Воскресные дни святой Четыредесятницы

Воскресные дни Четыредесятницы Великого Поста

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

     Каждое воскресенье Великого поста посвящено какому-то событию или святому.
Основываясь на великопостные проповеди митрополита Антония Сурожского, кратко напомню суть каждой воскресной темы Святой Четыредесятницы.

1-е воскресенье Великого поста — Торжество Православия
     О каком торжестве идет речь? Когда мы смотрим вокруг и видим побежденность, удручения, то, кажется, что так мало причин торжествовать...
Но торжество Православия мы видим в двух вещах. Во-первых, в том, что православные люди, несмотря на разобщенность и гонения, сохранили свою веру, благоговейность богослужений, духовный путь, который нам завещан Христом в Евангелии.
     Зная, как слаб человек, как бы он ни хотел быть верным и сколько бы ни напрягал свои силы, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь, Который дарует ему силу, если не благодать Божия, сражающаяся за человека. Поэтому торжество Православия, о котором ликует наше сердце, - это победа Божия в немощи человеческой. В этот день мы радуемся, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом человеческого ума, холодностью и неустойчивостью его сердца, колебаниями воли, грехами плоти.
     Но празднование «Торжества Православия» было учреждено по более частному случаю - решением Седьмого Вселенского Собора, когда Православная Церковь отстояла право поклоняться иконам Христа, Божией Матери и святых. Победа над иконоборчеством, длившаяся 100 лет, венчалась установлением этого празднества каждый год в 1-е воскресенье Великого поста.
Особое место в этой воскресной великопостной службе занимает чин анафематствования.

2-е воскресенье Великого поста — святителя Григория Паламы
     В течение всей Евангельской истории мы являемся свидетелями того, что благодать Божия совершила над людьми, которые сумели покаяться, которые сумели обратиться всей мыслью, всей душой, всем порывом души к Богу. Один за другим проходят эти примеры в образах святых и в дни Великого поста...
     Григорий Палама - афонский монах, богослов и церковный деятель, живший в XIV в., давший философско-религиозное оформление исихазму. Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам дает, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. Благодать — это Сам Бог, Себя нам отдающий, и, принимая благодать, мы делаемся участниками Божественной природы, «богами по приобщенности».      Преображение и устремление к Божественному свету является преображением целостным и всеобъемлющим – и души, и тела; и несет с собой бессмертие и вечную жизнь.
Печаль нашего покаяния должна заключаться в том, что мы не видим свет, о котором нам возвещает Бог, свет, в котором нет никакой тьмы. И о том, что, пребывая во тьме, мы теряем глубину веры…

3-е воскресенье Великого поста — неделя Крестопоклонная
     Середина поста. Накануне, в субботу, во время вечернего богослужения на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий Крест Господень.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» - дает Христос одну совершенно ясную заповедь тем, кто хочет следовать за Ним (Мф. 16: 24).
     Но отвратиться (отвернуться) от себя, пройти мимо своих «хочу» можно только в том случае, если приковать свое внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести глаза и не смотреть никуда или просто оторвать влечение своего сердца и ни на что его не направить — нельзя. Визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, человеку свойственно куда-то смотреть и чем-то (визуальным) жить.
     Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Ответ находим в Евангелии (в рассказах, притчах). Без Тебя, Господи, — ничего не могу сделать: будь моими глазами, видящими ближнего; будь моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками моими, дающими ближнему то, что ему полезно, спасительно, нужно... И тогда - мы живем со Христом, несем Его Крест, потому что Его Крест — это Его любовь.

4-е воскресенье Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника
     Четвертое великопостное воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, величайшего подвижника и аскета VI в., игумена монастыря святой великомученицы Екатерины на горе Синай, замечательного церковного писателя (преподобными называют святых из монахов). Лествичником он назван потому, что он оставил нам духовное руководство — «Лествицу», где показано восхождение от земли на Небо, из глубин греха человеческого до вершин любви Божией и соединения с Ним.
     Применительно о покаянии в дни поста святой Иоанн говорит: «Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес или что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих...». Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели. Мы, конечно, о многом плачем: об утратах своих, об оскорблениях, которые нам наносят люди, о болезни, о многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни… И только о своих грехах, которые чаще всего и являются причиной наших болезней, горя, страдания и утрат, мы не плачем… А ведь единственное по-настоящему несчастье человеческой жизни – жить без Бога.

5-е воскресенье Великого поста - преподобной Марии Египетской
     В лице преподобной Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
     О Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. Позабыв о своей греховности, не думая о том, что в ее жизни нет ничего общего с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила и не пускала; каждый раз, как она приближалась к церковным вратам, она была отброшена. Мария пришла в ужас и обратилась за помощью к Матери Божией, милосердием которой и была допущена в храм.
     Выйдя из храма, она не захотела вернуться к прежней жизни. Она ушла в пустыню и там провела в неописуемом подвиге и в совершенном одиночестве всю свою остальную жизнь: 47 лет, которые стали поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

6-е воскресенье Великого поста - Вербное воскресенье (http://www.proza.ru/2007/03/27-183). 
Вход Господень в Иерусалим
     Торжественный и светлый праздник, предваряющий радость Святой Пасхи, свидетельствующий о том, что в Иерусалиме ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, полагает начало вольных страданий Христа. Начинается Страстная неделя…
     Христос страждет для того, чтобы воскреснуть. Христос рождается для того, чтобы живоносной смертью победить смерть. Вот она - непобедимая и непостижимая сила Креста Христова, к которой взываем мы в дни Великого поста: «...не остави нас, грешных…».


Подготовила Ольга РОЛИЧ/г. Брест.


Рецензии