Есть разница

 Не буду кривить душой. Критиков я никогда не любила.  Мне казалось невероятно несправедливым, что один старается, создает, вкладывает в этот процесс всю свою душу, умение, труд, нервы. А потом находится некто, кто ни хрена сам создать не способен, и важно раздувая щеки, выносит свой приговор, исходя из своего, часто очень ограниченного вкуса. Да пошли они!

 Однажды после открытия очередной выставки моих картин, мой друг повез свою приятельницу  - художницу из Голландии ознакомиться с моим творчеством. Ему очень хотелось услышать ее профессиональное мнение. Наивный парень! Он очень огорчился, узнав, что работы, возможно, хорошие, но надо еще много  учиться. Потому что, на самом деле, и то не так так не эдак.  Ему невдомек было, что у художников, как и у прочих людей существует такое чувство, как зависть. И еще неуверенность в себе.  Ведь надо быть очень сильным человеком, чтобы не бояться конкуренции, да просто не бояться похвалить чужое творчество. Ведь, к сожалению, подавляющему большинству людей так страшно, что им не хватит места под солнцем, что они с удовольствием замочат любого, кто покажется им успешным. И уж тем более собрат по творческому цеху.

Совет поучиться писать картины был передан мне очень важно, как откровение. Мои картины - как дети. Я их рожаю. Адекватно этому обстоятельству я принимаю и критику в их адрес.
Другу я посоветовала спросить у меня мнение по поводу качеств его сына. И если я решу, что у него(сына) уши размером подкачали, то пусть пойдет и со смирением подучится делать детей.

Что говорить, друг несколько разочаровался в моем таланте - статус именитой художницы из Голландии сделал свое дело. Потом была первая для меня международная выставка. А еще через год, не скрою, мне приятно было видеть его вытянувшееся лицо, когда он переводил мне с французского письмо-приглашение поучаствовать в выставке в Лувре.
Выставка в Лувре - молодец! А что? Я кисть по другому держать стала? Да, это очень престижное мероприятие, но мои картины от этого не лучше и не хуже.

В общем, когда я читала очередной роман Пелевина и наткнулась на его высказывание о критиках, поняла, что я его поклонница навсегда. С удовольствием напомню:
"Рост мандавошки на 0,2млм выше объекта на котором она сидит и на который гадит".


Все бы хорошо. Но ведь это только одна сторона медали.  Правда в том, что написав очередное литературное произведение (я не имею в виду публицистические заметки, выложенные на этой странице),  я немедленно отношу их человеку, у которого невероятный, просто фантастический талант  производить анализ и находить сильные (в первую очередь, и это очень важно!) и слабые стороны; отмечать дефекты, находить нужные акценты. Я слушаю, боясь пропустить хоть слово. Произведение после небольшой доработки с учетом всех выкладок приобретает вполне законченный и товарный вид. Если вы думаете, что этот человек писатель, или у него три диплома МГУ по разным специальностям... Отнюдь. Этому человеку 20 лет. Просто у него безупречный вкус, чутье на уровне экстрасенса, и безошибочная способность замечать любые огрехи - стилистические, языковые и психологические. Я думаю, этого человека ждет большое будущее в области анализа произведений искусства.
 
А есть ли вообще тут противоречие? Если хорошо подумать, то нет.
Дело в том, что критика дискредитировала себя окончательно и бесповоротно. С учетом специфики нашей истории, устойчивое словосочетание "беспощадная критика," еще долго будет сидеть  генетически в нашем подсознании.
Тем более, в переводе с греческого это однокоренное слово со словом суд.

 Вы хотите, чтобы вас судили?  А осуждали? Дадите ли вы добровольно другим людям судить ваши творения?
 
А анализировать и предлагать поправки? Чувствуете разницу?

Так может быть, стоит разделить эти понятия и все станет на свои места. Давайте так и назовем людей, к помощи которых есть смысл прибегать.

Критик - обвинитель? Проходите подальше, еще дальше...да, выход там.

Аналитик - помощник, сотрудник. Поработаем?


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.