Источник мудрости

Я родился на юге, на небольшом хуторке, где, впрочем, на каждый двор было по Источнику. Так-то вот. В городах у вас такого не бывает.
Перед нашим домом цвела сирень, и вьюнки взбирались до самой крыши. По двору бродили куры, а под старой яблоней дни напролет дремал в тени черноухий пес Верный – такой лентяй, что не просыпался даже тогда, когда мелюзге взбредало в голову оседлать его и дергать за уши, но нам он и таков был люб. По правде сказать, мы могли бы и вовсе обойтись без собаки, не боясь, что нас ограбят – не только потому, что на хуторе все знали друг дружку, как облупленных, и злодейств каких тут отродясь не бывало, но еще и потому, что у нашей семьи был собственный Источник Везения.
Да-да, и не ахайте. В городах, где у людей и дворов-то почти что нет, а вся земля зачем-то покрыта булыжником, таких счастливцев – по пальцам сосчитать. Замостили, вишь ты, улицы, грязи побоялись, а водицу из Источников покупают за бешеные деньги.
Нам же удача сама шла в руки. Воды в Источнике, правда, было совсем немного, но хватало, чтобы всем нам в день выпивать по ложке (а нас в семье было девять душ), да еще и обмениваться с соседями. К примеру, мы им – везение, они нам здоровье. Так что жилось нам всегда хорошо, в достатке и благополучии. У меня был младший брат и пятеро сестер, и все уродились красивыми и здоровыми. Да и меня небеса силой и здоровьем не обидели.
Мой отец был гончаром, лепил горшки и кувшины, а мы с братом, ясное дело, помогали, но у Марека дело всегда спорилось лучше. Особенно здорово умел он эти горшки потом расписывать – всякие цветы и птицы у него выходили как живые. У моего брата вообще были золотые руки, хотя ему только сравнялось четырнадцать. Да и не только руки – слышали б вы, как он пел! Хуторские сплетницы болтали, будто наша мамка, когда Марек был еще младенцем, выкупала его в воде из Источника Вдохновения. Не знаю, не знаю. Ни у нас на хуторе, ни в соседней деревне таких Источников отродясь не было. Они вообще ужасно редкие. Но что Марека мать любила больше всех, это точно.
Сестры были еще младше нас с Мареком, но видно было, что вырастут они красавицами, статными и золотоволосыми – в мать.
Так мы и жили, не зная горя, пока однажды ночью не затряслась земля. Посыпалась штукатурка с потолка, разбилось несколько горшков в мастерской, упало с лавки ведро с водой. Мы выбежали во двор, но скоро все закончилось.
На первый взгляд, ничего такого уж страшного не случилось. Одному из наших соседей повезло куда как меньше – у него упала со стола лампа и дом загорелся, так что мы всем хутором помогали ему тушить пожар. К счастью, на другие дома огонь не перекинулся.
А утром мы увидели, что из нашего Источника ушла вода.
С этого-то и начались все наши беды.
Сначала по мелочам. То Марыся, старшая из моих сестер, ведро в колодце утопила; то Марек влез на дерево трусить яблоки, да и не удержался на чересчур уж тонкой ветке, рухнул прямо на спящего Верного; то дождь пошел, стоило матери развесить на просушку белье; то я сам прищемил палец дверьми… Но нам, привыкшим к сплошному везению, и это трудно было стерпеть. Только Марек все отшучивался: дескать, вот когда он с дерева свалился, то не повезло скорее Верному, хотя он и раньше-то воды из Источника не пивал. Мать в ответ на такое когда бранилась, а когда и подзатыльник отвешивала, чтобы не гневил судьбу, и все повторяла: то ли еще будет. И действительно, вскоре прошел град и побил пшеницу на нашем поле – да и на полях соседей, которые тоже остались без везения, потому что выменивать его стало не у кого.
Тут уж всем стало не до шуточек, потому что приближалась осень, за ней – зима, а девять ртов нужно было чем-то кормить.
Хорошо хоть, что град прошел за хутором, в полях, не тронув огороды. И потом, оставались еще отцовские горшки, за которые на ярмарке можно было выручить денег, и сбережения, скопленные за годы достатка. Так что голодная смерть нам пока не грозила – если только не случилось бы чего-нибудь еще.
