Вне зоны доступа
Несколько лет назад начала улучшаться ситуация с доступностью городской среды для людей с ограниченными возможностями. Один из наиболее важных вопросов касается обеспечения доступности для инвалидов крупных торговых центров.
Речь идет о специальных лифтах, туалетах, а также об информационном сопровождении. В течение многих лет в Екатеринбурге проекты всех строящихся и реконструирующихся зданий социальной инфраструктуры проходят через общественную экспертизу представителей организаций инвалидов. Стоит отметить, что этот опыт у столицы Урала переняли многие города России.
- Нужно понимать, что люди с инвалидностью, в том числе на инвалидных колясках, составляют целый пласт населения, - говорит Елена Леонтьева, руководитель комиссии инвалидов-экспертов общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение» по согласованию проектов с точки зрения доступа маломобильных граждан. - Инвалиды увеличивают товарооборот. Они любят ездить в торговые центры - удобно мерить вещи в тепле и комфорте, удобно закупать продукты на неделю вперед. Можно оставить ребенка в игровой комнате, потратить полдня, но купить в ТЦ все мелочи, которые важны и нужны.
Если центр не только торговый, но и развлекательный, инвалиды могут задержаться и на целый день – сходить в кино, в боулинг, поиграть в автоматы. Если инвалида в какой-то торговой точке неприветливо встретили, то он больше не пойдет в это место и наоборот.
Искусство входа
В наше время при проектировании торговых центров используется так называемое универсальный подход к проектированию, универсальный дизайн, а это означает, что здания изначально строятся так, чтобы было удобно для всех граждан города, в том числе и маломобильных (к слову, в эту категорию входят не только инвалиды, но и люди низкого роста, беременные, пожилые люди, дети дошкольного возраста, а также родители с детскими колясками). И если проектировщики изначально не учтут какие-то нюансы, связанные с обеспечением удобства маломобильных граждан, то впоследствии перепланировка потребует больших усилий и затрат.
При проектировании предприятий, доступных для маломобильных категорий пользователей, следует учитывать общие требования к формированию архитектурной среды, изложенные в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». К ним также разработаны четыре свода правил: СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП-103-2001, СП-104-2001.
Каким же должен быть «политкорректный» торговый центр, чтобы его могли посещать все категории граждан?
Как театр начинается с вешалки, так и торговый центр начинается со стоянки. Для людей с ограниченными возможностями требуются специальные парковочные места. Для личного транспорта инвалидов на автостоянках при предприятиях розничной торговли следует выделять из общего количества мест для предприятий с площадью торговых залов: от 400 до 1000 кв.м. - не менее 15% парковочных мест; более 1000 кв.м. - не менее 10% мест; менее 400 кв.м. - не менее 1 места. Места для транспортных средств инвалидов должны размещаться не далее 50 м от специализированного входа для маломобильных покупателей. Кроме того, необходим специальный знак, обозначающий парковку для инвалидов. А также должна быть разметка, благодаря которой специальные парковочные места становятся не менее 3,5 метров в ширину.
Самый оптимальный вход в торговый центр тот, который располагается на уровне земли. В этом случае удобно не только инвалидам, но и въезжать за покупками и выезжать с тележкой обратно обычным покупателям. Высота порога не должна превышать 2,5 см, иначе на инвалидной коляске его сложно преодолеть. Если на входе есть ступеньки, то они обязательно должны быть с перилами, а рядом необходим пандус с перилами с двух сторон. Также очень затрудняют движение на коляске продольно расположенные рёбра решёток ливневой канализации – колеса между ними проваливаются. Поэтому лучше, если рёбра решеток идут поперёк направления движения, либо решётки выполнены ромбовидно.
Крутящаяся входная дверь на входе в здание (как в новой части ТЦ «Гринвич») имеет специальную кнопку замедления скорости вращения двери. А рядом оборудуется вход с обычной распашной дверью, чтобы инвалид имел возможность выбирать, в какую дверь ему зайти удобнее и безопаснее.
Как должно быть…
Как правило, торговые центры редко состоят из одного этажа, но по лестницам маломобильным посетителям подниматься тяжело, а некоторым категориям инвалидов (например, колясочникам) просто невозможно. Лифт или траволатор (эскалатор без ступенек в виде бегущей дорожки), если они грамотно обустроены, решают проблему подъема, но траволатор облегчает подъем на этажи не всем категориям людей. Поэтому даже при наличии в торговом центре современного траволатора без лифта не обойтись. Для слабовидящих и слепых людей в лифтах все кнопки должны быть продублированы цифрами, выполненными точечно-рельефным шрифтом Брайля.
