Певица

В нашем доме пели все.
   Пела мама, когда вязала своими маленькими белоснежными ручками волшебные вещи из обыкновенных ниток. Голос у неё был приятный и сильный, но со слухом были проблемы. Она пела вместе со мной всегда прекрасно, но стоило мне замолчать, звуки уходили в сторону, причем в любую.Поэтому, работая, она пела исключительно наши "домашние" песни - украинские - протяжные и напевные, грустные и искренние...
   Прекрасно пела бабушка, научившись пению еще в церковном хоре. У неё был низковатый грудной голос, она знала слова всех песен из нашего домашнего репертуара. С нами вместе она не начинала петь никогда. А лишь потом, наслушавшись наших голосов, "входила" сама. Но, если вдруг, Махорочка (так звал её муж когда-то) начинала петь одна - жди беды. Её сердце-вещун ныло в предчувствии беды, и эта тоска заставляла её петь. Причем, чем красивее она пела, тем хуже было то, что она предчувствовала.
  Сколько помню себя - пела и я. У меня оказался абсолютный слух и серебряный голос, по мнению председателя приемной комиссии музыкальной школы, куда меня собирались отдать на обучение года в четыре. Но потом в доме у нас произошло несчастье, меня определили в интернат, и про "музыкалку" пришлось забыть.
 ... Однажды теплым летним вечером у нас случились гости. Мы сидели на  нашей уютной кухне.. Стол был обильный, выпивки -  море, впереди выходные. Настроение прекрасное...
  Как повелось, потихонечку запели. Потом, войдя во вкус, запели веселей и громче. Время  пока было не позднее, и песни лились рекой...
  Я пела, что просили - и " Рябину кудрявую", и "Айсберг", и романсы,  и частушки. Сергей аккомпанировал мне то на гитаре, то на аккордеоне.Он вообще обладал талантом играть на всём, что звучит!.. Однажды в гостях у кого-то увидел на столе в футляре скрипку. Спросив разрешения, взял её, повертел в руках, тронул сначала пальцами, а потом смычком. Немного посопел и ... заиграл! Да так, что
казалось, что его этому учили когда-то. Сыграл он мне как-то раз и на флейте, как это получилось, он и сам не понял, но было это здорово. На пианино он вообще играл, как настоящий музыкант, хоть и проучился в музыкальной школе всего три года. Я восхищалась этим его умением, а он говорил мне, что я пою гораздо лучше, чем он играет. По пять раз за вечер он просил меня спеть его любимый романс "Не уходи". Часто я видела, как он переживает то, о чём я пела. Особенно нравилось ему, как мы пели с мамой наши украинские песни. Они всегда  были  у нас наполнены такой печалью, что его прошибала слеза.
  ... Когда-то давно, 1 сентября 1963 года, на первом в жизни уроке в первом классе наша первая учительница - Зинаида Алексеевна Кубарева - по алфавиту приглашала нас к своему столу и спрашивала, что мы умеем: петь, читать стихи, танцевать или рисовать?  Все смущались, но подбадриваемые доброжелательной поддержкой учителя, делали кто что умеет. Моя фамилия была в начале алфавита.
  Я подошла к столу учительницы и бойко объявила, что умею всё!
  - Что - всё? - не поняла Зинаида Алексеевна.
  - Всё, что Вы попросите! Скажите, что делать - я сделаю.
    Подняв брови от удивления она спросила:
  - И где же ты всему научилась?
  - Дома и в садике! - ответила я, - вот рассказывать стихи, петь и читать - дома, а танцевать - в садике.
   - Значит, ты у нас талант?
  - Да, талант. И ещё у меня абсолютный слух и серебряный голос!
  - Кто тебе это сказал?
  - Директор музыкальной школы.
  - Ну, тогда спой, пожалуйста, свою любимую песенку.
   И я запела. Название песни я не помню уже, а вот слова помняться:

                С мамой я поссорился с самого утра.
                С той поры не ладятся шутки да игра.
                Как бы мне осмелится - к маме подойти?
                Мамочка, любимая, ты меня прости!..