А все знали, что наверняка случиться. И ждали, заранее дрожа от страха: что? Даже Марек, который все храбрился. Притихла даже младшенькая, двухлетняя Миленка, которая едва ли понимала, отчего испугались и огорчились взрослые.
Мать все твердила: лишь бы никто не захворал. Отец отвечал, что на такой случай у нас есть сосед, который ссудит нам воды из Источника Здоровья, – но говорил не слишком-то уверенно.
И вот через неделю случилось то, чего все так боялись: слег Марек. Да-да, именно он, весельчак, певец и художник, всеобщий любимец. Поначалу-то просто покашливал втихомолку да говорил, что это все от холодной воды, а потом начался жар, головокружения…
Ясю отправили к соседу – тому, у которого был Источник Здоровья – одолжить хоть ложку воды. Она побежала, да тут же и вернулась: дядька, мол, хочет с кем-нибудь из взрослых потолковать. Пошел отец. Назад пришел злой, как черт: сосед, прослышавший, что своего Источника у нас боле нет, заломил за воду такую несусветную цену, что и всех сбережений бы не хватило.
Ни у кого больше на нашем хуторе не было Источника Здоровья.
- А если взять, к примеру, у тетки Немиры воды из Источника Силы, и ее сменять на здоровье? – предложил я.
- А с теткой Немирой потом чем расплачиваться? – махнул рукой отец. – Да ведь он может и не взять той воды. Наверняка даже не возьмет. Он-то знает, что нам деваться некуда. А он тоже без хлеба остался, а зимовать-то надо…
На мамку было страшно смотреть.
Конечно, лечить можно и без Источников. Но скажите, зачем разбираться в хворях людям, у которых эти самые Источники всегда под боком? Вот мы и не разбирались.
Мареку становилось все хуже.
Мать пошла по соседкам просить совета. К несчастью, они смыслили в лечении не больше нас, но сказали, что в соседней деревне-де есть ведунья, и недурно бы обратиться к ней.
Наутро отец поехал в Дубки, к той ведунье. Мы ждали. Девчонки все выбегали на дорогу посмотреть, не возвращается ли он, и меня очень тянуло к ним присоединиться. Так продолжалось, кажется, бесконечно долго, потом матери надоело смотреть на эту беготню, и она быстренько нашла всем дело, после чего и время, кажется, потекло куда быстрее. У меня вообще замечательная мать, не знаю, что б мы без нее делали. Держалась она спокойно, будто была уверена, что все закончится хорошо – хотя в чем тут можно было быть уверенным, когда неизвестно, есть ли и впрямь в Дубках такая ведунья, да понимает ли толк в целительстве, да какую заломит цену, да помогут ли ее лекарства – это ведь не вода Источника, которая помогает всегда… Но, по крайней мере, на девочек такая уверенность подействовала, они поуспокоились и даже развеселились – что ж взять с мелюзги, когда даже Марыське всего-то десять лет, а прочие еще младше!
Отец вернулся к вечеру, и только взглянув на него, можно было понять, что от дубковской ведуньи толку не больше, чем от нашего соседа.
- Знахарка, так ее! – ругался он. – Только в приворотах смыслит – у нее в огороде Источник Любви, так она и продает воду девкам втридорога. А вот лечить…
- Так что же делать?
- В город нужно ехать. Там и лекари настоящие имеются, и воды прикупить можно… Хотя обойдется она не дешевле, чем тут.
-  Как так? – удивился я. Мне-то казалось, что сосед заломил совсем уж несусветную цену.
- А вот так. Это тебе не как здесь – по Источнику на двор. Воды там мало, и она дорого стоит. Есть, правда, одна мысль – коли не соврали люди…
Ну, значит, коли люди не соврали, то светлейший князь (дай ему, небо, за это сто лет жизни) повелел выдавать своим добрым поданным по два флакона воды из Источника Здоровья в год бесплатно.
- Так что опять-таки надо в город. А ну как и впрямь дадут хоть бы один флакон?
Случилось так, что ехать выпало мне.