В длинных коридорах отделов торговых центров между стеллажами расстояние следует делать не менее 90 см, иначе проехать человеку в коляске просто невозможно (чтобы развернуться или повернуть надо, как минимум, 0,9х1,2 м, а обычно диаметр зоны разворота должен быть не менее 1,4 метра). Это же касается и проходов на кассах в торговых точках с самообслуживанием – чтобы могла проехать коляска, ширина прохода должна быть около 1,1 м.
До телефонных аппаратов, порой в изобилии висящих на стенках, инвалид-колясочник или человек низкого роста просто не дотянется. Но аппаратов висящих ниже обычно, еще и в комплекте с сиденьем, в Екатеринбурге просто нет.
Отдельная печальная сага – туалетные комнаты для маломобильных граждан. В разных ТЦ туалеты для инвалидов устроены по-разному – где-то, как в Парк Хаусе, это отдельные помещения, где-то –специальные кабины в общем туалете. Случается, что ширина дверных проемов напоминает о хрущовском бытовом минимализме – 71 сантиметр. В такую дверь не пройдет ни инвалидная, ни детская коляска. В дверной проём 81 см пройдёт около 90 % комнатных инвалидных колясок, но есть риск повреждения кистей рук о косяки. Поэтому в нормативах ширина дверного проёма в кабину инвалидов должна около 1 метра, чтобы и инвалид на любой коляске безопасно проехал, и косяк двери остался не повреждённым. Сама туалетная кабина должна быть, по крайней мере, в два раза шире обычной, примерно 180 на 165 сантиметров. Возле унитаза по стенам, как правило, идут поручни. И непременно должна быть кнопка чрезвычайного вызова на тот случай, если инвалиду в закрытой туалетной комнате потребуется помощь (упал, почувствовал себя плохо или далеко откатилась инвалидная коляска при пересаживании на унитаз).
Идеальные для инвалидов примерочные кабины по нормативам должны быть площадью не менее 2 х1,7 кв.м. В торговых центрах Екатеринбурга ничего подобного нет, поскольку в каждом бутике свои стандартные примерочные, и арендатору бутика невыгодно размещать на драгоценных квадратных метрах то, что у него никто никогда не спрашивает. Впрочем, есть вариант, что называется, «light» - когда кабины разделены тканью, и в случае посещения примерочной инвалидом, ткань между двумя кабинами просто отодвигается в сторону, и из двух узких кабинок получается одна широкая. Но желательно, чтобы в кабине был стул со спинкой и на более низком уровне висели зеркала.
…как есть у нас
Несмотря на то, что между тротуаром и парковкой бордюр должен идти на понижение, далеко не во всех местах так и есть. На удобном центральном входе без ступенек в ТЦ «Екатерининский» не предусмотрены ни парковки для инвалидов, ни пониженный бордюр. Приходится инвалиду подъезжать к боковому входу, где есть специальные парковочные места, но вот по пандусу или ступенькам крыльца подниматься сложно, так как нигде нет перил.
Парковки часто занимают не те, для кого они предназначены. В США, например, штраф за парковку на месте для инвалидов составляет 500 долларов. У нас – о штрафе даже заговаривать смешно. На автостоянке ТЦ «Дирижабль» какое-то время то появлялись, то исчезали места для инвалидов. В конце концов, в «Дирижабле» поставили металлические переносные ограждения, не позволяющие парковаться на местах для маломобильных граждан тем, кто не относится к этой категории. В случае необходимости персонал парковки стоечки отодвигает и пропускает на парковку машину инвалида.
Частая проблема, возникающая из-за неспособности людей представить себя в инвалидной коляске, состоит в том, что в начале и в конце пандуса нужна свободная площадка длиной 1,5 метра для заезда на пандус на коляске, но очень часто размещенные в этой зоне мусорная урна или клумба не дают возможности воспользоваться пандусом. Также, нередко урны прибивают возле начала крылечка так, что людям с ограниченными возможностями трудно дотянутся до перил.
В торговых центрах лифты для инвалидов, как правило, запрятаны куда-то вглубь. Либо колясочников поднимают на грузовых служебных лифтах. Например, в старой части «Успенского» есть лифт, который идёт на 5 и 6 этажи, а где-то глубоко в зале у эскалатора маскируется лифт, на котором можно было бы инвалидам подняться на 2, 3 и 4 этажи.
