Спасение от иудеев
Нередко православных батюшек просят разъяснить значение Евангельских слов Спасителя, обращённых к самарянке: «спасение от иудеев». Имеется в виду Евангелие от Иоанна, гл.4, стих 21-22: Глагола же ей Iисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Вы кланяетеся, его же не весте; мы кланяемся, Егоже вемы, яко спасение от иудей есть.
Однажды я слышал, как по радио священник отвечал вопрошавшему радиослушателю, что объяснять тут нечего, что, мол, как сказано, так и надо понимать, «спасение от иудеев», и всё тут. Причём, в самом отказе священника (это была очень известная фигура, не буду называть его имени), чувствовался плохо скрываемый подтекст: превосходство иудеев настолько очевидно, что и обсуждать здесь нечего. Однако святые Отцы Церкви не считали, что этот Евангельский отрывок настолько ясен и понятен, что не нуждается в толковании. Вот, что говорит по этому поводу свт.Иоанн Златоуст: Когда самарянская жена старалась показать превосходство своих обрядов перед иудейскими, то Христос, не отвечая ей ничего на это, говорит, что ни иудеи, ни самаряне не имеют ничего великого в сравнении с тем, что имеет быть даровано в будущем, добавляя, что в образе богопочитания иудеи имеют преимущество перед самарянами («вы кланяетесь егоже не вести; мы кланяемся Егоже вемы»). Не удивляйся, - говорит свт.Иоанн Златоуст, - что Христос причисляет себя к иудеям. Он говорит применительно к понятию жены, как иудейский Пророк. Потому и употребил выражение «мы кланяемся»… Христос затем присовокупляет: «яко спасение от иудей есть». Слова эти означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы); итак, или это, или же Своё пришествие в мiр Он называет спасением (когда говорит «спасение от иудеев»), а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовёт спасением, которое, по словам Христа, «от иудей есть». (Обратим внимание, что даже свт. Иоанн Златоуст не даёт абсолютно однозначного толкования Евангельского текста там, где нашим батюшкам всё предельно ясно, ясно до такой степени, что они и распространяться на эту тему не желают).
Свт.Иоанн Златоуст продолжает: Но хотя Христос и говорит, что начало всех благ от иудей, однако «грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною». Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно наконец прекратиться, изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко: «грядет час, и ныне есть». Это событие уже наступает; уже скоро «истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною». Словами: «истиннии поклонницы» Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников, - настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу. И «Отец таковых ищет покланяющихся Ему». Если же Он издревле таковых искал, то дозволил иудейский образ поклонения не потому, чтобы Сам этого желал, а по снисхождению и для того, чтобы и иудеев привести к истине… Так как и самаряне, и иудеи не радели о душе, а много имели попечения о теле, очищая его всевозможным образом, то Он и говорит, что не чистотою тела, но тем, что в нас есть безтелесного, то есть умом, должно служить Безтелесному. Итак, не овец и тельцов, но себя самого принести Богу во всесожжение; это и значит: «истинною достоит кланятися». Прежние установления, как то: обрезание, всесожжения, жертвы, курения – были только прообразы; ныне же всё истина. Не плоть надобно нам обрезывать, а лукавые помыслы, распинать себя, потреблять и умерщвлять неразумные пожелания.
Вот как толкует это «понятное-непонятное» место из Евангелия свт.Иоанн Златоуст. Как хотите, но сегодняшний отказ от комментариев каких бы то ни было слов Евангелия под предлогом того, что они и так, мол, ясны, всегда, по меньшей мере, настораживает.
Свидетельство о публикации №210032401325