  На втором куплете Зинаида Алексеевна, вытирая слезы беленьким платочком, взяла меня за руку и сказала:
  - Тебя обманули! У тебя золотой голосок! Я ещё никогда не слышала, чтобы так пели.
  Она объявила переменку и вышла из класса. Все сидели притихшие, тронутые не то её слезами, не то моим пением...

   Вечер протекал как водилось - интересно  и неторопливо. У мужчин были свои бесконечные разговоры о работе, мы с Тамарой вспоминали, как встречали мужей по разным портам страны. Томкин муж Игорь меня недолюбливал, всякий раз пытался меня поддеть чем-нибудь. Серега смеялся над ним, говоря, что Игорь в меня влюблен. Мне так не казалось, но вот то, что он умирал от моего пения - точно! Особенно ему нравились песни Пугачевой в моём исполнении.
   Еще в университете меня пригласил наш сосед Толик попеть немного в ресторане, где он работал музыкантом, пока они не найдут певицу. Их солистка ушла в декрет, а заменить её было пока некем. Я согласилась, тем более, что за вечер мне официально пообещали платить по 30 рублей без "бонуса".
   Пела я почти весь репертуар Аллы. Гости хлопали, отбивая ладони, и просили повторить. Бисы и бравы оплачивались отдельно. Два биса - руководителю группы, третий - певице. Мне нравились пугачевские тогдашние песни.  Её "Без меня"  невозможно даже и сравнить с "Мадам Брошкиной",  а обожаемый всеми шлягер "Миллион роз" с  сегодняшней  "Кафешкой"...
   Игорь всегда умолял меня, чтобы я спела "Без меня", слушал с закрытыми глазами, плакал и просил петь её снова и снова... Он сказал как-то раз, что я пою эту песню лучше, чем Пугачиха. Как уживались в нем два таких противоречивых чувства ко мне - мы с Сережкой не понимали. Но искусство - волшебная сила!
   Вот и на этот раз он попросил меня спеть его любимую песню. К нему присоединилась и Тома, а ей я никогда не могла отказать ни в чём. Мы уже достаточно распелись, голос звучал  уверенно, и я  громко и вдохновенно запела. Мой муж смотрел на меня, как завороженный. Игорь сидел с закрытыми глазами. Томка курила и улыбалась. Песня свободно  лилась в открытое окно и заполняла собой пустоту ночи...
   Когда я замолчала, стало почему-то так тихо, что был слышен шелест листьев  на тополе за окном...
Несколько секунд  тишина висела в воздухе, а потом взорвалась громкими аплодисментами и криками "Бис" и  "Браво".
 Игорь распахнул глаза, Томчик выронила изо рта сигаретку. Сережка подскочил к окну...
   Внизу под окнами нашей  квартиры была конечная остановка, а   хлопали  мне люди, ожидавшие последнего автобуса.
   - Спасибо, товарищи! Спасибо! Это пела моя жена, она певица! Хотите, она споет для вас ещё?
  Люди внизу одобрительно загудели. Ободрённая  слушателями на улице, я запела свою любимую песню "Сон Стеньки Разина". Голос звучал мощно и легко. Послышался шум подъехавшего автобуса.Я, не прекращая петь, подошла к окну и  выглянула на улицу. Люди слушали  меня, задрав головы, водитель автобуса вышел из кабины и тоже смотрел вверх.. Я закончила песню. Шофёр закричал, перекрывая звук аплодисментов:
  - Товарищи, проходите в автобус, у меня график, я опаздываю! Девушка! Не пойте больше, пожалуйста!
  - Не буду!  Спасибо вам! Спокойной ночи! - помахала я рукой, и закрыла окно.
  ... Очень странным нам с Сережкой показалось то, что потом никто из соседей не возмутился и не пожаловался на наш концерт председателю нашего жилищного кооператива, а вечно всем недовольный сосед  снизу с того дня называл меня исключительно певицей...
   
 


Рецензии