В ЦУМе стоят на входе качающиеся двери, которые категорически запрещены на путях движения инвалидов. В этом случае либо качающиеся створки дверей должны фиксироваться, либо рядом должен быть дублирующий вход с распашной дверью. Не просто порой открыть и традиционные распашные двери. Двери с неотрегулированными доводчиками обычному человеку тяжело открывать, а пожилому человеку или инвалиду-опорнику без посторонней помощи ни зайти, ни выйти.
Во многих торгово-развлекательных центрах есть кинозалы, но большинство из них инвалидам недоступны. В частности, в «Екатерининском» кинозал «вне зоны доступа» для людей с ограниченными возможностями.
Туалеты, предназначенные для инвалидов, часто закрыты или технический персонал использует их в качестве подсобок или складов. Такая участь постигла и туалеты в первой очереди ТЦ «Гринвич», где по проекту кабины для инвалидов были построены, но на них нет указателей «инвалид», а женская специальная туалетная кабина просто закрыта.
- Я нашла администратора, но он внятно ничего не смог объяснить, - рассказывает Елена Леонтьева, - так как дверь в кабину закрыта, замок в двери сломан, а что за этой дверью не знает, но это точно не туалет для инвалидов. Когда пришел плотник и вскрыл дверь, оказалось, что в этой действительно оборудованной для инвалидов кабине устроили некое подобие склада.
В туалете фудкорта «Пир» новой части «Гринвича» кабина для инвалидов есть, но отличается она от остальных кабинок лишь размерами – никаких указателей на двери, как и специального оборудования внутри нет.
Даже в самом первом доступном для инвалидов торговом центре «Дирижабль», который с марта 2001 года посещает достаточно много колясочников, в женском туалете для инвалидов организовали хозяйственную комнату - поставили стиральную машину, сушильную машину, столик. Объясняют это тем, что в проекте не была предусмотрена бытовка для уборщиц, поэтому пришлось пожертвовать туалетом. Может быть, объяснение логичное. С точки зрения здоровых людей. В объявлении на двери женщинам-инвалидам предложено обратиться за ключом от туалета к персоналу. Но захотят ли они воспользоваться этим так называемым туалетом среди сушащихся на поручнях (которые установлены возле унитаза специально для инвалидов) тряпок, работающих машинах, чтобы в очередной раз почувствовать себя на обочине жизни?
…и как есть у них
Туалеты для инвалидов в европейских странах называются туалетами для маломобильных граждан. В Европе в таких комнатах есть, кроме всего прочего, пеленальный столик для младенцев, стульчики-горшки для детишек, стаканчики и питьевая вода для приёма лекарств, памперсы – словом, те мелкие и необходимые вещи, которые могут понадобиться разным категориям граждан.
В цивилизованных странах маломобильные посетители имеют возможность выбирать способ передвижения по ТЦ: ходить пешком или ездить на коляске.
- В наших протяженных торговых центрах инвалиды-опорники быстро устают ходить на ногах. Поэтому они их не посещают, а стараются покупки делать в небольших по площади магазинах, - говорит Елена Леонтьева, - За границей у входа всегда стоят обычные инвалидные коляски, которые принадлежат торговому центру. Этими колясками могут воспользоваться не только инвалиды, но и те, у кого болят ноги, кто не может долго ходить. В США, кроме привычных колясок, есть еще скутеры - небольшие электрические машинки, их особенно любят пожилые люди.
Двери магазинов на Западе либо работают на фотоэлементах и распахиваются сами, либо оснащены специальным кнопками, после нажатия на которые, дверь открывается, и можно без усилий войти внутрь.
В Японии для слепых на полу выложены тактильные плиты, идя по которым, можно ориентироваться в пространстве и чувствовать повороты.
Так или иначе, а Россия при своей недавно стартовавшей политкорректности, отстает в этом отношении от стран Европы и Америки более чем на 30 лет.
Информационный голод
И, наконец, постоянный бич маломобильных граждан Екатеринбурга, по словам Елены Леонтьевой, недостаток информационного сопровождения. Стоит начать с того, что слабослышащие люди могут воспринимать информацию лишь визуально и не слышат рекламных и справочных объявлений из «радиорубки» торгового центра. Эта информация не дублируется бегущей строкой или кадрами на телеэкранах.
Но речь в первую очередь не об этом. А о том, что мало предусмотреть для инвалидов то, что необходимо. Об этом любому инвалиду, который пришёл в ТЦ, надо сказать, указать и рассказать.
