен,
Но прогнал злодеев вон!

Силачом зовусь недаром –
Семерых одним ударом!
Великанов побеждаю –
Прочь злодеев прогоняю!

Пока Ганс пел, за его спиной появился Гном.

ГНОМ: Спасибо тебе, Ганс.
ГАНС: Кто здесь? А ну, покажись!
ГНОМ: Это я – гном. Я пришел отблагодарить тебя за то, что ты прогнал злых великанов с нашей земли.
ГАНС: Это ваша земля? Я не знал…
ГНОМ: Мы всегда жили здесь, добывали среди камней серебро и золото. Но пришли великаны и отняли у нас все. А ты прогнал их и мы можем вернуться в свои дома.
ГАНС: Что ж, я рад что, сам не зная того, помог вам! Возвращайтесь в свои дома и живите сколько хотите! А я пойду дальше.
ГНОМ: Подожди, Ганс…
(гном трижды стучит своей палочкой по горе и в ней открывается пещера)
ГАНС: Ого!
ГНОМ: Загляни туда, Ганс, там несметные богатства, которые мы собирали  тысячи лет, возьми, сколько хочешь.
ГАНС: Нет, спасибо. Богатство мне надо было, когда я сидел в своей  каморке. Теперь я путешествую! Мой путь далек, а нести с собой  золото и серебро слишком утомительно. Пусть ваше богатство  останется у вас, а у меня есть целых пять монет – на хлеб и на воду хватит!
ГНОМ: Дело твое. (снова стучит палочкой и пещера закрывается) Возьми тогда вот этот колокольчик. Мы, гномы, помним добро, и если тебе понадобится помощь, позвони и я помогу тебе.
ГАНС: Спасибо…
ГНОМ: Но помни – позвать меня на помощь ты можешь только три раза. А теперь – прощай. (исчезает)
ГАНС: Прощай, Гном!

Ганс отправился дальше напевая свою песенку.
А перед нами появляются маски.

ЗЛАЯ: Глупец! Какой глупец!!! Сам отказался от сокровища! А ведь с таким богатством он мог бы  стать королем!
ДОБРАЯ: У него все еще впереди.
ГРУСТНАЯ: Вот это меня и пугает – что его ждет впереди?
ДОБРАЯ: Давайте посмотрим!

Маски скрываются. Открывается река, на реке паром, на пароме стоит паромщик, держит в руках багор, поет.

  ПАРОМЩИК: (поет)
Под палящим лучом,
Под холодным дождем,
То туда, то сюда
Я гоняю паром.

Я тружусь здесь один
Много дней и ночей
И не видно конца
Работе моей.

Мне от этой реки
Не уйти, не сбежать
Видно здесь и придется
Мне век коротать.

ГАНС: (появляется) Здравствуй, паромщик!
ПАРОМЩИК: И тебе – здравствуй, добрый человек.
ГАНС: Сделай доброе дело, перевези меня на тот берег.
ПАРОМЩИК: Если хочешь, что бы я сделал для тебя доброе дело, то послушай моего совета – оставайся на этом берегу.
ГАНС: От чего же ты не хочешь вести меня?
ПАРОМЩИК: С недавних пор объявились в той стороне два злодея - разбойника, никому от них покоя нет. Король тамошний тому, кто разбойников поймает, даже обещал отдать дочь в жены, но, сколько храбрецов не пытало счастье, ни один не вернулся. Так что ступай, добрый человек, другой дорогой.
ГАНС: Ну, уж нет! Туда-то мне и надо. Разве ты не видишь что у меня на поясе написано – «Когда сердит бываю – семерых одним ударом убиваю»! Есть у меня  пять монет, перевези меня на тот берег и я отдам их тебе.
ПАРОМЩИК: Раз тебе так надо, то перевезу. И платы с тебя не возьму, если ответишь – до каких пор я буду переправлять этот паром? Сижу здесь, как привязанный, света белого не вижу!
ГАНС: Если тебе надоела эта работа, что ж ты не бросишь свой багор и не уйдешь?
ПАРОМЩИК: Не так все просто. Когда-то я был  очень богат, но мне хотелось стать еще богаче. Я не хотел расставаться со своими деньгами, но был готов отнять у других последнее. Моя жадность затмила мой разум. Я мог не задумываясь обругать человека, накричать, оскорбить его. И вот однажды, подземные духи – гномы, наказали меня за мою глупость. По их воле я уже много лет стою на этом пароме и не могу ступить на берег… и не знаю - будет ли мне когда-нибудь смена?
ГАНС: Я найду ответ на твой вопрос.
ПАРОМЩИК: Ну, тогда входи на паром.

