Прошлое и настоящее
-Его нет.
-А когда будет?
-Не будет его больше. Он умер.
-Бросьте шутить, девушка.
-Я не шучу, сегодня же не первое апреля. Все вот наши работники на его похоронах.
Мне стало не по себе. Ушел человек, мой товарищ, ровесник, схожий своей судьбой с моей. И я решил отдать в печать вот этот рассказ в память Владимира Ивановича.
Прошлое и настоящее
На одном из литературных вечеров ко мне подошел респектабельный моих лет мужчина, потом оказалось, что он управляющий делами одной известной калининградской финансовой организации, и поблагодарил меня за рассказ «Исповедь», опубликованный в одном из номеров альманаха «Янтарные россыпи»:
-В нём я увидел себя, моё нищенское детство, трудную юность, маму и эту вашу тягу к знаниям, к литературе. Я так же, как и вы, перечитывал много раз роман Джека Лондона «Мартин Иден», про этого матроса, докера, влюбившегося в дочку богача, прекрасную белокурую Руфь, и ставшего в последствии знаменитым. Я хочу рассказать вам свою историю жизни, выслушайте меня.
Я не стал возражать и попросить рассказать свою историю.
Во время рассказа он очень волновался, часто останавливался, видно вспоминал, как бы лучше донести до меня свою жизнь.
Вот эта история.
Старушка
Шедшая впереди меня старушка, переходя осторожно улицу, споткнулась о её бордюр, и упала. Яблоки, лежащие в её потёртом полиэтиленовом пакете рассыпались. Их было, как я заметил, десять - двенадцать штук.
Я подбежал к ней, помог подняться, и стал собирать эти яблоки. Собрав, я сказал ей:
-Бабушка, будьте осторожны.
-Да я и так еле-еле хожу.
Я увидел, как она немощна и стара, а одежда на ней слишком ветхая.
-Сколько же вам лет?
-Девяносто два, сыночек…
Я смотрел на неё и сразу же вспомнил свою маму, которая несколько лет тому назад умерла на девяностом году жизни. Она была такая же беспомощная и почти ничего не видела.
-Куда же Вы идёте? - спросил я
-Яблоки продать… Жить стало совсем не на что, пенсия уходит на оплату квартиры и лекарства, а на еду денег не хватает.
-У Вас есть кто-то из близких?
-Нет. Муж был офицером и давно умер. Умерла и дочка. Никого у меня нет. А я вот живу, и Бог меня к себе не берёт.
У меня защемило сердце, комок подступил к горлу от боли, так мне стало жалко эту бедную женщину, которая когда-то была молодой, красивой, счастливой и вот… Ни кому на свете теперь не нужна.
Детство.
Я вспомнил своё тяжелое детство. Мне было три года, когда отец погиб на войне. Мама, сестрёнка и я жили в маленькой мазанке из самана. Бедность была ужасная. Когда мы уходили куда-либо, дверь не закрывали, так как брать у нас было нечего. Мама была не грамотна и работала в столовой уборщицей, и мыла посуду.
Для топки мазанки мы все собирали дрова. На базаре я подбирал выброшенные деревянные упаковки, а при ходьбе вдоль железной дороги собирал выпавшие из полувагонов куски угля.
У нас с сестрёнкой была одна фуфайка на двоих, и зимой на улицу мы ходили в ней по очереди.
Когда я пошел в школу, то мама сшила мне из медицинской клеёнки сумку и пришила к ней верёвку. Это был мой школьный портфель, который я носил через плечо. В нём тогда у меня были: чернильница (непроливайка), деревянная ручка с пером «Рондо», тетради, сшитые из газетных листов и старенькие, обтрёпанные учебники. А одежда на мне была страшно сказать, очень плохая.