Чаще случается, что инвалид приезжает в ТЦ и не знает, есть в нём лифт и специальный для него туалет или нет, и как пройти или проехать к лифту и туалету. Догадаться, как правило, сложно, а указателей просто нет.
В ТЦ «Гринвич» на каждом углу стоят современные светящиеся мониторы, которые показывают, где и что находится. Но значков, обозначающих специально обустроенные кусочки среды для инвалидов, на планах этажей в мониторе вы не увидите. То же касается и печатных путеводителей торговых центров «Дирижабль», «Успенский», «Мега Екатеринбург» и других. В них вы не найдёте знака «инвалид» рядом с лифтом, туалетом, на парковке. А в путеводителе «Мега Екатеринбург» не указан даже справочный телефон, чтобы можно было хотя бы позвонить и уточнить. Зато в ТЦ «Дирижабль», первом в городе, появились хорошо заметные указатели местонахождения туалетов для инвалидов.
- Когда я в первый раз летом приехала в ТЦ «Гринвич», - рассказывает Елена Леонтьева, - я ждала администратора 40 минут, чтобы она мне объяснила, где и как подняться на второй этаж, потому что персонал показать мне это не мог. Администратор тоже не объяснила. После долгих переговоров удалось понять, что только с внедрением третьей очереди в ТЦ будет построен лифт для подъёма маломобильных граждан на 2 и 3 этажи. А пока лифта нет.
В США при входе в ТЦ написано – «В случае затруднений обращайтесь к персоналу». Работники екатеринбургских ТЦ часто просто не знают, что ответить, если вдруг инвалид обращается с вопросом.
Хотели, как лучше…
Осенью на Урал пришел Запад в виде ТЦ «Мега», якорные операторы в котором, казалось бы, зарекомендовавшие себя западные брэнды – «OBI», «IKEA», «Ашан». Однако работают они, как выяснилось, не по западным правилам, а по самым что ни на есть российским. Это заметно буквально от въезда – нет указателей на парковки для инвалидов, да и самих парковок тоже нет. Хотя до входа в ТЦ идти достаточно долго. Напротив каждого лифта по проекту запланировано понижение бордюра для более удобного въезда, однако это осталось лишь в проекте, разве что на въезде в «Ашан» бордюр условно закатан в асфальт.
На такой огромной территории, которую предлагает покупателям «Мега», маломобильным гражданам без инвалидных колясок делать просто нечего. Однако ТЦ из колясок предоставляет только детские. И хотя в шведских магазинах покупатель имеет возможность брать в ТЦ инвалидную коляску на время пребывания в магазине, руководство IKEA в российских условиях решило обойти вниманием этот важный момент.
Что касается информационного сопровождения для инвалидов в «Меге», то его там просто нет. Указателей для инвалидов в ТЦ нет, в путеводителе об инвалидах забыли, сотрудники за стойкой справочно-информационной службы на вопрос о местонахождении туалетов для инвалидов точного ответа не знают.
- Когда в центральной части ТЦ удалось обнаружить в мужском и женском туалете по кабинке для инвалидов, то оказалось, что не только обозначений на дверях нет, но при этом кабинки закрыты на ключ, - говорит Елена Леонтьева. – В женском отделении, по словам персонала, протекает унитаз. А в мужском – в кабинку нельзя попасть по техническим причинам.
Можно сказать, что здание «Меги» еще новое, и поэтому не совсем оснащено и насыщено информативно, но, с другой стороны, в других отраслях, относительно развлечений или фудкортов, ТЦ вполне укомплектован. Почему же иностранный брэнд перестает быть иностранным в российских условиях?
Важно не только построить современный и удобный торговый центр «по западным стандартам», но и донести до человека информацию. Такого рода внимание очень важно для инвалидов. А без этого торговый центр продолжает оставаться, как это ни удивительно, недоступным, неудобным и малопонятным для инвалидов.
Свидетельство о публикации №210032400511
Довольно затасканная фраза. Можно сказать, дешёвая.
Чтобы думать на эту тему, нужно бы определиться с терминами. А что такое "секс"?
Думаю, явно не праздник тел, венчающий чувство под названием "любовь".
Банальное удовольствие в результате удовлетворения полового чувства? Если это, то пусть бы и в теперешнее время этого "секса" было бы поменьше...
Если первое, то да, в советское время старались о втором не говорить.
Анатолий Комиссаренко 02.12.2011 20:14 Заявить о нарушении