Ганс входит на паром, паромщик отталкивается багром, они плывут. Ганс позвонил в колокольчик, появился Гном.

ГНОМ: Какая помощь нужна тебе Ганс?
ГАНС: Помощь нужна не мне, а ему.  Скажи, до каких пор он будет переправлять паром, будет ли ему когда-нибудь смена?
ГНОМ: Что ж, паромщик, ты осознал свои ошибки, так слушай меня внимательно: когда придет к тебе человек, в котором ты узнаешь себя прежнего, он будет кричать и требовать быстрее переправить его на другой берег. Отдай ему свой багор в руки и скажи: «Коль так торопишься, то сам и плыви». Как только он возьмет багор, ты освободишься, а он вместо тебя будет переправлять паром. Запомнил?
ПАРОМЩИК: Запомнил…
ГНОМ: Ганс, один раз ты позвонил в колокольчик, осталось всего два раза. Рад был увидеть тебя, но мне уже пора… (исчез)

А паром уже достиг берега.

ГАНС: Ну, вот, я исполнил твою просьбу, ты исполнил мою. Спасибо тебе, паромщик.
ПАРОМЩИК: Тебе спасибо, Ганс, теперь у меня появилась надежда… Только долго ли мне ждать того человека?..
ГАНС: Если встречу такого в пути, я потороплю его к тебе! Прощай, паромщик!
ПАРОМЩИК: Прощай Ганс, удачи тебе.

Ганс ушел напевая песню,  а перед нами появились маски.

ГРУСНАЯ: Зачем?! Зачем он отправился в эту ужасную страну?! Зачем?!!
ДОБРАЯ: Он добрый малый, он ищет приключений!
ЗЛАЯ: Глупец. Лучше бы взял у Гнома золото и жил бы себе припеваючи.
ДОБРАЯ: Подождем, что будет дальше, а пока – антракт!

Маски закрывают занавес.

КОНЕЦ 1-го ДЕЙСТВИЯ.


ДЕЙСТВИЕ 2-е.

Как и в начале,  перед занавесом появляются маски, поют.

Мы вновь готовы к приключениям,
Ведь ждет нас сказки продолжение.
Вперед шагает наш герой,
Отважный Ганс, смельчак портной!

Там за рекой, за темным лесом
Грустит прекрасная принцесса.
И вместе с ней грустит король,
В душе его – тоска и боль.

Струится времени песок,
Нас сказка ждет уже, дружок,
Вот двери раскрываются
И сказка продолжается…

Маски открывают занавес и перед нами площадь перед королевским дворцом. С одной стороны площади стоит сухое дерево, с другой стороны – неработающий фонтан. На площади Король в полном одиночестве.

КОРОЛЬ: (поет)
Королевстве моем
            не слышны уж веселые песни,
Только вороны громко
            кричат по утрам.
Не звучит громкий смех,
            почему – неизвестно,
Только страх и печаль
            расползлись по углам.

Уж не плещет фонтан
               серебристой струею,
Нет на дереве старом
                золотистых плодов.
В сердце боль и тоска,
                и горючей слезою
Наше прошлое счастье
                я оплакать готов…

СТРАЖНИК: (появляется) Ваше величество, там к вам какой-то лавочник  просится.
КОРОЛЬ: Что ему нужно?
СТРАЖНИК: Не знаю. Он все кричит, ругается…
КОРОЛЬ: Странно, уже ни у кого нет сил ругаться, все только плачут… Впусти.

Стражник впускает уже знакомого нам толстяка-лавочника.

