Урок доверия
Самолёты, на которых мы летали в Африке, обслуживали только наши техники. Все наши – штат был полным. Техников мы знали и полностью вверяли свои жизни их знаниям, опыту, ответственности. Конечно, перед полётом лётчик сам всё проверить не мог. Вот и надеялись на добросовестность техников, которые заботились о «птицах», поднимавших нас в небо.
В Египте возле наших боевых машин вечно "крутились" солдаты и сержанты египетских ВВС. Солдаты изображали нашу охрану и выполняли задачи типа «Подай!», «Убери!», а сержанты… Они, окончив египетскую школу младших авиаспециалистов ( назову громко ), проходили практику у наших техников перед поступлением в техническое училище. Что это за работники? Коротко: они были совершенно недоученными. Правда, и среди них изредка попадались толковые парни, но до настоящих механиков ещё было жутко далеко.
Однажды подъехал я к самолёту, вышел из «Москвича» и увидел лишь несколько египетских солдат. Моя экипировка говорила, что мне нужно лететь. Я опешил, не увидев техника, да и совсем никого из наших. Навстречу мне из тени вышел арабский чернокожий сержант, вопросительно показал пальцем на меня, на самолёт и на небо. Я ему утвердительно кивнул. Тогда он показал на самолёт, свернул в кулак ладонь, вытянув большой палец вверх, и сказал «Тамам!» ( всё в порядке).
У меня мелькнула озорная мысль: «А что, если довериться?»
Я произнёс «Тамам!» и, расписавшись в поданном им контрольном листе, полез по стремянке в кабину.
Нужно было видеть, с каким старанием он помог мне занять рабочее место, пристегнуться, как внимательно следил за запуском двигателя. Когда двигатель вышел на малые обороты, он, отодвинув мои руки, проверил всё ли включено и успокоенно отклонился от меня. Я же в это время следил за его руками, чтоб он не трогал ничего из многочисленных выключателей ( уверен, что самолёт знаю намного лучше сержанта). Затем он осторожно снял все чеки – предохранители катапульты, на которой я сидел, показал их мне и швырнул в сторону – жест, означающий, что подо мной «всё готово, катапульта взведена». Я закрыл фонарь и загерметизировал кабину. Убедившись, что фонарь стал на замки и шланг герметизации наполнился, сержант опять показал мне большой палец, улыбнулся, сошёл со стремянки, убрал её, ещё раз окинул взглядом самолёт, приложил руку к фуражке и левой рукой сделал жест, означающий: «Путь свободен. Можете выруливать».
Знал я, что среди наших техников будет переполох ( улетел без своих! ), но очень хотелось преподнести арабам урок доверия. А выполнил он, этот чернющий сержант, весь ритуал чётко-правильно.
Взлетел, поносился над Сахарой ( хорошо помню этот полёт ), приземлил самолёт, зарулил. Возле ангара меня встретила масса настороженных русских глаз и тот же чернющий кучеряво-белозубый сержант. Он тоже настороженно смотрел на меня. Не выключая двигателя (специально!), я из-под фонаря кабины показал ему большой палец и широко улыбнулся. Счастье разлилось по его лицу: пожалуй, он впервые «самостоятельно обслужил вылет».
Сойдя на землю, взяв у нашего техника контрольные листы, я подошёл к нему, крепко пожал руку, сказал «Шукран китир! ( большое спасибо) и, написав в листе «Замечаний нет», показал на него, на самолёт и объявил «Тамам!»
Уверен, что урок доверия он запомнил надолго.
Ну, а я … Я наслушался от нашего техника всего, что и ожидал. Смысл его тирады был предельно ясен: не нужно полагаться на кого попало, а нужно дождаться своего техника, которому и доверить свою жизнь можно спокойно. Хоть в наших уставах это и не предусмотрено, но я заверил нашего добросовестнейшего офицера, что без крайней нужды таких воспитательно-психологических трюков
проводить больше не буду.
На фото лётчик-снайпер Симешкин Виктор Дмитриевич.
Свидетельство о публикации №210032300651