*                *                *

- Ну что, был в ратуше? – спросила тетка Домила.
- Был.
- Ну и что там?
- А!.. – махнул я рукой.
- Понятно. Я ж так и говорила.
Хорошо хоть, что мне не пришлось платить еще и за постой – у отца в городе жила двоюродная сестра, Домила. Муж ее, дядька Стась, был хозяином постоялого двора, так что местечко для меня нашлось. На этом все хорошее и закончилось, потому что получить пресловутые два флакона дармовой воды оказалось невозможным.
Меня тетка Домила сразу так и предупредила, как узнала, зачем приехал. «Верно, - сказала, - есть такой указ, и вода вам полагается, а вот только очередь за ней огромная. Когда твой черед придет – Бог весть. Хорошо, когда через пару месяцев, а если через год?».
Я, конечно, все равно пошел выяснять, что да как. Лучше б и не ходил, зря только время потерял.
- Сказали, через месяц, - объяснил я хозяйке. – Ну не могу ж я месяц ждать!
- Ну да, конечно, месяц, - фыркнула тетка Домила. – Они сначала говорят: месяц, потом – еще месяц, и еще… Я уж своей очереди полгода жду – желудок замучил, и лекарства не помогают.
- Не помогают? – приуныл я, потому что последняя надежда оставалась на лекарей, и если уж даже тетка Домила не знает не одного толкового, то где уж мне его искать? Все-таки, что не говори, город – это не наш хутор.
На то, чтобы купить воду, тоже не приходилось особенно рассчитывать: заглядывал я сегодня и в торговые ряды, видал цены. Н-да. И еще видал эти флаконы, в которых, как оказалось, воду положено и продавать, и выдавать бесплатно. Бог весть, влезет ли туда хоть бы ложка воды. Да ведь флаконы тоже денег стоят, они ведь из стекла сделаны. И кто только придумал такие порядки? Будто я бы не смог принести свою посуду, чтобы не доплачивать еще за эту стекляшку?
В общем, я уж и не знал, что делать. А тут еще и самому стало худо. Отродясь не хворал, а тут вдруг слабость, и голова побаливает, и очень хочется лечь вздремнуть, хотя до вечера еще далеко. Всю дорогу только и думал, как бы самому не слечь, потому что на меня ведь последняя надежда – и нате-пожалуйста. Не иначе, от Марека заразился – потому и тете не говорю: родня не родня, но на что я им в доме, если эта хворь заразная?
Вышел я на двор, сел на солнышке, потому что начинало уже и знобить, и задумался. Только что-то ничего толкового в голову не приходило.
И тут подходит ко мне парень, моих примерно лет, и вдруг спрашивает:
- Что, братишка, неприятности?
Да хитро так, с прищуром. А я его, между прочим, в первый раз вижу. Тоже мне еще «братишку» нашел!
Хотел я его прогнать, тем более что виду он был не внушающего доверие, да и хмельным от него пахло, да только очень уж я нраву миролюбивого. Ну подошел и подошел, поговорить хочется человеку.
- Тебе-то что? – спрашиваю.
- Сдается мне, что есть у меня средство от твоих неприятностей, - нагло заявил мне этот тип, и тут уж я точно дал бы ему в зубы, чтобы не приставал с глупостями к честным людям (поможет он, как же!), но очень уж он хлипок с виду был, я побоялся прибить ненароком.
- Топай, - говорю, - помощничек.
А он, как ни в чем не бывало, продолжает:
- Слыхал я тут случайно, о чем ты с хозяйкой толковал…
- Ишь, ушастый, - фыркнул я – мы-то с теткой говорили в кухне, а этот не иначе как из общего зала вышел, где все же шумно, хоть и не слишком (приличное место, не притон какой-нибудь). Дверь, правда, туда-сюда открывали – служанки бегали подавать…
- А как же, - отвечает мне этот тип. – Это только волка ноги кормят, а меня вот – уши. Тебе, значит, вода исцеления нужна?
Вот тут уж я даже забыл о головной боли.
- А тебе что? – отвечаю, но уже с намеком. Если у него и вправду вода есть!..
- Что ты заладил – что да что? Я, может, помочь тебе хочу?
- Но не за так, конечно? – спрашиваю.
- Ха! За так только боги помогают. Помолись, может, подействует. Так нужна тебе вода?
- От цены зависит, - говорю как можно спокойнее. Если он меня облапошить решил, то и я не такой дурень, каким с первого взгляда кажусь.
- Цена тебя устроит, - и в самом деле, называет цену, которая меня вполне устроит.
Тут я, честно сказать, расстроился. Ясно же, что врет. Сам же сказал, что за так только боги помогают. А я уж, дурак, обрадовался!
- Что это ты такой добрый вдруг? – спрашиваю.
И он объяснил.
Собственно, о налоге на продажу воды Источников мне и раньше доводилось слышать – мать как-то предложила было часть воды экономить да отвозить на ярмарку, но отец отговорил, сказал: не расплатимся потом. Оттого, видать, и цены ломят: торговцам ведь тоже нужно прибыль получать, а на такой товар покупатель за любую цену найдется. А есть ведь и еще беда: нужно ведь еще доказать, что Источник – не простой ключ.
- …Это значит – приезжает к тебе комиссия, сначала смотрит, совпадают ли приметы, по каким Источник узнают. Ну, допустим, все сошлось, растет вокруг Источника Здоровья спорыш и муравейник рядом – или там, возле Удачи клевер и ласточка гнездо свила, а возле Силы цикорий… Ну а вдруг ты мошенник и спорыш этот нарочно посадил? А что, говорят, бывало. Поэтому воду положено трижды брать на пробу – на то и комиссия нужна. Коли все три раза подействует, дело в шляпе. Но только пробует-то не один человек, да и не особенно скромничая, не по глотку небось. Да еще и три раза. А могут ведь и шепнуть на ухо: отлей, мол, чуток с собой унести – ясное дело, у всех семьи, кто ж не захочет своей родне немного здоровья принести? А ты, конечно, можешь и отказаться – но ежели попадется человек мстительный, возьмет да и скажет, что не помогла ему твоя вода. И все! А у меня Источник маленький…
Звучало все это похоже на правду. В самом деле, при таких условиях и торговать расхочется…
- Ну а раз мне вода дешевле обходится, - продолжал парень, - то и я ее дешевле продаю.
- А покупателей всегда, что ль, по кабакам ищешь? – спросил я с издевкой, тем временем лихорадочно соображая, в чем тут может быть подвох.
- Ну, не только по кабакам, - усмехнулся парень. – Но соседям, к примеру, мне воду продавать не с руки – донесут еще, а мне под плети неохота. А ты меня не знаешь, я тебя не знаю – так оно надежнее. Так что, - спросил он, видя, что я еще сомневаюсь, - будешь брать или я дальше пошел?
- Подожди, - сказал я, придумав наконец, что делать. – Я у тебя сегодня ложку возьму, на пробу. Если подействует, то завтра еще куплю.
На том и сошлись.
Купил я у него воды, дождался вечера и перед сном, когда мне совсем уж худо стало, выпил пол-ложки.
Наутро просыпаюсь… Благодать! Ничего не болит, не знобит… Не обманул таки парень!