ЛАВОЧНИК: Ваше королевское величество! Я требую справедливости!
КОРОЛЬ: Зачем ты так кричишь, человек?
ЛАВОЧНИК: Как же мне не кричать?! Я – честный лавочник! Я тружусь, не покладая рук! Ночами не сплю! Волнуюсь! Переживаю!
КОРОЛЬ: Да что случилось? Объясни толком.
ЛАВОЧНИК: Я и объясняю: вез я свой товар в ваше королевство, а на меня напали разбойники!
КОРОЛЬ: Опять разбойники…
ЛАВОЧНИК: Они забрали товар, отняли деньги – пятьдесят… нет, сто монет! Чуть не лишили меня жизни! Я еле ноги унес!
КОРОЛЬ: Тебе еще повезло…
ЛАВОЧНИК: Что значит «повезло»?! Я требую, что бы мне возместили  ущерб!!!
КОРОЛЬ: Законное желание. Как только этих разбойников схватят, тебе вернут твои монеты.
ЛАВОЧНИК: Когда же их схватят?
КОРОЛЬ: А вот этого не знает никто. Я дал слово выдать свою дочь замуж за того, кто поймает разбойников. Лучшие люди королевства пытали свое счастье, но ни один не вернулся с победой… так что, лавочник, придется подождать, пока появится такой герой, который сможет одолеть злодеев.
ЛАВОЧНИК: И сколько ждать?
ГАНС: (выходит на площадь) Ждать осталось не долго! Ваше величество, я берусь поймать негодяев.
КОРОЛЬ: Ты?! Кто ты и откуда взялся?
ГАНС: Я пришел с того берега реки, а зовут меня Ганс.
КОРОЛЬ: И ты Ганс, вызываешься поймать разбойников?
ГАНС: Да, ваше величество!
КОРОЛЬ: Ты совсем не похож на героя.
ГАНС: На моем поясе написано – «Когда сердит бываю – семерых одним ударом убиваю»!  Так что поймать двух разбойников для меня – пустяковое дело.
ЛАВОЧНИК: (королю) Не верьте ему, ваше величество! Я знаю его, никакой он не силач, он портной!
КОРОЛЬ: (оценив слова Лавочника, Гансу) А может быть ты просто хвастунишка и твои слова ничего не стоят?
ГАНС: Это легко проверить, дайте мне веревку, и если я не приведу на ней разбойников – значит я хвастун. А если приведу…
КОРОЛЬ: Тогда я исполню свое обещание и отдам свою дочь тебе в жены. Ступай, стражник даст тебе все, что тебе потребуется.
ГАНС: Спасибо, ваше величество, но кроме веревки мне ничего не потребуется!

Ганс напевая вышел. Появляются маски.

ГРУСТНАЯ: Что он наделал?! Разбойники погубят его!!!
ЗЛАЯ: Это точно! А если успеет удрать от разбойников, то Король отрубит ему голову!
ДОБРАЯ: До сих пор его голова его выручала! Посмотрим, что получится на этот раз!

Маски скрываются, а перед нами лес.
По центру стоит большое дерево, под деревом шалаш, рядом с шалашом крепко спят два здоровенных разбойника.
Ганс тихонько пробирается к дереву, залезает на него и скрывается в густой листве. Из своего укрытия он начинает кидать в одного из разбойников камушки.

1-й РАЗБОЙНИК: (просыпается, толкает другого) Ты чего мне спать мешаешь?!
2-й РАЗБОЙНИК: (спросонья) Как я тебе мешаю?!
1-й РАЗБОЙНИК: Ты чего камнями кидаешься?!
2-й РАЗБОЙНИК: Тебе видно приснилось! Я сплю и никого не трогаю. Но если ты будешь мне мешать, я трону тебя!

Оба поворачивается на бок, и засыпают.
Ганс стал кидать камни в другого разбойника.

2-й РАЗБОЙНИК: (вскакивает, толкает первого) Эй! Что за шутки?! Я же сказал – не мешай мне спать!
1-й РАЗБОЙНИК: Это я тебе спать мешаю?! Это ты мне спать мешаешь!!! (бьет 2-го кулаком)
2-й РАЗБОЙНИК: Ах, ты драться?! (дает сдачи)
1-й РАЗБОЙНИК: Ну, держись! (снова бьет)
2-й РАЗБОЙНИК: Получай! (лупит 1-го)
1-й РАЗБОЙНИК: На тебе! (лупит 2-го)
2-й РАЗБОЙНИК: А я сильнее! (лупит 1-го)
1-й РАЗБОЙНИК: Нет, я сильнее! (лупит 2-го)
2-й РАЗБОЙНИК: Нет, я! (лупит 1-го)
1-й РАЗБОЙНИК: Нет, я! (лупит 2-го)

Так они лупили друг друга, пока оба не рухнули на землю без сил.
После этого Ганс спокойно слез с дерева
 и связал обессиленных разбойников веревкой.