Однажды, поздней осенью, когда я учился уже во втором классе, я, как всегда, утром пошёл в школу. Мои ноги засасывала растаявшая грязь, и где-то на середине пути подошвы моих драных ботиночках совсем оторвались и остались где-то в грязи. Я не знал, что мне делать и стал плакать, так как голые ступни ног находились в холодной со льдом грязи. Я уже не помню, сколько времени я так стоял и плакал. Меня увидела проходящая женщина, которая тоже заплакала, глядя на меня. Потом она сняла с головы свой платок, и разорвала его на две половинки, которыми обмотала мои ноги.
В школу я уже не пошел, вернулся домой. На душе у меня было горько, обидно, стыдно и не понятно - зачем я вообще живу? Притом всё время в такой нужде и холоде. Я же видел, как в школе меня все сторонились. Я хорошо помню, как я стою в школьном дворе с этой своей сумкой, а вокруг меня прыгают, играют, резвятся, не замечая меня, чистенькие, в белых рубашечках и фартучках, мальчики и девочки. Даже дети из детских садов, учившиеся с нами в одном классе, были одеты хорошо, на них были суконные пальто с меховым воротником, крепкие ботинки, шапки с кожаным верхом.
После уроков я часто шёл через весь город к маме на работу в столовую, где она могла на уголке своей посудомойке покормить, и то с разрешения шеф-повара.
Как-то раз я пришел в столовую, а маме было некогда. Она была занята работой, а взял хлеб со стола, который оставили посетители. Я был тогда очень голоден. Узнав об этом, мама меня поругала, но я видел у неё на глазах слёзы, так как она понимала больше, чем я. Она была честным, очень добрым и порядочным человеком, и всегда говорила нам с сестрёнкой, что надо жить честно, как бы не было трудно. А мне было жалко её, так как я постоянно видел её распухшие от воды руки.
Я помню, это было уже когда я учился в третьем классе, мама впервые купила мне новые валенки с калошами. Я тогда был самый счастливый человек, так как мои ноги были в тёплых валенках, которые не промокают.
В этот период один знакомый машинист паровоза со своего плеча подарил мне свою замасляную фуфайку. Так что мне уже не нужно было ждать, когда придёт с прогулки сестрёнка в нашей общей фуфайке.
Как-то я зашёл в детскую библиотеку, находившуюся рядом с нашим домом. Мне очень понравилось там:
Во-первых - там было теплее, чем у нас в доме; светлее – так как горели электрические лампочки.
Во-вторых – ко мне очень внимательно отнеслась библиотекарша, и она даже угостила меня бутербродом.
В-третьих – там было так много книг, что я смотрел на всё это, забыв закрыть рот.
Библиотекарша записала меня в библиотеку и дала почитать первую в моей жизни книжку на дом «Сказки Андерсена».
Домой я шёл не чувствуя под ногами опоры. Мама с сестрёнкой давно уже спали, а я не мог оторваться от волшебного мира, который открылся предо мной.
Однако мама, проснувшись, сказала:
-Ложись спать, а то весь керосин в лампе сожжешь, и завтра вообще будем сидеть в темноте.
После прочтения этой книги, я понял, что кроме нашей убогой жизни, есть другая прекрасная и интересная сказочная жизнь. Это было открытием для меня.
Школьная жизнь
В дальнейшем, в моей школьной жизни было много разных книг, которые я с жадностью прочитывал, стараясь найти в них суть жизни.
Учился я плохо. Даже если я хорошо выучил урок, мне учителя по привычки ставили только тройки.
Как-то я решил доказать, что я могу получить «отлично» по химии. Я наизусть выучил задание, и сам попросился отвечать. Тем не менее, «учительница», почти не слушая мой ответ, по инерции поставили мне тройку.
Я, услышав оценку своего труда, сказал ей со злостью:
-А, пошла ты……, - и вышел из класса.
«Учительница» была женой директора школы, и можно себе представить, какие были последствия для меня после этого случая.