*                *                *

- А чего это Януш от тебя хотел? – спросил вдруг вечером дядя.
Я к тому времени прикупил на радостях целую баклажку воды и собирался поутру возвращаться домой. Ну и родственникам, конечно, стакан воды оставил: все-таки приютили, накормили, чем смогли – помогли. Тетя Домила выпила немного, и уже к вечеру говорила, что ей куда лучше. Да и впрямь – раньше была бледная, а теперь разрумянилась.
У кого я воду брал, я им не сказал, конечно – таков был уговор с этим парнем. Сказал, что незнакомый совсем человек, что на рынке столкнулись, ну а в остальном врать не стал, пересказал, как было дело.
А тут вдруг какой-то Януш еще на мою голову.
- Кто? – переспрашиваю.
- Да бродяга этот, вы с ним во дворе разговаривали.
- Так его Янушем зовут?
- Ну да. Ян Репей, - по дядиному голосу ясно было, что он считает эту фамилию (или прозвище) вполне подходящей для ее хозяина.
- А вы его откуда знаете?
- О, как не знать-то? По трактирам да по кабакам это личность известная… Да и живет он тут неподалеку. К несчастью.
- Дом у него? – спросил я как бы из пустого любопытства. И был очень удивлен, услышав:
- Да какой там дом у этого пьяницы! Его из каморки, которую он снимает, выгонят скоро, потому что платить не собирается.
- А он мне, представьте, рассказывал, будто у него Источник есть, - протянул я. Я-то был уверен, что у этого типа есть свой двор, где и бьет Источник. Но в каморке…
- Вот мошенник! – рассердился дядя. – Подслушал где-то, что тебе вода нужна, и решил облапошить!
- Значит, хорошо, что я ему не поверил, - сказал я как можно спокойнее.
И пока дядя Стась посылал проклятия на головы всех мошенников мира, я крепко задумался.
Если этот Януш и в самом деле соврал… Но вода-то подействовала! Он мог, конечно, только в первый день дать мне настоящей, чтобы заманить. Плата за целую баклагу вполне окупала траты на столовую ложку воды из Источника. Но тетя Домила-то пила именно из баклажки, и ей явно стало лучше! Как такое может быть?
Мысль, что Януш стянул где-то воды из настоящего Источника, я отбросил сразу – всем доподлинно известно, что ворованная вода теряет свои чудесные свойства.
В общем, думал я, думал – и додумался-таки.
И решил все-таки везти домой свое приобретеньице,  не сказав никому об обмане.
Я, конечно, мог и ошибаться, только деньги-то я потратил, так что выхода у меня все равно не было.