ГАНС: (дразнит) Я сильней… нет, я сильней… Я сильнее вас обоих, ясно?!
1-й и 2-й РАЗБОЙНИКИ: Ик…
ГАНС: А теперь отвечайте, где награбленное спрятали?.. Молчите? А вот так… (сталкивает их лбами)
1-й и 2-й РАЗБОЙНИКИ: Ой!..
ГАНС: Что, больно? Это я еще добрый, а когда я сердит бываю – семерых одним ударом убиваю! Ну, где награбленное прячете?!
1-й и 2-й РАЗБОЙНИКИ: Там… (указали на шалаш)
ГАНС: Вот так бы сразу. (открывает шалаш, а там…) Ого! Видно многих
вы обидели. Надо бы все обратно людям вернуть, только мне одному с такой задачкой не справиться… знаю, кто мне поможет!

Звонит в колокольчик, появляется Гном.

ГНОМ: Здравствуй Ганс. Тебе нужна моя помощь?
ГАНС: Нужна, Гном, ой как нужна. Видишь сколько тут добра награбленного, помоги все людям вернуть.
ГНОМ: Что ж, помогу. (он трижды стукнул своей палочкой по земле и все разлетелось, остался только один кошелек, Гном подает его Гансу) А это кошелек Лавочника, ты его сам верни, он тебя у Короля дожидается.
ГАНС: Спасибо, Гном, я бы один и за неделю не управился!
ГНОМ: Ганс, ты уже дважды звонил в колокольчик, остался один, последний раз… Ну, мне пора. (исчез)
ГАНС: (разбойникам) Эй, чего расселись? А ну, шагайте к Королю!

Разбойники поплелись и Ганс пошел, подгоняя их своей песенкой.


Силачом зовусь недаром,
Семерых одним ударом!
Великанов трех прогнал,
Двух разбойников поймал!

Ганс скрывается, появляются маски.

ДОБРАЯ: Ну, что теперь скажите?
ГРУСНАЯ: По-моему, для грусти нет причин!
ЗЛАЯ: А вот и ошибаешься. Посмотрим, как дело дальше обернется!

Маски уходят, а мы снова попадаем на королевский двор
с неработающим фонтаном и сухим деревом.
У фонтана стоит Король, под деревом сидит Лавочник и поет.

ЛАВОЧНИК: (поет)
Ой, несчастье то, какое!
Нет спасенья от разбоя!
Распустились лихоимцы,
Душегубы, проходимцы!

В страхе держат население,
Тут уж не до развлечения!

Ох, сейчас лишусь сознания,
Отобрали состояние!
Распустились лихоимцы,
Душегубы, проходимцы!

В страхе держат население,
Тут уж не до развлечения!

КОРОЛЬ: Перестань выть, лавочник! Без тебя тоскливо.
ЛАВОЧНИК: Так ведь горе у меня. Сто пятьдесят монет украли… золотых! Кто мне возместит ущерб?!..
ГАНС: (входит с разбойниками) Я возмещу. Ваш кошелек, господин Лавочник?
ЛАВОЧНИК: Мой! Это мой кошелек!!! Отдай!
ГАНС: Держи.

Отдает кошелек. Лавочник бросается пересчитывать деньги.

КОРОЛЬ: Глазам своим не верю! Ганс, ты ли это?!
ГАНС: Я, ваше величество, а это разбойники, которых я обещал вам поймать.
КОРОЛЬ: Так это они держали в страхе мое королевство?
ГАНС: Они самые.
КОРОЛЬ: Как же ты…
ГАНС: Я, когда сердит бываю…
КОРОЛЬ: …Семерых одним ударом… Молодец! Молодец, Ганс!
ЛАВОЧНИК: Какой он - молодец?! Он – мошенник!!!  У меня в кошельке было сто пятьдесят монет, а тут – только пятьдесят!.. Где остальные?!!
1-й РАЗБОЙНИК: Врет он. Не было у него столько денег!
2-й РАЗБОЙНИК: Я этого толстяка хорошо запомнил! Он  скорее готов был
с жизнью расстаться, чем со своим кошельком, а в кошельке всего пятьдесят монет было!
КОРОЛЬ: Так, кто же тут мошенник?!
ЛАВОЧНИК: А товар? Где мой товар?!! Кто мне возместит убытки?!!
КОРОЛЬ: Думаю - палач, тебе все возместит…
ЛАВОЧНИК: (кричит, топает ногами, машет руками) Это беззаконие! Я требую…
ГАНС: Постой, Лавочник, зачем так кричать? За рекой, под большим дубом,  я закопал золото. Иди туда, и найди то, что ищешь.
ЛАВОЧНИК: За рекой, под большим дубом…
ГАНС: Увидишь паромщика, скажи ему, что Ганс тебя прислал. Поторопись, пока кто-нибудь не опередил тебя…
ЛАВОЧНИК: Бегу! Меня уже нет!.. (удрал без оглядки)
ГАНС: (про себя) Встречай помощника, паромщик…
КОРОЛЬ: Ганс, ты избавил меня от назойливого Лавочника, а мое королевство от разбойников! И я сдержу свое слово, отдам свою дочь тебе в жены! Стража! (входит стража) Позовите ко мне Принцессу, а этих уведите в темницу!

