Библиография хазар. Неавторизованные. Англ. Фр

Acta Sanctorum. Boissonade. Anecdota graeca. Parisiis. 1833; Acta sanctorum. Oktobr. Parisiis et Romae, 1869. Редакторы "Деяний святых" ("Acta Sanctorum"), известны под прозванием болландистов. Существует предание в "Acta Sanctorum", принимаемое Бестужевым-Рюминым, что хазары просили у имп. Михаила проповедника и что последний послал туда (к хазарам) св. Кирилла. (Брокгауз) (Пигулевская)

Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber", Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931). 

Bibliographie de la question Khasar. Bulletin of the N.Y. Труды Русских ученых за рубежом. библиография по хазарам, составленная Славянским отделом Нью-Йоркской публичной библиотеки, опубликована в "Bulletin of the New York Public Library". 42 (N.Y., 1938), а вслед за тем в книге Моравчика (Moravcsik G. Byzantinoturcica. 1. Berlin, 1958). (Гумилёв)

Chronica Gallica. ed. Mommsen, MGH, Auctores Antiquissimi, vol. 9 (1892). Издание "Monumenta Germanica Auctores antiqui". В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский) (Иордан)

Chronicon Paschale. ed. Dindorf (Bonn, 1832). "Пасхальная хроника" относится к числу довольно сложных по своему происхождению источников. Это произведение, во-первых, принадлежит не одному автору и, во-вторых, будучи компилятивным по своему характеру, теряет в достоверности. Этот источник написан в VII в., и в своё время ещё Штриттер счел необходимым сделать из него соответствующую выписку. Но есть другая выписка, более интересная по содержанию и имеющая более непосредственное отношение к истории древних славян, чем та, которую предложил Штриттер, ибо последняя прямо не говорит о славянах и, по-видимому, в самом тексте "Пасхальной хроники" является позднейшей интерполяцией. Впервые эта хроника была издана в 1615 г, Радером в Мюнхене (издание Диндорфа, Bonn, 1832). Из учёных никто не работал специально по этому источнику. Вот отрывок 47 395-396. (626 год) …Наши вытащили на берег все однодеревки, а проклятый каган вернулся в свой лагерь и велел отвести от стен все военные машины, которые он выстроил, уничтожить ограды, которые он здесь воздвиг, и разрушить все башни; ночью же каган сжег свой укрепленный лагерь и все военные приспособления, сняв предварительно с таранов кожи, которые он убрал. Некоторые рассказывают, что славяне, увидев происходящее оставили лагерь, удалились и тем заставили проклятого кагана следовать за собою.

Collection of Bulgarian essays entitled B;lgari i Xazari is published by TANGRA TanNakRa. 2003. (Brook)

Collection of Turkish essays entitled Hazarlar ve Musevilik is published by KaraM Yay;nlar; of ;orum, Turkey. 2005. (Brook)

Editors. "7'nci yildizin esrari ;;z;ld;." Sabah (Istanbul, Turkey, August 19, 2001). (Turk) (Brook)

Excerpta de Scriptoribus Arabicis, St. Petersburg, 1821. Хазары в Еврейской энциклопедии. (Розенталь)

Latini, ed. A. Bachrens (Leipzig, 1874). (Вернадский)

Lost Empire: The Thirteenth Tribe, by Arthur Koestler." Economist 259 (April 24, 1976). (Engl) (Brook)

Mandeglis (or Medgelis) Document. This is an early manuscript which was allegedly discovered by Abraham Firkovich in the wall of the synagogue of Mandeglis (or Medgelis) in the Caucasus in 1840/1. The document, 58 x 15,5 cm, was published by the (proFirkovich) Orientalist D.A. Chwolson in 1863. It mentions a visit of the Kievan ambassador to the Crimean Khazar ruler, to consult him about which religion to adopt. A.Y. Harkavy claimed that it was a forgery (подделка), after it disappeared conveniently in 1876 from the St Petersburg library of which Harkavy himself was in charge. This event contributed to the bad name Firkovich and his publications got in academic circles. But, surprisingly, the Mandeglis document was recently rediscovered (by V.V. Lebedev) in the same St Petersburg library, from which it was supposed to have disappeared. New archeological discoveries have caused Vsevold L. Vikhnovich and others to assume that there is at least a nucleus of historical truth in the story told in it. This episode raises, however, some interesting questions regarding A.Y. Harkavy's reliability and trustworthiness. Mandgelis Document is a letter in Hebrew dated AM 4746 (985–986) refers to "our lord David, the Khazar prince" who lived in Taman. The letter said that this David was visited by envoys from Kievan Rus to ask about religious matters — this could be connected to the Vladimir conversion which took place during the same time period. Taman was a principality of Kievan Rus around 988, so this successor state (if that is what it was) may have been conquered altogether. The authenticity of this letter, the Mandgelis Document, has however been questioned by such scholars as D.M. Dunlop. (Schur N)

Sogdiana and the Hiung-Nu/ Central Asiatic Journal. 1955. Vol. 1. (Артамонов)

Taalumat ha-menorot mi-Ts'elarevo (The Enigma of the Menoroth from Celarevo). Tel Aviv: Bet ha-tefutsot al shem Nahum Goldman, 1984. (Hebr) (Brook)

The Jerusalem Post. Serious scholarship into the Khazars only began in the 19th century, and throughout the 20th century many important discoveries were made. In modern Israel, there is considerable interest in the grand history of the Khazar Jewish people. Several Israeli novels include Khazarian themes and characters. Israeli media such as The Jerusalem Report and The Jerusalem Post have covered Khazarian history from time to time.

The Times. 1952. January 12. В газете была напечатана статья, в которой показывалось, что, якобы, изучение истории хазар в России прервалось, после вмешательства в науку некомпетентных лиц, которое выразилось в появлении в газете «Правда» статьи некоего П.И. Иванова «Об одной ошибочной концепции». (Артамонов)


Рецензии