Идейное наследие И. С. Тургенева
Вспомним, И.С. Тургенев в рассказе «Хорь и Калиныч» приводит разговор с г-ом Полутыкиным, который, вы, наверное, это хорошо помните, любил в подарок посылать кислые персики и др. незрелые произведения своего сада. Тургенев пишет: «А вот это моя контора, - сказал мне вдруг г-н Полутыкин, указывая на небольшой низенький домик, - хотите зайти?» - «Извольте». – «Она теперь упразднена, - заметил он, - а всё посмотреть стоит». Контора состояла из двух пустых комнат».
Читатели рассказа «Хорь и Калиныч», как это выяснилось позже, так и не рассмотрели, не смогли увидеть, понять по тексту рассказа значение тургеневского слова «контора». И тогда гениальный писатель решает посвятить этому «слову» целый свой новый рассказ и называет его достаточно ясно - «Контора».
Рассказ И.С. Тургенева «Контора» поставлен исследователями идейного наследия писателя первым в ряду его самых острых антикрепостнических рассказов.
Корни любопытной оговорки
"Одной из сторон врожденного и непреоборимого неравенства людей
является их разделение на вождей (руководителей - пр.) и подчиненных".
На пьедестале памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу, что у железнодорожного вокзала г. Орла, начертаны слова писателя: «Мы народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее». В какое будущее российского народа, говоря, что мы народ юный и сильный, так искренне верил наш великий земляк? Перечитывая «Записки охотника», обратил я свое внимание на очень любопытный рассказ писателя с названием «Контора». - "Петр - конторщик, петров брат Иван - конторщик, другой Иван - конторщик, Коскенкин, Наркизов тоже конторщики, я вот, - да всех и не перечтешь".
Удивительно! На Руси грядёт (приближается, наступает) отмена крепостного права, другими словами рабства, а Тургенев создает образ барыни с ее дворовой конторой. Для чего спрашивается? Мне думается, что писатель прекрасно знал о суждении Аристотеля по поводу одного из законов Солона. Он знал, что "народу нужно дать только самую необходимую силу, право избирать и контролировать должностное лицо, без этого права народ будет в положении раба и настоящего врага государства". Писатель знал это и, на мой взгляд, очень хотел, чтобы все обученные грамоте люди хоть чуть-чуть задумались о последствиях барского назначения должностных лиц-конторщиков.
Иван Сергеевич Тургенев верил в силу молодого российского народа…
Шли годы. Сменилось столетие, и наступила эпоха глубоких социальных переворотов (революций). - "Мир народам!", "Земля крестьянам!", "Заводы рабочим!", "Власть …" - Помним ли мы лозунги канувшей в лету революции? Помним ли мы вот эти слова: "Рабочие, завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат, сломают его до основания, не оставят от него камня на камне, заменят его новым..." - и далее по Солону… Правда, В.И. Ленин считал, что народу (пролетариату) нужно иметь (завоевать в революционной борьбе) не только право выбирать себе руководителя и контролировать его работу, но и зарплату руководителю надо назначать не такую большую, как у хорошего рабочего.
Шли годы Советской власти. К середине 80-х г. у нас кто-то вдруг вспомнил об известном законе Солона…, задумался и понял, что в нашем обществе среди всего его народа развелось уж больно много «врагов государства». И чтобы их изничтожить, был принят новый трудовой Закон. Прочтем КЗоТ РСФСР тех лет и ознакомимся с текстом этого закона (Ст. 235-4. «Выборы руководителей в трудовых коллективах»). "Руководители предприятий, структурных единиц, объединений, подразделений, а так же мастера и бригадиры избираются на общем собрании (конференции) соответствующего коллектива и утверждаются в установленном порядке. И далее: "Если кандидатура, избранная коллективом, не утверждена вышестоящим органом, проводятся новые выборы...". Вот только, если бы не это «если»!
90-е годы ушедшего столетия. Для нас это время гласного обсуждения и принятия новых основополагающих Законов нового Государства. К примеру, посмотрим Закон «Об Образовании» РФ. В Статье 35 П.4 этого Закона говорится о том, что: «Руководитель государственного, муниципального образовательного учреждения может быть в соответствии с уставом образовательного учреждения:
б). Избран коллективом образовательного учреждения.
е). Назначен… А чуть ниже всех перечисленных «а», «б, е…» положений, в том же П.4 этого закона любопытная оговорка: «В гражданских высших профессиональных образовательных учреждениях назначение руководителей не допускается».
Как Вы думаете, для чего наши высокообразованные люди России, работающие именно в высших гражданских профессиональных образовательных учреждениях, сделали эту оговорку? Неужели эти люди могут бояться и боятся, что кто-то вдруг вздумает лишить их - их права выбора и закрепления в Уставе их образовательного учреждения положения «б» П.4 (Избран коллективом образовательного учреждения)? Нет, здесь не то, здесь совсем другое. Оговорка «назначение руководителей не допускается» сделана ими в тексте Закона только для того, чтобы мы, все работники всех остальных образовательных учреждений, в которых руководители - "волей провидения" скорей всего - лица назначаемые, знали: "В Законе РФ "Об Образовании" существует и частное мнение высокообразованных людей России", знали, что существует их категоричное НЕТ! в вопросе назначения руководителей всех образовательных учреждений.
Послесловие.
В самом конце 2002-03 учебного года в «Учительской газете» был опубликован материал «Единоначалие – не значит самоуправство», интервью у министра образования России Владимира Михайловича Филиппова.
Что говорил министр учителю? - «Статья 35 определила принципы управления государственными и муниципальными учебными учреждениями: единоначалие и самоуправление…
Другое дело, что реализовать в полной мере государственно-общественный характер управления в школе пока не удалось. Вузы здесь достигли лучших результатов. Должность ректора – выборная. Иная ситуация в школе…».
Должность ректора – выборная. Почему в школе-то у нас иная ситуация? Непонятно. Может быть, это всего лишь оттого, что учитель общеобразовательной школы в отличие от преподавателя вуза не видит особых различий между выборностью и назначением своего руководителя?
А.М. Маслов
В статье использовались следующие материалы:
Эпиграфом " Корни любопытной оговорки" служат слова из письма основателя научного психоанализа, которое им было озаглавлено "Почему война?". Из этого письма, ответа Зигмунда Фрейда - Альберту Эйнштейну, ко всему прочему, мы можем узнать, что "насилие можно сокрушить единством, власть объединившихся предстоит теперь как право против насилия одного."
См.: Письмо Зигмунда Фрейда - Альберту Эйнштейну. (Журнал "Курьер ЮНЕСКО", май 1993г., раздел - Документы, стр.5, 47)
И.С. Тургенев, рассказ "Контора" («Записки охотника», М.: Лесная промышленность, 1980г., стр.129)
Хрестоматия по истории Древней Греции (М.1964г., стр.157).
В.И. Ленин, «Государство и революция», п. с.с. , т. 33., стр.109 (доп. стр.73,77,115)
КЗоТ РСФСР (дополненный в сер. 80-х г.)
В 4-ом издании Закона РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001г.) п.п. «а», «б»... заменены цифровым обозначением. ( См. п.п. № 6 - П.4, ст. 35).
Закон РФ об Образовании («Учительская газета», № 28 от 4 августа 1992г., Официоз, стр.13)
«Учительская газета», № 25(9950) от17 июня 2003 года, стр. 13
Свидетельство о публикации №210032400721