       Стражник уводит разбойников. Выбегает принцесса.

ПРИНЦЕССА: Ты звал меня, папа?
КОРОЛЬ: Дочь моя, ты знаешь, что я дал слово отдать тебя в жены тому, кто избавит наше королевство от злых разбойников.
ПРИНЦЕССА: Да, я знаю это.
КОРОЛЬ: Так вот, этот храбрый юноша и станет твоим мужем!
ПРИНЦЕССА: Этот?! Но… он же не принц…
КОРОЛЬ: Нет.
ПРИНЦЕССА: Он не король…
КОРОЛЬ: Нет, но станет им после меня.
ПРИНЦЕССА: Он даже не благородный рыцарь на белом коне…
ГАНС: Нет, я не рыцарь, я – портной.
ПРИНЦЕССА: Что?! Я не пойду замуж за портного!!!
КОРОЛЬ: Но, доченька…
ПРИНЦЕССА: Нет, нет и нет!!!
КОРОЛЬ: Я же дал слово…
ПРИНЦЕССА: А я не давала слова!
КОРОЛЬ: Но ты дала свое согласие!
ПРИНЦЕССА: А теперь забираю свое согласие обратно!
КОРОЛЬ: Так поступать нельзя! В конце концов, ты должна мне подчиниться!!!
ПРИНЦЕССА: (закатывает истерику) А-а-а-а-а!!!!!!!
ГАНС: Ваше величество, если принцесса не желает быть моей женой, не надо ее неволить. Честно говоря, мне такая каприза совсем не нравится.
ПРИНЦЕССА: (поражена) Что?! Я тебе не нравлюсь?!!
ГАНС: Ты принцесса, конечно красивая, но очень крикливая.
ПРИНЦЕССА: Нахал! Да как ты смеешь?!! Папа, немедленно прикажи его казнить!
КОРОЛЬ: За что?!
ПРИНЦЕССА: За то… за то, что он не хочет жениться на мне!
КОРОЛЬ: Но ты же сама не хочешь за него замуж!
ПРИНЦЕССА: Я принцесса! А он – нахал!!! Он должен мечтать жениться на мне!
ГАНС: Кто ж не мечтает жениться на принцессе!
ПРИНЦЕССА: Ах, так! Хорошо, я выйду за тебя замуж, если ты до утра решишь две мои задачки!
КОРОЛЬ: Доченька…
ПРИНЦЕССА: Папа, не перебивай! Так вот, до утра выполишь мои задания –выйду за тебя замуж, не решишь – тебе отрубят голову! Согласен?
КОРОЛЬ: Доченька! Нельзя же так!
ГАНС: Я согласен.
ПРИНЦЕССА: Видишь, папочка, он – согласен.
КОРОЛЬ: Ганс, что ты?!
ГАНС: Ничего, ваше величество, принцесса будет моей женой. Задавай свои задания!
ПРИНЦЕССА: Слушай, когда-то из этого фонтана била вода серебристой струей, а теперь он словно умер. На этом дереве росли золотые яблоки, а теперь оно засохло.  Я хочу, что бы  утром фонтан снова забил серебристой струей, а на дереве вновь появились золотые плоды.
ГАНС: Понятно…
ПРИНЦЕССА: Раз понятно – исполняй. (ушла)
КОРОЛЬ: Я бы рад тебе помочь, Ганс, но не знаю чем… (ушел)
ГАНС: Да… пожалуй, это будет потрудней, чем разбойников ловить…

В это время на площадь выходит паромщик и видит Ганса.

