Гений - шизофреник или шизофреник - гений?

                (Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень  много  тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями.  Это Мюссе, Сальери, Свифт,  Батюшков, Шуман,  Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу,  что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

     Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из  чужого стакана, боясь  заразиться  смертельной  болезнью,  боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все  болезни,  описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по  внушению сатаны. 

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5  и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

           "Рожденный ползать, летать не  может".
   Специальные комплексные многолетние исследования в  различных развитых странах Европы и Америки показали,  что  одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000  человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за  последние 2000 лет истории  человеческого  общества  было  всего около 500 гениев.  Причем, данная пропорция  сохраняется  для каждого из 20 столетий.  И в то же время  процент  психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид  таланта.  Другой  вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении  вкладыва-ются  явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность  человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как  наиболее  драматичная и своеобразная  форма психической патологии)  соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть  строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении  имеется  у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже.  Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического,  физиологического, иммунологического и т.д.).  И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто  и  насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной  энергии  стрессов  превысит  защитный уровень конкретного человека,  так  и  возникает  психический срыв.  Чем выше интеллект человека, чем тоньше  его  душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку  для головы".               
               
Талант в своей сути предполагает  творческое  начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на  пути  к  общественному признанию таланту почти всегда приходится  проходить весьма сложный и тернистый путь.  Не зря Пушкин  говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим  успехам  у простых смертных заставляет  их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых  людей.               
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то  унизить и скомпрометировать саму личность, его  чисто  человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта  часто  проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой  долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и  нередко  неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению  чувств  особой  яркости,  без  оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку  и  в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе.  А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку  обнаженных нервов".   
Повышенная впечатлительность, чрезмерная  ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням  нервной  системы,  особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе,  Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

  Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность  создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать  все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают  человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и  радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости.  Только это не одержимость  "дьяволом или "инопланетянами" и т.п.  Это радостная одержимость служения человечеству.  Творческий экстаз имеет в себе  не  только обычную интеллектуальную и психологическую  подоплеку,  но  и духовную, что придает ему совершенно  необычные  качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное  удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм  таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного  брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего  контакта  с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в  целом  для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого  всплеска,  воплощенного  в  прекрасном  произведении науки или искусства.  И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей.  На самом деле мы - только  проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны  Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с  открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со  стороны". Ламартин  признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок,  попадающий  в  цель, которая нам кажется трудно достижимой,  а  гений  попадает  в цель, которая даже и не видна для нас.  Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него  самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как  гению  это совершенно неизвестно:  всякая творческая деятельность бессознательна.  И в этом имеется у таланта формальное сходство  и общность с психическими заболеваниями.  Но на этом  основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с  гениями, то ситуация будет выглядеть более  неоднозначно.  Дело  в том, что естественной человеческой  психологии  очень  трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в  своем  отечестве") лучше. При этом  подсознательный  инстинкт  "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные  и  предельно  своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и  пируэты,  неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для  их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал,  что его противники подкупили даже  продавцов  зелени,  чтобы  они продавали ему свой товар дешевле и  лучшего  качества,  чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту.  Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в  здравом уме.  Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций.  А это представляется лишь отчасти правильным.  Ведь никому не придет в голову  оценивать  десятиклассника  критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже  о  взглядах  первоклассника  применительно к дипломированному специалисту...  В  действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей  мы  вспомним  лишь  несколько сот составляющих цвет мировой науки и  культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего  человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного  отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни...  Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в  час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

      В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная  система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма  оценок может быть 100 баллов, а максимальная -  20000.  Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500  до  1500,  в  то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000.  Иначе говоря, различие между основной  массой  и  относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти  кратную  величину (500 и 15000).   То, что трудно и недоступно одним, то легко  и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть  и  будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым,  вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности  созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

   А жизнь творческого человека во многом отличается от  таковой у обычного человека.  Периоды вдохновения сменяются  паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических,  умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос  -  это  в  первую  очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание  в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос  в нём самом и главное - это звучание Космоса  в  его  разуме  и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

   Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до  глубокой  и  тяжелой  депрессии, когда все радости обычной жизни становятся  безразличными,  а все остальные проблемы и неприятности или вообще  теряют  какую-либо актуальность или перерастают  в  мелкие  трагедии  и драмы.

Бывает, что в результате заболевания  открываются  скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д.  Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном.  Но ни один не стал  гениальным после возникновения  психического  заболевания.  При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или  художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
      В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.