После седьмого класса мама сказала мне, что у неё нет денег на моё учение, и что мне надо идти работать. Но я упросил её, на продолжение своей учебы в школе, чтобы закончить десять классов.
-На жизнь и на одежду я буду зарабатывать сам, - сказал я ей.
Так я стал все летние каникулы работать, чтобы учиться дальше. Я работал грузчиком на железнодорожной станции, разгружал вагоны со строительными материалами: рубероидом, досками, брёвнами, солью, углём. Работал на стройке механического завода подсобным рабочим, ездил в деревню к своей тёте и там работал помощником комбайнёра на уборке урожая пшеницы, ржи. Перегонял с ребятами стада лошадей и верблюдов на разные пастбища. Но всё же я учился, жил и помогал маме и сестрёнке.
Взрослая жизнь
К окончанию школы у меня уже была мечта, я хотел поступить в военное лётное училище. И после окончания школы я сдал документы в военкомат, но так как у меня в аттестате было очень много троек, мне документы вернули.
Это было трагедией для меня.
Придя в себя, я решил поступать в техникум, и поступил. Через два с половиной года я его закончил и получил диплом техника-механика сельского и лесного хозяйства. Но поработать по специальности мне не пришлось, так как сразу же был призван в армию. Прослужив два года, я поступил в Красноярское радиоэлектронное училище, после окончания которого, получил звание лейтенант. И началась моя офицерская жизнь.
Первые десять лет я прослужил в различных отдалённых гарнизонах Забайкальского военного округа. Но, куда бы я ни приезжал, меня, как и других, командир части сначала обеспечивал жильём и всем прочим, а потом только допускал к службе. Не так, как сейчас показывают в кинофильмах, например, в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину», когда он, командир полка, приехав на службу в новый на краю света гарнизон, бросает свою жену у дома, ничем не обеспечив, а потом приезжает и спрашивает:
-Где обед?
-А ты посудой, продуктами обеспечил? – с удивлением и обидой отвечает она ему.
Это не характерный пример о Советской Армии. Это искажённое видение (через кривое зеркало) человеческих качеств русских офицеров. Я знаю жизнь военного, их семей не по кино, вроде этого режиссера Говорухина, так как прожил этой гарнизонной жизнью около тридцати лет, уволился в звании подполковника и сам организовывал быт офицеров и членов их семей в различных отдалённых гарнизонах.
Послесловие
В дальнейшем я закончил исторический факультет Калининградского государственного университета. Очень люблю изучать исторические периоды России, Европы, Азии. Любимые мои писатели И.Бердяев, А.Куприн, И.Бунин, М.Осоргин, А.Чехов, В.Шукшин.
Совестью наших современников считаю В.Астафьева. Не люблю смотреть телевизор – это сейчас притупляет мозги и формирует запрограммированных болванчиков
Я прожил жизнь не зря. Я горжусь своими дочерьми:
Одна закончила консерваторию в России и в Праге (Чехия) университет. Работает в музыкальной школе в Чехии, где живёт уже восемь лет.
Другая – закончила академию культуры, университет в Санкт-Петербурге и аспирантуру Российской Академии Наук. Сейчас живёт во Франции
Третья дочь – инженер – энергетик и ведёт своё дело.
Все эти воспоминания и размышления всколыхнула во мне эта бедная старенькая женщина…..
Я помог дойти ей до места продажи яблок. Там купил их у неё, дав за них сто рублей, и попросил её, чтобы она эти яблоки приняла от меня, как подарок, от всего сердца, как своей маме.
Мне больно видеть страдания убогих, беззащитных, слабых, бедных людей, так как я вижу в них своё детство и свою маму - этого прекрасного, бескорыстного, скромного человека, достойного огромного уважения и светлой памяти.
Да пусть светится имя её!
Свидетельство о публикации №210032400263
но, всё-таки оставляет надежду...
С уважением,
Анжелика Клори 12.10.2010 09:21 Заявить о нарушении