ПАРОМЩИК: Ганс! Как я рад тебя видеть!
ГАНС: Паромщик! Вижу, что ты уже свободен!
ПАРОМЩИК: Как птица! Прибежал ко мне, какой-то толстяк и ну кричать, топать ногами, махать руками! «Меня, говорит, к тебе Ганс прислал, вези меня на тот берег быстрее!». Ну, я и сделал так, как Гном велел. Вцепился толстяк в багор и словно приклеился к нему! Уж не знаю, как отблагодарить тебя, Ганс.
ГАНС: Ты бы отблагодарил меня, если бы ответил, почему на дереве не
растут золотые яблоки,  а из фонтана не бежит вода серебристой струей …
ПАРОМЩИК: Всего-то? Так слушай! Однажды я перевозил одну женщину, что вареньем сливовым торговала…
ГАНС: Кажется, знаю я, эту добрую женщину…
ПАРОМЩИК: Так вот она рассказывала, что завелась в корнях дерева мышь, точит она корни, от того и не растут на нем золотые плоды. Если прогнать мышь, золотые яблоки снова появятся!
ГАНС: А про фонтан? Про фонтан она ничего не говорила?
ПАРОМЩИК: Как же, говорила. Забралась в фонтан жаба и  перекрыла своим телом серебреную струю. Если прогнать жабу фонтан  забьет с новой силой!
ГАНС: Вот спасибо тебе, паромщик! (бежит к дереву) Но как же  найти эту мышь?.. (подходит к фонтану) И как выгнать оттуда жабу?
ПАРОМЩИК: Да… и в нору не залезть, и в трубу не пробраться…
ГАНС: Знаю, кто мне поможет!

Звонит в колокольчик, появляется Гном.

ГНОМ: Здравствуй Ганс, кому на этот раз нужно помочь?
ГАНС: Мне, помоги мне Гном! Прогони из фонтана жабу, а из корней дерева мышь. Чтоб серебряная струя забила с новой силой, а на ветвях  выросли золотые яблоки!
ГНОМ: Я сделаю это для тебя, Ганс.

Гном подошел к фонтану, трижды стукнул по нему своей палочкой,
тут же выскочила из фонтана жаба, квакнула и ускакала.
И сразу забил фонтан серебристой струей.
Подошел Гном к дереву, стукнул по корням три раза своей палочкой,
выскочила из корней мышь, махнула хвостом и убежала.
И появились на ветках золотые яблоки.

ГАНС: Спасибо тебе, Гном! Теперь я женюсь на принцессе!.. Но, я позвонил  в колокольчик в третий, и последний раз… теперь возьми его обратно.
ГНОМ: Ганс, у тебя доброе сердце. Дважды ты звал меня на помощь, но помощь была нужна не тебе,  и только один раз я помог тебе. Оставь  этот колокольчик у себя и зови меня, когда будет нужно. Я знаю, по пустякам ты меня беспокоить не станешь.
ГАНС: Гном, спасибо тебе…
ГНОМ: Мы, гномы, помним добро… А это прими от меня, как подарок к свадьбе…

Гном трижды стучит палочкой и потертая одежонка Ганса превращается в королевский наряд.

ГАНС: Гном…
ПАРОМЩИК: Ого! Какой красавчик!
ГНОМ: До свидания, Ганс.
ГАНС: До свидания, Гном…

Гном исчез, а на площадь выходят Король и Принцесса.
Увидев работающий фонтан и золотые яблоки, Принцесса со смехом побежала играть плодами и брызгаться водой.

КОРОЛЬ: (подошел к Гансу) Ганс, ты сделал невозможное!
ПРИНЦЕССА: (подходит к Гансу) А ты совсем не похож на портного, скорее, ты похож на принца…
КОРОЛЬ: По-моему, ты покорил сердце моей капризной дочери…
ПРИНЦЕССА: Да. Ты победил, Ганс. Я согласна быть твоей женой.
КОРОЛЬ: Сегодня же сыграем свадьбу!!!

Ганс и Принцесса целуются. Выходят маски.

ГРУСТНАЯ: Ну вот, мне опять грустно, потому что сказка кончается…
ЗЛАЯ: На свете много самых разных сказок!
ДОБРАЯ: А если сказка поселится в ваших сердцах, то она никогда не кончится!

Поют финальную песню.

Вот завершился наш рассказ
И скоро мы покинем вас
Под сенью сказочных теней
Мы снова будем ждать друзей

Чтоб вновь вас в сказку пригласить,
Волшебный мир для вас открыть.
И вы, как только захотите,
Опять к нам в гости приходите.

Струится времени песок,
Пора прощаться нам, дружок,
Дверь в сказку закрывается,
Но сказка никогда не кончается.

ФИНАЛ.


Рецензии
пьеса по душе. для тюза - мне кажется... Сам не пробовал ставить?

Владимир Тронин   11.09.2010 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Нет, сам ставить не пробовал, а если надумаю, то хочется сделать синтез - маски и великаны в ж.п. :0)

Андрей Лактюхов   11.09.2010 22:30   Заявить о нарушении