*                *                *

Слава богам, то, чего я больше всего на обратной дороге боялся, не случилось: я успел вовремя. И опять-таки не стал говорить правду о добытой воде – наоборот, заверил всех, что она самая что ни на есть настоящая, и рассказал, как выздоровел сам и как вылечилась тетя Домила.
Марек выпил. Я сидел с ним, рассказывал, чего видел в городе, шутил, планировал, как мы поедем на ярмарку, когда он выздоровеет. Главное тут было – уверенность, как будто то, что брат вылечится – дело решенное.
Помогло. К вечеру Марек, хоть и оставался слаб, уже встал с постели, шутил и смеялся вместе со мной, дразнил как всегда насупленную Марысю, катал на колене Миленку и даже пытался напевать, хотя горло и болело. На следующее утро поел с большим аппетитом и после того окончательно пошел на поправку. На третий день брат был совершенно здоров.
Как это получилось? Вот до этого-то я и додумался. Ведь мы, когда остались без Источника, ждали, что непременно что-нибудь произойдет. А мама еще и повторяла: лишь бы, мол, никто не захворал. И что из этого вышло?
Я, когда в город ехал, тоже ужасно боялся заболеть. И заболел!
А когда выпил воды, то был уверен, что мне станет лучше. И тетя Домила была уверена. И так оно и получилось. И Марек, хоть и пил самую обыкновенную воду, был уверен в ее целебной силе – и выздоровел прямо на глазах.
Так, может, и вода Источников – самая обыкновенная? Подумаешь, возле одного ключа вырос спорыш, над другим ласточка гнездо свила! Но все верят в силу Источников – и вода помогает?
В общем, дождался я, пока Марек совсем поправиться, и рассказал всем правду. Ведь если в Источниках самая обыкновенная вода, то и невезение мы себе сами выдумали. Небось если б раньше случилось что плохое, сказали бы: как хорошо, мол, что у нас есть Источник, а то было б еще хуже, - а теперь чуть что – ой, не свезло!
И что бы вы думали? Живем мы себе как жили, чудесно обходимся и без Источника. Перезимовали, с голоду не померли, и даже никто больше серьезно не заболел. Вот так вот!
А сосед, у которого был Источник Здоровья, оказывается, потому загордился, что после того землетрясения, когда мы остались без Везения, у него в Источнике воды прибавилось. Вот и решил он продавать ее на ярмарке.
Я человек незлопамятный и потому честно пытался его предупредить – и про проверку, и про настоящие свойства Источников. Ну а он меня прогнал. Что ж, вольному – воля. Только вышло все равно так, как я говорил: приехала комиссия, половину воды вылакала, а при третьей проверке кому-то там – видать, особенно недоверчивому – она не помогла. Так что и на ярмарке эту воду теперь продавать нельзя, и свои же, хуторские, даром брать не хотят – на что, мол, нам подделка?
Вот вам и Источники.


Рецензии
У меня отчим был лозоходом-искателем доброй воды. При этом искал траву, которая должна была указать на нее. Тоже целая история... Спасибо за интересный рассказ!Успехов!

Люся Елисеева   21.11.2010 09:48     Заявить о нарушении
Спасибо, что прочитали :)

Хельга Сергеева   22.11.2010 00:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.